|
Главная -> Словарь
Арланская угленосная
По техническим условиям в России дизельное топливо для автомобильных и тракторных двигателей разделяется на два сорта— летнее и зимнее,различающиеся между собой по температуре помутнения и температуре застывания. Для летнего топлива температуры помутнения и застывания должны быть не выше —5 и ~10°С соответственно, для зимнего сорта — не выше —35 и —45°С. Температура застывания арктического дизельного топлива не должна превышать —60°С. — Прим. ред.
Большинство нефтей, перерабатываемых на восточных заводах, обладает высоким содержанием смолистых веществ, сернистых и азотистых соединений. Характерно и высокое содержание парафина, в связи с чем для получения из этих нефтей арктического дизельного топлива требуется депарафинизация. Наличие значительного содержания сернистых соединений в средних фракциях , особенно в чикмагушской, ромашкинской и перспективной арланской нефти, ставит вопрос о необходимости сероочистки этих фракций, тем более, что в ближайшие годы намечается значительный рост добычи нефтей с повышенным содержанием серы.
'' Промывка комплекса — один из основных и ответственных, этапов процесса карбампдной депарафинизации, и роль его особенно велика при использовании получаемых к-парафинов в нефтехимической промышленности, поскольку степень чистоты н-парафинов является одним из условий возможности их дальнейшей переработки. Пожалуй, единственным случаем, когда промывка может быть исключена из схемы процесса, является получение арктического дизельного топлива с температурой застывания — 60° С, в котором не должны содержаться увлеченные углеводороды , с одновременным направлением н-парафинов в сырье какого-либо вторичного процесса .
лива с температурой застывания —45° С нужно извлечь из заводской дизельной фракции нефтей Урало-Волжского района 19% парафинов, а для получения арктического дизельного топлива с температурой застывания —60° С —23% к-пара-финов . В. В. Усачевым и П. П. Дмитриевым с сотр. доказана целесообразность использования процесса карб-амидной депарафинизации при переработке высокопарафини-
после чего депарафинат тяжелой фракции и соответствующую легкую фракцию смешивали в количествах, пропорциональных их выходам. Зависимость температуры застывания смеси от содержания тяжелой фракции в исходном дизельном топливе показана на рис. 49 . Там же приведены аналогичные зависимости для тяжелой и легкой фракций и депарафината тяжелой фракции . Согласно рис. 49, для получения зимнего дизельного топлива с температурой застывания —45° С необходимо выделять и подвергать глубокой депарафинизации тя- Ю\ желую фракцию, составляющую-—65 вес. %, а для, получения арктического дизельного топлива с температурой застывания —60° С необходимо выделять и подвергать глубокой депарафинизации тяжелую фракцию, составляющую ~ 80 вес. % от исходного дизельного топлива.
Керосин . Здесь могут быть два варианта отбора этого погона нефти. Один вариант - это отбор авиационного керосина - фракции 140 - 230 °С. Выход ее составляет 10 - 12% и она используется как готовое товарное реактивное топливо ТС-1. Если из нефти такое топливо получено быть не может , то первым боковым погоном X в атмосферной колонне выводят компонент зимнего или арктического дизельного топлива. Выход такого компонента составляет 14 - 18%. Используется он либо непосредственно как компонент этих топлив , либо направляется на очистку от серы и выделение н-алканов .
Дизельное топливо . Выход его 22 - 26%, если потоком А'отбирается авиакеросин, или 10 - 12%, если потоком X отбирается компонент зимнего или арктического дизельного топлива. Как правило, этот поток является компонентом зимнего или летнего дизельного топлива непосредственно или после очистки от серы и и-алканов.
В каждом из этих случаев текущий лабораторный контроль показателей качества будет включать свой набор показателей, регламентируемых стандартами на вышеуказанные нефтепродукты, Так, для топлива ТС-1 это плотность, фракционный состав и кинематическая вязкость. Для керосина осветительного -это плотность, выход фракций до 270 °С и температура перегонки 98%, высота некоптящего пламени. Для арктического дизельного топлива - это плотность, температура выкипания 50 и 9б%, кинематическая вязкость, температуры вспышки и застывания. Поскольку все эти нефтепродукты получают на АВТ как товарные, то по заполнении ими резервуаров в товарном парке на определенную партию должен быть составлен паспорт качества. Для этого в лаборатории отбирают среднюю для данной партии нефтепродукта пробу и проводят ее анализ в полном объеме показателей, регламентированных соответствующими стандартами .
В результате карбамидной депарафинизации несколько снижается цетановое число фракции и теплота ее сгорания. Содержание серы во фракции после депарафинизации равно 0,14%. Депа-рафинированная часть имеет низкую температуру застывания и может быть использована для получения арктического дизельного топлива.
В опыте выделения жидких парафинов из очищенной силикагелем фракции 230 — 350 °С усть-балыкской нефти с помощью карбамида оптимальные выходы и качество депарафинзта и жидкого парафина были получены при отношении карбамид: сырье =0,5 :1. При этом авторы получили максимальный выход парафина из дизельного топлива до 18,3% на сырье. Брать карбамида меньше 50% также не рекомендуется, так как при этом ухудшается перемешивание реакционной смеси. Чистота парафина достигалась промывкой комплекса растворителем. Показано, что при найденном оптимальном режиме процесса можно получить жидкий парафин с содержанием аренов меньше 0,5% и компонент арктического дизельного топлива с ?3аст -56°С. Однако этот метод также охватывает лишь ту часть потенциала парафина' в нефти, которая содержится в дизельных тогшивах.
Кроме флотского мазута, «а нефтеперерабатывающем заводе из катанглийской нефти получают также керосиновые фракции, которые в настоящее время используются в качестве компонента для изготовления арктического дизельного топлива ДА. Арктическое дизельное топливо ДА для районов Дальнего Востока и Сибири доставляется из центральных районов страны, что связано со значительными транспортными расходами. В целях сокращения нерациональных перевозок, снижения себестоимости арктического дизельного топлива ДА и улучшения условий поставки его в районы потребления, в Сахалинском КНИИ было проведено исследование возможности получения арктического топлива ДА из нефти месторождений Эхаби. Полностью из сахалинского сырья не вырабатываются зимние сорта дизельных топлив, которые удовлетворяли бы требованиям существующих стандартов по двум показателям — температуре застывания и цетановому числу. Дизельные и керосиновые фракции тяжелых, малопарафинистых нефтей Охинского и Ка-танглийского месторождений, имеющие низкие температуры застывания, не соответствуют ГОСТ 4749—49 на топлива ДА и ДЗ. Фракции охинской и катанглийской нефтей могут служить лишь одним из компонентов для получения зимних дизельных топлив.
1 — арланская угленосная; 2 - ромаш-кинская; 3 — туймазинская; 4 - шка-повская.
кинская, арланская угленосная, туймазин-
В зависимости от распределения серы по фракциям можно выде- , , лить три группы нефтей. К I группе относятся нефти, содержащие \ наиболее термостойкие сернистые соединения ; / ко II группе — средней термостойкости и к III группе — нефти с сернистыми соединениями относи- / тельно термически нестойкими . Распределение серы по фракциям при прямой перегонке нефтей трех групп и содержание серы в отдельных фракциях приведено ниже :
Арланская угленосная
Арланская угленосная ....... 7,8 9,7 7,5 7,3 8,2 8,3 7,4 7,4 7,0 9,2 8,3 8,4 7,1 8,4 8,6 8,5 5,4 5,7 0,020 0,290 0,015 0,012 0,016 0,014 0,028 0,010 0,017 0,010 0,010 0,060 0,030 0,008 0,013 0,020 0,100 0,090 60,0 47,3 54,2 59,6 61,0 63,4 60,4 55,6 54,0 55,6 58,2 55,4 59,8 57,0 54,0 69,2 63,0 18,0 21,5 18,3 17,4 18,2 19,6 18,2 16,4 17,4 21,0 17,7 18,1 16,9 18,4 18,0 17,5 13,5 16,3 0,17 0,45 0,13 0,27 0,08 0,09 0,27 0,17 0,13 0,08 0,08 0,10 0,17 0,15 0,12 0,17 0,74 0,75 41,0 38,8 40,4 41,0 43,0 48,0 46,2 40,8 40,0 40,7 44,2 42,4 39,2 42,8 45,0 39, 0' 49,5 43,2
Арланская угленосная 0,893 2,84 84,0 25,5 7,7 4,7 49 185,8 93,3 41,6 27,7 20,0 10,9 18,0 31
Чераульская Чераульская Югомашсвская Куш-Кульская Арланская Арланская Угленосная . . . Верейский . . . Девонский . . . » ... Кгш грский . . . Угленосная . . . 0,895 0,885 0,885 0,895 0,878 0,893 41,6 17,9 25,2 40,5 15,0 41,9 3,19 1,89 2,20 3,18 2, . . Сырая арланская угленосная нефть Гудрон арланской нефти . . 0,0034 0,014 0,029 0,0034 0,014 0,028 0,0032 0,015 0,027 0,0012 0,0052 0 0083 0,0019 0,0053 00097
Сырая арланская угленосная нефть 0,014 0,014
Арланская . Чекмагушская Чераульская Кушкульская
Арланская . . . 3,08 386 ' 1,0 12,6 86,4 Асфальтены осаждаются. Асфальтены выделенные. Асфальтеновых компонентов. Асфальтеновыми веществами. Асфальтенов карбоидов.
Главная -> Словарь
|
|