|
Главная -> Словарь
Асфальтенов последние
ленности. Осаждение асфальтенов наблюдалось уже при подаче 2—3-кратного объема петролейного эфира. При этом в осадок переходило 50—70% от всего количества асфальтенов, но они увлекали с собой много смол и масел. Потребовалось увеличить количество осадителя до 40-кратного объема и применить переосаждение, чтобы полностью отделить асфальтены от смол и масел. Были определены молекулярный вес и йодное число асфальтенов. Молекулярный вес асфальтенов, выделенных из разных видов прямогонного сырья, находился в пределах 1800— 2200, а выделенных из крекинг-остатка был равен 1200—1500. Йодное число асфальтенов, полученных из прямогонного сырья, было в пределах 20—25, а из крекинг-остатка 25—40. Йодное число, как известно, определяет в сумме число присоединения и число замещения. Поэтому нет уверенности в том, что оно правильно характеризует степень непредельности таких высокомолекулярных соединений, как асфальтены.
камфора, нитробензол и др.), измерение осмотического давления, центрифугирование, вискозиметрия, метод мономолекулярной пленки на воде, электронная микроскопия, диализ и др. Неудивительно поэтому, что диапазон количественных величин молекулярных весов асфальтенов, полученных разными исследователями при использовании принципиально различных методов и на разнообразных образцах смолисто-асфальтеновых веществ, оказался весьма большим.
взяв за основу структуры полисопряженную ароматическую модель и подвергнув разделению первичные асфальтены на фракции рядом растворителей, сильно различающихся по полярности, не обнаружила батохромного сдвига максимума поглощения 230— 260 нм в полученных фракциях независимо от их общего роста молекулярного веса. М. 3. Бикбаевой получены различные фракции асфальтенов термическим напылением в глубоком вакууме. При изучении электронных спектров поглощения была обнаружена интенсивная полоса с максимумом в области 310—330 нм и слабая полоса в области 410 нм . Автор считает, что изменение интенсивности полос поглощения с
В несколько упрощенном виде были проведены рентгенострук-турные исследования нефтяных асфальтенов, полученных из асфальтитов по Добен-процессу . Эти измерения проводились на дифрактометрах типа ДРОН-1 и УРС-60ИМ. Результаты исследований показали, что на достаточно воспроизводимых дифракционных спектрах асфальтенов имеются только диффузно-размытые рефлексы, близкие по своему угловому положению к графитовой линии и соответствующие межплоскостным
В серии опубликованных работ приведены результаты систематических исследований по выяснению влияния различных факторов на направление и скорость протекания реакций химической модификации концентратов асфальтенов, полученных из вакуумных нефтяных остатков по процессу «До-бен». Оптимизация процессов аминирования с использованием в качестве аминирующих агентов триалкиламинов и пиридина позволила получить высокие выходы нерастворимых сильноосновных анионитов . При этом было показано, что с уменьшением молекулярных весов, с уменьшением содержания гетероатомов и с повышением степени кон-денсированности в исходных асфальтитах ускоряется реакция аминирования. Повышается скорость аминирования и с увеличением полярности растворителей.
Свойства фракций асфальтенов, полученных экстракционным разделением при помощи фракций петролейного эфира
Эмульгирование водонефтяных систем сказывается на их спектральных характеристиках. Существенно влияет на процесс время контакта с водой. Явление «старения» водонефтяных растворов также проявляется в их спектральных характеристиках. В проведено изучение растворов смолистых веществ в смеси с водой и сопоставление их спектров флуоресценции и возбуждения свечения со спектрами асфальтенов, полученных из той же нефти. Обнаружено, что с течением времени происходит деформация спектров и приближение их к спектрам асфальтенов. Это косвенно свидетельствует о возможности генезиса асфальтенов из смол.
Проведено систематическое исследование по фракционированию на полистирольном геле и определению молекулярных масс смол и асфальтенов . В этих работах приводятся значения молекулярных масс для 30 узких- фракций асфальтенов, полученных фракционированием на полистирольном .геле, равные 760—4000. Молекулярные массы трех фракций смол составляют 550—2500, 650—2000 и 560—750. Сопоставление кривых элюиро-вания асфальтенов и смол указывает на перекрывание диапазонов распределения их молекулярных масс, поскольку для мальтенов также возможны молекулярные массы выше 2000. Однако ввиду
Свойства фракций асфальтенов, полученных экстракционным разделением при помощи фракций петролейного эфира
Объемная концентрация асфальтенов, необходимая для получения структуры с данной вязкостью, определяемая их лиофильно-стью и средним молекулярным весом, резко повышается для лио-фобных к среде асфальтенов, полученных, например, из остатков термического крекинга.
Следует отметить, что средние эмпирические формулы суммы углеводородов всех битумов показывают принадлежность к одному и тому же гомологическому ряду CnH^n-ie при п = 30—49, а для суммы смол СпН2п+з8 при п=78—88, что указывает на возможность получения битумов близкого состава из всех нефтей при различных технологических способах и разном исходном сырье. Химический состав асфальтенов несколько колеблется для битумов разных нефтей, однако еще большее различие, как было показано выше, наблюдается в составе асфальтенов, полученных из одной и той же нефти, но по различной технологии.
Их качественная характеристика представлена в табл.3.9 и 3.10, из которых видно, что если для гудрона с установки АВТ характерны высокая вязкость и температура застывания , то для крекинг-остатка с установки висбрекинга того же завода уровень вязкости значительно ниже и составляет при температуре 80°С - 7,07°ВУ. При этом крекинг-остаток отличается хорошими низкотемпературными свойствами , что обусловлено не столько более низкими значениями вязкости, сколько особенностями их группового углеводородного состава: повышенным содержанием ароматических углеводородов, смол и асфальтенов, последние из которых являются естественными депрессорами. Крекинг-остаток установки висбрекинга может быть использован в качестве базового компонента судового высоковязкого топлива как в чистом виде, так и в смеси с дистиллятными разбавителями.
Многие свойства асфальтов, тяжелых нефтей и нефтяных остат-' ков объясняются склонностью асфальтенов образовывать коллоидные растворы в смолах и некоторых углеводородах. Отдельные из этих положений, так же как и~взгл~ады~Маркуссона на химическую природу асфальтенов и смол, не потеряли своего значения и в настоящее время, хотя эти положения дают лишь чисто внешнюю, качественную характеристику свойств. За последние 30 лет мы не очень далеко продвинулись в познании химического строения и свойств смолисто-асфальтеновых веществ нефтей.
Последние два десятилетия в литературе начали появляться отдельные публикации, посвященные исследованию химической природы неизмененных смол, содержащихся в нефтях, однако работы, посвященные разработке методов выделения и количественной оценки содержания асфальтенов и смол в природных асфальтах, в тяжелых остатках нефтеперерабатывающих заводов и в технических битумах, по-прежнему являются главным направлением исследования смолисто-асфальтеновых веществ.
Асфальтены представляют собой наиболее высокомолекулярные вещества из всех выделенных до настоящего времени компонентов нефти. Это — гетероорганические соединения нефти, весьма близкие по элементарному составу и, вероятно, по строению, к нефтяным смолам, но отличаются от последних более высоким молекулярным весом. Асфальтены — твердые аморфные вещества, окрашенные в темный цвет — от темно-бурого до черного. В зависимости от химической природы нефти и концентрации асфальтенов последние могут находиться в нефтях в виде истинных или коллоидных растворов.
Их качественная характеристика представлена в табл.3.9 и 3.10, из которых видно, что если для гудрона с установки АВТ характерны высокая вязкость и температура застывания , то для крекинг-остатка с установки висбрекинга того же завода уровень вязкости значительно ниже и составляет при температуре 80°С - 7,07°ВУ. При этом крекинг-остаток отличается хорошими низкотемпературными свойствами , что обусловлено не столько более низкими значениями вязкости, сколько особенностями их группового углеводородного состава: повышенным содержанием ароматических углеводородов, смол и асфальтенов, последние из которых являются естественными депрессорами. Крекинг-остаток установки висбрекинга может быть использован в качестве базового компонента судового высоковязкого топлива как в чистом виде, так и в смеси с дистиллятными разбавителями.
Последние десятилетия в литературе крайне редко встречаются публикации по исследованию химической природы неизмененных смол, содержащихся в нефтях, тогда как работы, посвященные разработке методов выделения и количественной оценки содержания асфальтенов и смол в природных асфальтах, в тяжелых остатках нефтеперерабатывающих заводов и в технических битумах, публикуются довольно часто.
Широкое использование в нефтеперерабатывающей промышленности технологических высокотемпературных процессов и появление товарных продуктов, получаемых путем смешения нефтепродуктов из процессов прямой перегонки и крекинга нефти, потребовали разработки специальных методов анализа, дающих возможность по качествам продукта оцени вать его происхождение. Па основании различной растворимости в бензоле и в циклогексане асфальтенов, содержащихся в остатках прямой перегонки нефти и в крекинг-остатках, был предложен метод идентификации асфальтенов различного происхождения . Выяснилось, что асфальтены, содержащиеся в крекинг-остатках, отличаются более высокой конденсированностью полициклической системы молекулы, чем асфальтены нефтяных остатков, получаемых при прямой перегонке нефти, поэтому они характеризуются значительно меньшей растворимостью, чем эти последние, — они не растворяются не только в легко летучих предельных углеводородах , но и в циклогексане. Присутствие в нефтепродукте не растворимых в циклогоксане веществ служит, по их данным, прямым указанием на то, что этот продукт получен путем крекинга или по крайней мере содержит примесь крекинг-продуктов. Разница между количеством асфальтенов, не растворимых и растворимых в циклогексане, служит мерилом количества примесей крекинг-продуктов в топливе и асфальте.
вание асфальтенов, последние замедляют распад масел.
Многие свойства асфальтов, тяжелых нефтей и нефтяных остатков объясняются склонностью асфальтенов образовывать коллоидные растворы в смолах и некоторых углеводородах. Отдельные из этих положений, так же как и взгляды Маркуссона на химическую природу асфальтенов и смол, не потеряли своего значения и в настоящее время, хотя эти положения дают лишь чисто внешнюю, качественную характеристику свойств. За последние 30 лет мы не очень далеко продвинулись в познании химического строения и свойств смолисто-асфальтеновых веществ нефтей.
Последние два десятилетия в литературе начали появляться отдельные публикации, посвященные исследованию химической природы неизмененных смол, содержащихся в нефтях, однако работы, посвященные разработке методов выделения и количественной оценки содержания асфальтенов и смол в природных асфальтах, в тяжелых остатках нефтеперерабатывающих заводов и в технических битумах, по-прежнему являются главным направлением исследования смолисто-асфальтеновых веществ.
v Асфальтены представляют собой наиболее высокомолекулярные вещества из всех выделенных до настоящего времени компонентов нефти. Это — гетероорганические соединения нефти, весьма близкие по элементарному составу и, вероятно, по строению, к нефтяным смолам, но отличаются от последних более высоким молекулярным весом. Асфальтены — твердые аморфные вещества, окрашенные в темный цвет — от темно-бурого до черного. В зависимости от химической природы нефти и концентрации асфальтенов последние могут находиться в нефтях в виде истинных или коллоидных растворов. Аварийное освещение. Авиационных газотурбинных. Авиационных смазочных. Автолового дистиллята. Автоматические анализаторы.
Главная -> Словарь
|
|