|
Главная -> Словарь
Автоокисления углеводородов
Много автобусов, грузовых автомобилей, тракторов, передвижных вспомогательных устройств имеют дизельные двигатели средней мощности. Такие двигатели бывают более простыми по конструкции, с турбонаддувом или без него, питаемые сернистым топливом. В неблагоприятных условиях работают трактора, дорожно-строительные, строительные и сельскохозяйственные машины. Для двигателей таких машин применяются масла ССМС D4 и API CC, CD, CF. Некоторые из этих масел можно применять и в трансмиссии.
Автомобильные масла применяются для смазки карбюраторных двигателей автомобилей, тракторов и мотоциклов. Эти масла получают из дистиллятов и смесей дистиллятов с остаточными компонентами путем кислотной и селективной очистки. По условиям эксплуатации предусмотрены зимние и летние масла. Важнейшие свойства автомобильных масел приведены в табл. 21.
жет существенно ухудшить эксплуатационные показатели масел и даже сделать их не пригодными для применения. Применение загрязненных масел может вызвать в отдельных случаях внезапные отказы техники, однако наибольшие материальные потери связаны со снижением ресурса работы автомобилей, тракторов, строительных, сельскохозяйственных и других машин. Сейчас достигнуты определенные успехи в разработке маслоочис-тителей, устанавливаемых непосредственно в системах смазки или гидравлического привода, однако эти масло-очистители не будут достаточно эффективными при заправке систем загрязненным маслом. Очевидно, что разработка мероприятий по повышению чистоты нефтяных масел является важной народнохозяйственной задачей.
В агрегатах, устанавливаемых в гидравлических системах автомобилей, тракторов, дорожных, строительных и сельскохозяйственных машин, зазоры в прецизионных деталях тоже невелики. Так, плунжерные пары гидравлических подъемников автомобилей-самосвалов имеют диаметральные зазоры от 15—34 мкм, зазор в торцевых уплотнениях шестеренчатых насосов, установленных в гидравлических системах этих машин, составляет 15—20 мкм, а неплоскостность торцевых поверхностей втулок и шестерен насоса не должна превышать 3 мкм. Масла, применяемые в качестве рабочих жидкостей для гидравлических систем автотракторной, строительной и сельскохозяйственной техники, необходимо очищать от загрязняющих частиц размером свыше 15— 20 мкм. Аналогичные требования предъявляются и к рабочим жидкостям, используемым в гидравлических системах морских и речных судов.
В гидравлических системах отечественных автомобилей, тракторов и промышленного оборудования применяют главным образом фильтры с сетчатыми фильтрующими элементами. Наиболее распространены чечевично-дисковые элементы из металлических сеток с размером ячеек 125—40 мкм. Например, в гидравлических системах строительных и дорожных машин, оборудованных шестеренчатыми насосами, в зависимости от цикличности работы и других эксплуатационных условий тонкость фильтрования рабочей жидкости выбирают 80 или 63 мкм. В гидравлических системах с аксиально-
В конструкциях зарубежных фильтров гидравлических систем автомобилей, тракторов и другой самоходной техники широко применяют бумажные фильтрующие эле-
Эксплуатационные испытания проводят по специальному решению соответствующих организацийv на основании положительных результатов стендовых испытаний," после установления экономической целесообразности внедрения данной смазочной композиции и при условии обеспеченности ее производства сырьем. Эти испытания являются окончательным этапом оценки качества новой присадки или смазочной композиции, рекомендуемой для производства. Испытания проводятся по специальной программе, согласованной с заинтересованными организациями разных отраслей народного хозяйства. Как правило, эксплуатационные испытания проводятся в зимний и летний периоды и имеют сравнительный характер; в качестве эталона обычно используется стандартная смазочная композиция . Для испытаний выделяется группа автомобилей, тракторов или других машин в зависимости от назначения масла. Часть этих объектов работает на эталонном масле, остальные — на опытном; все объекты эксплуатируются в одинаковых условиях. По результатам эксплуатационных испытаний дается оценка опытного масла по противоизносным и противо-нагарным свойствам и по изменению физико-химических показателей, отмечаются особенности работы двигателя на опытном масле. При положительных результатах
КЛАССИФИКАЦИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ . Распространяется на моторные масла с при-садками, используемые для смазывания двигателей внутреннего сгорания широкого применения . Не распространяется на масла для авиационных двигателей.
ПОЛУКОКС — твердый горючий остаток, получающийся при полукоксовании твердых топлив. Используется как высокотеплопроизводи-тельное, легко загорающееся бездымное твердое топливо — в металлургии, на железнодорожном транспорте, в газогенераторах автомобилей, тракторов и стационарного типа, в быту, а также в качестве сырья для получения ценных продуктов.
СЕВЕРОЛ-1 — пластичная антифрикционная низкотемпературная водостойкая смазка. Получают загущением смеси нефтяного масла с полисилоксановой жидкостью литиевым мылом 12-оксистеа-риновой кислоты. Содержит антиокислительную и противоизносную присадку. Т. каплепад. не ниже 190°С. Предел прочности на сдвиг при 80 °С более 3 гс/см2. Испаряемость на чашечках-испарителях за 1 ч при 100°С 1—2%. Работоспособна от —50 до 120°С. Рекомендуется в качестве универсальной всесезон-ной смазки для всех основных узлов трения автомобилей, тракторов, горнодобывающих, дорожных и др.
Применяют в качестве универсальных смазок для автомобилей и других машин, эксплуатируемых в арктических условиях. Практически могут быть использованы во всех основных узлах трения автомобилей, тракторов, экскаваторов и др. машин, смазываемых пластичными смазками.
Наиболее правильное научное объяснение процессов автоокисления углеводородов можно дать исходя из теории цепных реакций. Под цепными реакциями обычно подразумевают такие, в результате которых наряду с конечными продуктами всегда образуется активированное исходное вещество или нестойкое промежуточное соединение. Короче говоря, в реакционной массе появляются вещества , аккумулирующие в себэ энергию реакции, и для продолжения реакционной цепи практически не требуется подвода энергии извне.
Однако эта простейшая схема не объясняет малой скорости реакций автоокисления углеводородов, их автокаталитического характера и некоторых других факторов. Н. Н. Семенов высказал предположение о наличии так называемых «цепей вырожденного разветвления», суть которого состоит в том, что в результате первичной реакции образуется промежуточное относительно устойчивое соединение, которое в дальнейшем независимо от основной реакции может разлагаться, давая начало новым цепным реакциям. В процессе автоокисления таким промежуточным соединением являются гидроперекиси. Разложение и дальнейшее превращение гидроперекиси может идти по схеме
82. Иванов К. И. Промежуточные продукты и промежуточные реакции автоокисления углеводородов. М., Гостоптехиздат, 1949. 192 с.
15. И в а н о в К- И., Промежуточные продукты и промежуточные реакции автоокисления углеводородов, Гостоптехиздат, 1949.
Кинетика автоокисления углеводородов ........ 42
Изложенные выше рассуждения и оценки позволяют однозначно понять, почему углеводороды окисляются по цепному радикальному механизму. Геометрия и прочность С—С- и С—Н-связей в углеводородах с одной стороны и триплетное состояние кислорода с другой препятствуют молекулярной реакции RH с О2. Высокий потенциал ионизации углеводородов, низкое сродство кислорода к электрону, ковалентный характер С—Н-связей и неполярный характер углеводородов как среды препятствуют ионному протеканию реакции окисления. Единственно возможной оказывается гемолитическая реакция RH с кислородом с образованием радикалов R-. Несмотря на то что эта реакция эндотермична и протекает очень медленно , образующиеся радикалы R» вызывают цепную реакцию окисления, которая протекает как последовательность многократно повторяющихся актов. Первичным молекулярным продуктом такой цепной реакции является гидропероксид, сравнительно легко распадающийся на свободные радикалы. Таким образом, причиной цепного автоинициированного механизма окисления углеводородов является ковалентный характер их С—Н-связей, высокая активность радикалов R- по отношению к кислороду и RO2« по отношению к RH, цикличность последовательных радикальных реакций
Кинетика автоокисления углеводородов
Параметр а позволяет вычислить v для любого известного Vi и, наоборот, вычислить vi по экспериментально измеренной величине v, сравнить разные RH по их склонности к окислению при одной и той же vi, оценить условия , при которых окисление развивается цепным путем, а также вычислить некоторые коэффициенты, которые являются параметрами, характеризующими кинетику автоокисления углеводородов и их смесей.
Кинетика автоокисления углеводородов и топлив в начальный период при достаточно высоком описывается уравнением :
Согласно современным представлениям процесс автоокисления углеводородов протекает по цепногду .механизму. Окислительная цепь развивается благодаря накоплению в объеме окисленных углеводородов свободных радикалов. Первичная активация углеводородов, приводящая к их диссоциации с образование.; свободная радикалов, происходит под действием света, температуры, катализатора и других факторов. Образование радикалов дает начало основной цепи окисления. Первичными продуктами .автоокисления являются перекиси или гидроперекиси. Это неустойчивые соединения. Они распадаются с образованием свободных радикалов, которое дают начало воток-денном- разветвлению цепи авто окисления.
82. Иванов К- И., Промежуточные продукты и промежуточные реакции автоокисления углеводородов, Гостоптехиздат, 1949. Адсорбционного равновесия. Адсорбционном разделении. Абсолютная погрешность. Адсорбента силикагеля. Адсорбированные углеводороды.
Главная -> Словарь
|
|