|
Главная -> Словарь
Бензиновый дистиллят
Наибольшей активностью обладают пирофорные отложения, образующиеся при хранении незащелоченных дестиллатов светлых нефтепродуктов, содержащих элементарную серу и сероводород. Большинство случаев самовозгорания пирофорных отложений происходит в резервуарах, в которых хранился бензиновый дестиллат первичной гонки, полученный при переработке сернистых нефтей. Реже наблюдаются случаи самовозгорания пирофорных соединений, образовавшихся при хранении бензинов из малосернистого сырья. Взрывы и пожары при этом происходят чаще всего весной или осенью в вечерние или предвечерние часы во время или вскоре после опорожнения резервуара. Вероятно, при умеренных температурах
При установлении выходов моторных топлив помимо фракционного состава руководствуются главным образом антидетонационными свойствами дестиллата и содержанием в нем серы. В таких случаях бензиновый дестиллат обычно после очистки разгоняется на 10° фракции. Из этих фракций затем составляются смеси от н. к.
Бензиновый дестиллат, очищенный от сероводорода, меркаптанов и иных корродирующих агентов, становится целевым продуктом, именуемым бензином прямой или, что то же, первичной гонки, Бензины первичной гонки с октановым числом выше 70 обычно являются одним из основных компонентов авиабензинов.
Бензиновый дестиллат промывается щелочью для удаления сероводорода и низкомолекулярных меркаптанов.
а) бензин получается облегченного состава; вместо к. к. 160° G установка дает продукт с к. к. 140° С; отсюда он делает вывод, что бензиновый дестиллат «размазан» и частично попал в лигроин;
Большую помощь при определении потенциального содержания в нефтях бензинов оказывают кривые паспортизации бензинов. Бензиновый дестиллат данной нефти, отобранный на приборе ИТК до 200°, разгоняют на десятиградусные фракции. Определяют важнейшие характеристики фракций, затем составляют из них серию бензинов от начала кипения до выкипания при 60°, 70°, 80° и т. д. Изучают свойства каждого из этих бензинов и составляют кривые, связывающие свойства бензинов в зависимости от их процентного выхода от нефти . Задавшись каким-нибудь свойством бензина, например октановым числом, находят по кривым, сколько можно получить такого бензина из данной нефти и каковы будут его остальные свойства, например упругость паров, фракционный состав и др.
Бензин с верха колонны К.1 направляется в конденсатор Т5 и после конденсации и охлаждения проходит в водоотделитель 02, смонтированный вместе со скруббером. Скруббер орошается водой, чтобы конденсировать наиболее легкие фракции бензина, поступающие туда из конденсатора Т5. Отделенный от воды суммарный бензиновый дестиллат частью закачивается насосом Н4 на верх колонны К1 ; другая часть бензина направляется в приемники.
Бензиновый дестиллат тут же, до поступления в резервуары, обрабатывается раствором щелочи для удаления сероводорода. Если сероводород не удалить своевременно, то при хранении бензина он в результате окисления его кислородом воздуха выделяет свободную серу. Сера растворяется в бензине и усложняет его последующую очистку.
Основные продукты. Бензиновый дестиллат, иначе сырой крекинг-бензин, есть основной целевой продукт большинства разновидностей крекинга. После соответствующей очистки бензиновый дестиллат превращается в товарный продукт —• бензин или его компонент. Попутно получаются газ, промежуточные керосино-соляровые фракции, крекинг-остаток и, кроме того, кокс. При неглубоких формах крекинга бензина образуется мало, газа еще меньше; получаются главным образом промежуточные фракции.
Бензиновый дестиллат окислительного крекинга подвергается каталитической очистке хлористым цинком, нанесенным на твердом пористом носителе, а также фосфорной кислотой, алюмосиликатами и др. Процесс окислительного крекинга, как и паро-фазный крекинг, не имеет промышленного распространения.
1) бензиновый дестиллат предварительно обрабатывается водным раствором каустической соды для удаления сероводорода, жирных кислот, части меркаптанов; все эти соединения вступают в реакции с применяемыми в процессах очистки реагентами;
выпускаются жидкое котельное топливо требуемой вязкости, бензиновый дистиллят — продукт термического разложения высокомолекулярных соединений гудрона — и газ.
2. Бензиновый дистиллят, полученный из керосина путем его каталитического крекинга, разделяют на две части: легкую — с; концом кипения около 160° и тяжелую — с пределами кипения ст 160° до 280°. В качестве сырья для производства базового бензина — компонента авиабензина сорта 115/145 — в дальнейшем используется только тяжелая часть, т. е. лигроин. Легкую же часть добавляют к автобензину.
Сернокислотная очистка, сопровождающаяся большими потерями бензина вследствие образования до 15% гудрона и полимеров, применяется очень редко. Расход серной кислоты крепостью 93% составляет 2—8% вес. на очищаемый бензиновый дистиллят .
Вторичная перегонка бензинового дистиллята, представляет собой либо самостоятельный процесс, либо является частью комбинированной установки, входящей в состав нефтеперерабатывающего завода. На современных заводах установки вторичной перегонки бензинового дистиллята предназначены для получения из него узких фракций. Эти фракции используют в дальнейшем как сырье каталитического риформинга — процесса, в результате которого получают индивидуальные ароматические углеводороды — бензол, толуол, ксилолы, либо бензин с более высоким октановым числом. При производстве ароматических углеводородов исходный бензиновый дистиллят разделяют на фракции с температурами выкипания: 62—85 °С , 85—115 °С и 115 —140 °С .
Технологическая схема одной из существующих установок вторичной перегонки бензина приведена на рис. П-5. Бензиновый дистиллят широкого фракционного состава, например от температуры начала кипения и до 180 °С, насосом 37 прокачивается через теплообменники 24, 31 и 34 и подается в первый змеевик печи 4, а затем в ректификационную колонну 3. Головной продукт этой колонны — фракция н. к. — 85 °С, пройдя аппарат воздушного охлаждения 5 и холодильник 6, поступает в приемник 7. Часть конденсата насосом 8 подается как орошение на верх колонны 3, а остальное количество — в колонну 9. Снабжение теплом нижней части колонны 3 осуществляется циркулирующей флегмой , прокачиваемой насосом 2 через второй змеевик печи 4 и подается в низ колонны 3. Остаток с низа колонны 3 направляется насосом 1 в колонну 20.
При установлении выходов моторных топлив руководствуются главным образом фракционным составом и антидетонационными свойствами дистиллята, а также содержанием в нем серы. Бензиновый дистиллят после его очистки обычно разгоняют на 10-градусные фракции. Из этих фракций затем составляют смеси, выкипающие до 80° С, до 90° С, до 100° С и т. д. Свойства смесей как в чистом виде, так и с добавкой этиловой жидкости детально изучают. На.
Природные алюмосиликатные катализаторы, приготовленные из естественных или активированных глин, дают меньший выход бензина худшего качества и в процессе эксплуатации быстро теряют активность. Поэтому природные алюмосиликаты используются в процессе каталитического крекинга лишь при условии производства бензинов пониженного качества. Но и в этом случае применение синтетических алюмосиликатов может оказаться экономически целесообразным, так как в присутствии более активного катализатора производительность установки по готовому бензину резко повышается за счет большего выхода бензина на перерабатываемое сырье и увеличения скорости подачи сырья. Получаемый бензиновый дистиллят может применяться в производстве товарных автомобильных бензинов без дополнительной обработки.
Исследован бензиновый дистиллят каталитического крекинга, полученный в процессе с неподвижным катализаторе»: . Идентифицированы многие индивидуальные углеводороды и вычислен детализированный групповой состав :
Габариты реакторов: диаметр 5 м; общая высота 26,25 м, высота цилиндрической части 18,2 м. Верхняя цилиндрическая часть реактора изготовлена из металла толщиной 20 мм, нижняя — 26 мм. Изнутри приварена листовая защитная обкладка толщиной 1,5—2 мм из стали ЭИ-496. В реакторах во время работы поддерживается избыточное давление 1,3—1,7 ат. Продукты коксования, имеющие температуру 420—440 °С, из верхней части реактора отводятся в ректификационную колонну на разделение. Газ компримируется до 14 ат и направляется в абсорбер. Бензиновый дистиллят защелачивается.
деасфальтизатах обычно содержится большое количество азотистых соединений. Выход бензина, реактивного или дизельного топлива из сырья обоих указанных видов может быть весьма высоким, однако расход водорода и условия ведения процесса обычно неодинаковы. Сырье, содержащее менее 0,03% азота, перерабатывают в процессе «юникрекинг-IHC» без предварительного облагораживания; при более высоком содержании азота такое облагораживание необходимо. В табл. 58 приведены некоторые показатели переработки сырья различного фракционного состава без предварительного его облагораживания. Процесс проводят без рециркуляции фракций, выкипающих выше 204° С ; при осуществлении процесса с рециркуляцией непревращенных фракций суммарный выход бензина можно увеличить до 96% . Получающийся бензиновый дистиллят обычно разделяют на легкую бензиновую фракцию, кипящую до 2° С, и тяжелый бензин, выкипающий в пределах от 2 до 180° С. Небольшая разница между октановым числом по моторному и исследовательскому методам для фракции н. к. — 82° С обусловлена тем, что она почти полностью состоит из насыщенных углеводородов. Из данных, приведенных ниже, видно, что фракция н. к. — 82° С гидрокрекинга по своему качеству превосходит аналогичный продукт, полученный в других процессах :
Содержание асфальто-смолистых веществ в дистиллятах тем больше, чем тяжелее дистиллят; в бензиновый дистиллят смолы совсем не попадают. Попадание смолистых веществ в масляные дистилляты сильно снижает их качество, ухудшая цвет, снижая смазывающую способность и увеличивая нагарообразование. Поэтому одной из задач очистки масляных дистиллятов является удаление смолистых веществ. Большинства отечественных. Большинства технологических. Балыкская ачимовская. Большинстве промышленных. Большинством органических растворителей.
Главная -> Словарь
|
|