|
Главная -> Словарь
Байеровского напряжения
Производство быстроходных транспортных двигателей с воспламенением от сжатия стало массовым. Особенно широкое применение находят эти двигатели в тракторном и автомобильном парке, а также в некоторых других областях народного хозяйства: речном и морском флоте, железнодорожном транспорте и др.
В табл. 2 приводятся важнейшие технические параметры широко известных и применяемых в настоящее время быстроходных транспортных двигателей с воспламенением от сжатия.
Применение быстроходных транспортных двигателей с очень малым периодом времени на цикл потребовало использования более легких по фракционному составу топлив. Нижний предел кипения топлив лимитировался не столько увеличением периода задержки воспламенения у более легких топлив, сколько стремлением сохранить минимальную вязкость топлива для предотвращения повышенного износа прецеэионных пар топливных насосов.
Современный парк двигателей с воспламенением от сжатия весьма широк и разнообразен по своим конструктивным особенностям. В народном хозяйстве используются двигатели, начиная от простейших нефтянок и тихоходных стационарных машин до быстроходных транспортных двигателей типа ЯАЗ-204, КД-35, В2-300 и др. В соответствии с этим строится и товарный ассортимент дизельных топлив.
Дизельное топливо представляет собой дестиллаты прямой перегонки нефти — легкие газойлевые и соляровые фракции или их смеси с керосиновыми фракциями. Для этой цели используют керосин с низкими октановыми числами, который не может служить тракторным топливом. ,
масла для смазки быстроходных транспортных высокофорсированных дизелей;
Дизельное топливо представляет собой в основном керосино-газойлевые фракции^
Масла для быстроходных транспортных дизелей. Масло МТЗ-Юп представляет собой загущенную маловязкую основу нормированного фракционного состава с композицией присадок; его используют в качестве зимнего, а в ряде случаев в качестве всесезонного сорта.
Наоборот, для быстроходных транспортных дизельных двигателей фракционный состав является существенным фактором, значение которого определяется конструкцией камеры сгорания двигателя.
Масла дизельные МТ, ГОСТ 6360—58 , сернокислотной и селективной очистки применяют для смазки быстроходных транспортных дизелей типа В-2, В-ЗОБ, Д-12 и др. Стандартом предусмотрены следующие марки.
Масла дизельные МТ-16п, МРТУ 38-1-242—66, остаточные сернокислотной и селективной очистки применяют для смазки быстроходных транспортных дизелей типа В-2, В-ЗОБ, Д-12 и др. К маслу МТ-16 добавляют 4,5% МНИ ИП-22к и 0,002% ПМС-200А или 5% ВНИИ НП-360 и 0,002% ПМС-200А. Для снижения температуры застывания к маслу МТ-16п можно добавлять 1% АзНИИ-ЦИАТИМ-1.
Одним из первых успехов только что нарождавшейся стереохи-- мии Циклических соединений явилось создание теории напряжения Байера, успешно и красиво объяснившей неустойчивость циклопропана и циклобутана и высокую стабильность соединений ряда цикло-пентана. Байер обратил внимание на то, что в трехчленных и четырехчленных кольцах по очевидным геометрическим причинам валентные углы углерода должны уменьшиться до 60 и 90°, соответственно, создавая в результате значительное напряжение молекул. Наоборот, в пятичленном кольце циклопентана по той же причине углы почти точно соответствуют валентному углу. Однако дальнейшее развитие теории встретилось с неожиданными трудностями. Плоские, по представлениям Байера, кольца циклогексана, циклогептана и т. д. должны были бы характеризоваться растущим с увеличением кольца напряжением, но оказалось, что они весьма устойчивы. Особенно устойчивыми оказались циклогексан и его производные, а также синтезированные Ружичкой соединения с числом атомов С в цикле от 15 до нескольких десятков. По теория напряжения существование таких соединений вообще считалось невозможным. Правда, в дальнейшем Заксе и Мор показали, что циклогексан может быть свободен от байеровского напряжения, если его атомы углерода расположены не в плоскости, а в пространстве. Они предложили две такие пространственные модели, получившие названия кресла XI и ванны, или лодки, XII. Казалось бы, эти формы совершенно равноценны и должны отвечать двум изомерным цик-логексанам, которые, возможно, трудно или совсем неразделимы. Однако в дальнейшем различными физическими методами форме молекула циклопентана почти свободна от «байеровского» напряжения, однако испытывает значительные напряжения из-за взаимодействия г^цс-вицинальных атомов водорода. Напряжение это соответствует напряжению заслоненной конформации этана и обычно называется «питцеров-ским» напряжением по имени исследователя, впервые его рассчитавшего. Искажение планарной формы кольца отчасти снимает эти.напряжения. Обычно считается, что в конформации конверта выступающий атом строго не .фиксирован и
Структура свободна от «байеровского» напряжения, но имеет значительное «питцеровское» напряжение, свойственное конфор-мации циклогексанового кольца в форме скошенной ванны.
Химические свойства циклоалканов изменяются под влиянием углового напряжения. Циклопропан и циклобу-тан — более реакционноспособные соединения, чем углеводороды с открытой цепью. Они вступают в ряд реакций, характерных для
Структура свободна от «байеровского» напряжения, но имеет значительное «питцеровское» напряжение.
Химические свойства циклоалканов изменяются под влиянием углового напряжения.
Химические свойства нафтенов существенно зависят от углового напряжения молекул. Так, цикланы Сз и С4 более реакционноспособны, чем другие, и вступают в реакции, характерные для олефинов .
В средних циклах нет углового напряжения, и они построены из нечетных конформаций, т. е. питцеровского напряжения в них тоже нет. Причина повышенной энергии этих циклов — «внутримолекулярная теснота», которая приводит к тому, что несвязанные атомы располагаются на расстояниях, меньших сумм их ван-дер-ваальсовых радиусов .
Химические свойства циклоалканов изменяются под влиянием углового напряжения.
До сравнительно недавнего времени, несмотря на отсутствие достаточного числа исследований, касающихся стойкости цикло-иентанового кольца, общепринятым считалось утверждение, что пятичленный цикл является весьма устойчивым и не изменяющимся даже в относительно жестких условиях. Эта исключительная прочность ставилась в зависимость от почти полного отсутствия в пятичленном цикле байеровского напряжения. Так, Эглофф х утверждал, что «циклопентан, очевидно, является устойчивым по отношению как к разрыву связей между угле- Быстроходных автотракторных. Благоприятствует протеканию. Ближайшее десятилетие. Бобриковский турнейский. Бактерицидными свойствами.
Главная -> Словарь
|
|