Демонтаж бетона: rezkabetona.su

Главная -> Словарь

 

Цеолитного катализатора


6.6.1. Процесс цеолитной депарафинизации "Парекс"...................................269

6.6.1. Процесс цеолитной депарафинизации "Парекс"

Ниже, в качестве примера приведены показатели качества сырья и продуктов цеолитной депарафинизации:

Катализатор ГКД-202 отличается от ГК-35 меньшим содержа — нием гидрирующих металлов ; изготавливается с использованием в качестве носителя алюмосиликата с добавкой цеолита; обладает наилучшими показателями по механической прочности, межрегенерационному пробегу и сроку службы катализатора; по активности в реакциях обессеривания находится на уровне катализаторов АКМ и АНМ. Этот катализатор является базовым для процессов гидроочистки реактивных и дизельных фракций — сырья процессов цеолитной депарафинизации.

Денормализаты цеолитной депарафинизации имеют хорошие низко-температурные свойства . Такие дизельные топлива используются в качестве зш.ших и арктических сортов.

Как. видно из представленных данных, наиболее массовым в стране является летний сорт топлива. Доля зимнего и арктического сортов в общем дизельном фонде составляет всего 11%, что примерно только на половину удовлетворяет растущие потребности страны в низкозастывающем виде топлива, связанные с необходимостью интенсивного .освоения природных богатств Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. В настоящее время основным способом получения низкозастывающих дизельных топлив является облегчение их фракционного состава путем снижения температуры конца кипения до 300-320 °С , что связано с существенным ограничением их ресурсов. Относительно небольшая часть таких топлив вырабатывается на основе цеолитной и карбамидной депарафинизации. Денор-мализаты цеолитной депарафинизации имеют хорошие низкотемпературные свойства , поэтому они преимущественно используются в качестве зимних и арктических топлив. При карбамидной депарафинизации не полностью удаляются высокоплавкие парафины, поэтому денормализаты этого процесса имеют хотя при температуре застывания -35 "С и ниже температуру помутне,ния лишь -11 "С вместо требуемых -25 или -35°С. Необхрдимо обратить внимание на нерациональное вовлечение денормализатов в летнее дизельное топливо, что обусловлено географией размещения установок "Парекс" и отсутствием резервуаров необходимых объемов для хранения и последующего использования денормализатов для производства зимних сортов топлив. Для более полного удовлетворения потребностей в зимних и арктических сортах дизельных топлив и одновременно в жидких парафинах — ценном дефицитном сырье для нефтехимии и микробиологического синтеза - в 80-е годы в нашей стране ускоренными темпами строились установки депарафинизации, особенно типа "Парекс". Однако позже в связи с принятием во многих странах мира, в том числе в СССР, законодательных актов, запрещающих использование жидких нефтяных парафинов для производства белково-витаминных

6.6.1. Процесс цеолитной депарафинизации «Парекс»....................321

6.6.1. Процесс цеолитной депарафинизации «Парекс»

Ниже, в качестве примера, приведены показатели качества сырья и продуктов цеолитной депарафинизации:

29. Дайте краткую характеристику процесса цеолитной депарафинизации «Парекс».

Катализатор ГКД-202 отличается от ГК-35 меньшим содержанием гидрирующих металлов ; изготавливается с использованием в качестве носителя алюмосиликата с добавкой цеолита; обладает наилучшими показателями по механической прочности, межрегенерацион-ному пробегу и сроку службы катализатора; по активности в реакциях обессеривания находится на уровне катализаторов АКМ и АНМ. Этот катализатор является базовым для процессов гидроочистки реактивных и дизельных фракций - сырья процессов цеолитной депарафинизации.

Весьма перспективным является получение из метанола бензина. Одна из модификаций этого процесса Mobil основана на использовании цеолитного катализатора ZSM-5. Катализатор имеет специфическую структуру: две системы пересекающихся каналов прямых и синусоидальных, образующих эллиптические «окна». Процесс обеспечивает превращение метанола в высокооктановый бензин с получением в качестве побочных продуктов только воды и углеводородных газов.

В реакторе II ступени в присутствии цеолитного катализатора ZSM-5 метанол и диметиловый эфир превращаются в смесь легких олефинов, молекулы которых полимеризуются и перегруппировываются с образованием изопарафнновых и ароматических углеводородов.

Таким образом, условия активации цеолитного катализатора существенно влияют на природу протекающих на нем процессов: образец, активированный в оптимальных условиях, более интенсивно и более длительное время ускоряет процесс алкилирования, чем тот же образец, обработанный в неоптимальных условиях. В последнем образце более четко выражена изо-меризующая функция. Изомеризация бутена-1 в бутен-2 в смеси с «-бутаном на цеолитном катализаторе алкилирования наблюдалась ранее . Нам удалось ее обнаружить в присутствии алкилируемого компонента. Изомеризация в значительной степени определяется свойствами катализатора и, возможно, условиями проведения реакции.

Полученные результаты показывают, что изменение концентрации бу-тенов по высоте слоя цеолитного катализатора происходит по сложным зависимостям. На их характер заметно влияют условия активации катализатора. Кроме того, для начала реакции нужен некоторый индукционный период, связанный обычно с необходимостью образования промежуточных активных комплексов, которые, собственно, и обеспечивают протекание процесса алкилирования . Каждая зона катализатора в известной мере работает как самостоятельный слой. Появление промежуточных активных комплексов по высоте слоя катализатора может происходить неравномерно.

образцов. Обнаружено, что для тулия и лютеция показатели алкилирования несколько ниже, чем для других РЗЭ. Это обусловлено убыванием числа электронных вакансий РЗЭ по мере приближения к концу ряда, а следовательно, понижением силы льюисовской кислотности. Таким образом, кислотный центр Лыоиса в составе цеолитного суперкислотного центра представляет собой катион РЗЭ и проявляется в ИК-спектре полосой при 3550 CM~' благодаря сопутствующим ему гидроксиль-пым группам. Дезактивация цеолитного катализатора сиодитси в основном к ослаблению или выходу из строя льюисовских кислотных центров.

Матрица обеспечивает частицам катализатора заданную форму и механическую прочность, способствует отводу тепла от цеолитных кристаллов при регенерации и подводу тепла в реакцию, создает оптимальную вторичную пористую структуру, способствующую диффузии сырья и продуктов реакции, стабилизирует цеолит при термической и термопаровой обработке, моделирующих условия при выжиге кокса в регенераторе. Последнее на примере редкоземельного цеолитного катализатора подтверждается данными табл. 5.1, в которой показано влияние термообработки и матрицы на стабильность цеолитов РЗЭ HY, ЦСК и АСК при мягкой термообработке смесью воздуха и водяного пара и жесткой термообработке при 850 °С в течение 48 ч. Так, до жесткой термообработки конверсия и выход бензина у чистого цеолита и разбавленного 90% АСК в качестве матрицы практически одинаковы и в два раза больше, чем для одного АСК. После термообработки в жестких условиях конверсия сырья и выход бензина в случае одного цеолита снижается в 10 раз и незначительно меняется в случае цеолитсодержащих и алюмосиликатных катализаторов.

Для изучения и сравнения механизма отравления цеолитного катализатора к сырью крекинга в лабораторных условиях добавляли различные количества соединений никеля и ванадия - от 1,0 до 20,0% на катализатор. Оказалось, что сначала в реакцию вступают соединения никеля, а затем соединения ванадия. Об этом можно судить по бо'льшим степени конверсии, выходу кокса и соотношению выхода водорода к выходу продукта гидрогенолиза при малых добавках соединений никеля и торможению выхода перечисленных продуктов по мере роста добавок соединений никеля .

Один из основных недостатков промышленной технологии получения этилбензола в присутствии катализаторов Фриде-ля — Крафтса — необходимость тщательной очистки сырья и прежде всего этилена. Применение цеолитного катализатора ZSM-5 позволяет проводить реакцию с разбавленным этиленом при концентрациях 15—20% , причем можно использо-

В табл. 17 показано изменение основных свойств циркулирующего в системе цеолитного катализатора ЦЕОКАР-2 в зависимости от продолжительности его работы . В течение длительности эксплуатации 2800 г каталитические свойства ЦЕОКАР-2 практи-

При работе на сырье, содержащем около 7-10~10/0 азота, выход кокса и газа на цеолитном катализаторе был на 20% меньше, чем на обычном аморфном, при одинаковой глубине превращения. Но при содержании азота в сырье 3-10~3% выход оказался меньше только на 10%. Тем не менее работать на цеолитном катализаторе выгодно из-за большего количества образующегося бензина . Стойкость цеолитного катализатора к действию азота подтверждена опытами по крекингу сырья с добавкой изохинолина.

При использовании катализаторов XZ-25 и XZ-30 образуется меньше водорода, чем на обычном катализаторе. Это обусловлено, по-видимому, меньшим влиянием на них металлов. Имеется опыт регенерации цеолитного катализатора при 638—660 °С без заметного отравления. Влияния хлоридов на действие металлов не наблюдалось . В более поздней работе отмечается, что наличие ионов хлора в сырье каталитического крекинга способствует 'протеканию термического крекинга.

 

Цементным раствором. Центрифуги непрерывного. Центробежные сепараторы. Центробежным компрессором. Центровые отверстия.

 

Главная -> Словарь



Яндекс.Метрика