|
Главная -> Словарь
Депрессорными свойствами
Смолистые и некоторые другие поверхностно-активные вещества, адсорбируясь на поверхности кристаллов, способны задерживать процесс кристаллизации парафинов. Поэтому температура застывания масляных дистиллятов после их очистки от смол повышается. Существуют также вещества, которые при добавлении к минеральным маслам понижают их температуру застывания. Такие вещества называются депрессорными присадками, или депрессаторами.
30. Митусова Т.Н. Разработка и внедрение дизельных, печных, судовых и котельных топлив с депрессорными присадками: Автореф. дисс... докт.техн.наук. М.: ВНИИНП, 1992. 50 с.
40. Митусова Т. Н., Веретенникова Т. Н. Принципы разработки состава дизельных топлив с депрессорными присадками // Химия и технология топлив и масел. — 1970.— № 2.— С. 49—53.
По этой классификации предлагалось разделять моторные масла на три класса: обычные —базовые масла без присадок или масла с вязкостными и депрессорными присадками, предназначенные для бензиновых и дизельных двигателей, которые работают в легких условиях эксплуатации; премиальные — масла с антиокислительными и антикоррозионными присадками — для двигателей, работающих в условиях средней напряженности; X е в и-Дьюти —масла с моющими, антиокислительными и антикоррозионными присадками для двигателей, работающих в тяжелых условиях.
Эффективность депрессорных присадок в топливах зависит от скорости охлаждения: при медленном охлаждении она снижается. Испытывать депрессорные присадки следует при скоростях охлаждения, близких к реальным. Низкотемпературные свойства дизельных топлив с депрессорными присадками при длительном хранении изменяются незначительно, тогда как в остаточных топливах эффективность таких присадок при хранении может снижаться.
Низкотемпературные свойства дизельных топлив с депрессорными присадками спецификациями всех стран оцениваются двумя показателями — fn и t . По ГОСТ 305—82 для топлива без депрессора низкотемпературные свойства регламентируют по /^ и /п. Разность между /п и /^ ф не должна превышать 10 "С. При снижении температуры топлива ниже температуры его предельной фильтруемости или в случае, когда 1щ ф — /п составляет более 10 "С, в топливе накапливается такое количество кристаллов парафинов, что они не могут находиться длительное время во взвешенном состоянии. Значительная часть их оседает на дно емкости, что затрудняет использование топлива.
Зимние дизельные топлива с депрессорными присадками. С 1981 г. вырабатывают зимнее дизельное топливо марки ДЗп по ТУ 38.101889— 81 . Получают его на базе летнего дизельного топлива с /п — — -5 °С. Добавка сотых долей присадки обеспечивает снижение предельной температуры фильтруемости до -15 °С, температуры застывания до -30 "С и позволяет использовать летнее дизельное топливо в зимний период времени при температуре до -15 °С.
1.34. Характеристики зимних дизельных топлив с депрессорными присадками
Зимние дизельные топлива с депрессорными присадками производят на основе летнего топлива: марку ДЗп с температурой застывания - 30°С по ТУ 38.101889-81 ; для районов с холодным климатом вырабатывают топлива ДЗп-15/-25 и ДАп-35/-45 с температурами застывания соответственно -35 и - 55 С по ТУ 38.401-58-36-92 . Для всех марок топлив содержание сероводорода, водорастворимых кислот и щелочей, мехпримесей и воды -отсутствие; испытание на медной пластинке - выдерживают.
Таким образом, моторные масла с загущающей полимерной добавкой ОПШ-15 и промышленными многофункциональными и депрессорными присадками по своим основным вязкостно-температурным характеристикам удовлетворяют требованиям, предъявляемым к современным маслам. Базовое масло, применяемое в качестве углеводородной основы при производстве моторных масел класса вязкости SAE I5V1/-40 и загущенное сополимером изобутилена с гексеном, не должно содержать остаточный компонент, а его кинематическая вязкость при ЮО°С превышать 6,0 сСт.
Анализ вышеизложенных результатов и сопоставление их с ранее проведенными экспериментами по разработке нативных депрессоров для дизельных топлив предопределили постановку экспериментов по перегонке конденсатонефтяных смесей в присутствии нативных депрессоров. В качестве последних использовали присадку МСНН-10. Следует отметить, что введение указанной присадки непосредственно в дизельное топливо существенно ухудшало его цвет. Предлагаемое решение позволило исключить этот недостаток. Результаты экспериментов по перегонке конден-сатонефтяной смеси в присутствии присадки МСНН-10 представлены в табл. 8.20. Как видно, при перегонке нефтяного сырья в присутствии депрессорной присадки МСНН-10 температура застывания дизельной фракции понизилась, что в свою очередь в некоторых случаях может обеспечить получение низкозастывающих топлив, исключая стадию компаундирования с депрессорными присадками с соответствующими экономическими выгодами.
Алкилнафталины, производные алкилфенолов, эфиры алкилфенола и фталевой кислоты и некоторые полиметакри-латы. Депрессорными свойствами обладает по-лиметакрилат Д
Депрессорное действие смеси этих остатков повышается и находится почти на одном уровне с эффективностью действия чистого ДКО. Гудрон депрессорными свойствами не обладает. Отсюда можно сделать вывод, что ДКО как в чистом виде, так и в смеси с обычным крекинг-остатком обладает хорошими депрессорными свойствами.
Наряду с депрессорными свойствами полиалкилметакрилаты этого типа обладают способностью повышать вязкость и индекс
Судя по литературным данным, в последние годы наметилась тенденция к синтезу многофункциональных полимерных присадок, обладающих также депрессорными свойствами .
Для получения многофункциональных присадок полиалкилме-такрилатного типа был рекомендован метод фосфорилирования сополимеров алкил метакрилатов с аллиловым спиртом, амидами кислот трехвалентного фосфора . Полиалкилметакрилаты, содержащие фосфор и серу, наряду с загущающими или депрессорными свойствами обладают также антиокислительными, противокоррозионными, противоза-дирными и другими свойствами . Так, введением в макромолекулу сополимера алкилметакрилатов с ди-этиламиноэтилметакрилатом сульфонатных или дитиофосфатных фрагментов можно получить присадки, оказывающие в зависимости от структуры моюще-диспергирующее, солюбилизирующее или термостабилизирующее действие .
Свойства и эффективность полимеров как присадок зависят от величины и строения радикала R. Наиболее эффективны полимеры с радикалами от 12 до 18 атомов углерода; такие полимеры обладают наряду с вязкостными еще и депрессорными свойствами.
Присадка АзНИИ-ЦИАТИМ-1 многофункциональная . Однако в последнее время она применяется только в качестве депрессорной присадки. Вырабатывается по ГОСТ 7189—54.
Из полиметакрилатов депрессорными свойствами обладает полиметакрилат Д.
депрессорными свойствами. Для получения масел с высокими моющимиv антнокислительными и противокоррозионными свойствами целесообразно сочетать сульфонаты металлов с антиокислительными и противокоррозионными добавками.
7189—54) — многофункциональная присадка, обладающая - моющими, антикоррозионными и депрессорными свойствами. Добавляется к моторным маслам для защиты деталей двигателей от коррозии, уменьшения лакообразования на поршнях, предохранения поршневых колец от пригорания и для понижения т. застыв, масел.
Депрессорное действие смеси этих остатков повышается и находится почти на одном уровне с эффективностью действия чистого ДКО. Гудрон депрессорными свойствами не обладает. Отсюда можно сделать вывод, что ДКО как в чистом виде, так и в смеси с обычным крекинг-остатком обладает хорошими депрессорными свойствами. Диффузионного торможения. Дифракции рентгеновских. Дихлорэтан хлористый. Димеризации изобутилена. Динамическим нагрузкам.
Главная -> Словарь
|
|