|
Главная -> Словарь
Естественные ингибиторы
При переработке газа с содержанием С3+выошие ниже 250 г/м3 более экономичной также оказалась схема НТК; однако при этом температура процесса должна находиться на уровне —60 °С. При условии применения пропанового холодильного цикла и необходимости максимального извлечения пропана и более тяжелых углеводородов единственно возможным способом переработки газа является процесс НТА, с помощью которого можно извлечь пропана 90% и более, перерабатывая газ любого состава. С другой стороны, в случае извлечения в качестве целевых продуктов С2+Высшие НТК практически является единственным способом извлечения до 80—85% этана при соответствующем режиме.
Учитывая весьма широкий температурный интервал и достаточно высокую температуру опытов, можно, по-видимому, действительно считать, что в описанных условиях образование индана, хотя бы частично, идет через стадию ненасыщенных л-адсорбированных соединений. Однако очевидно, что представленный выше механизм Сб-дегидроциклизации не является единственно возможным. Действительно, при более низкой температуре в присутствии Pt/C Сз-дегидроцик-лизация алкилбензолов успешно проходит, минуя стадию промежуточного дегидрирования, и, более того, ал-кенилбензолы в этих условиях тормозят циклизацию алкилбензолов . Механизм С5-дегидроци«лизации углеводородов, рассматриваемый в , не является единственно возможным и, по-видимому, наблюдается главным образом в присутствии бифункциональных катализаторов при относительно высоких температурах.
ния, весьма сложен. В связи с этим существует разрыв между нашими представлениями о свойствах тяжелых углеводородных модельных веществ и тем, что мы знаем о свойствах тяжелых углеводородов нефти; в общем наши знания об углеводородах молекулярного веса от 300—1000 довольно ограничены. Каждый, кто применяет для анализа высокомолекулярных продуктов методы, основанные на свойствах синтетических углеводородов, должен быть знаком с этим фактом. Для восполнения пробела необходима большая работа, так как недостаток данных по индивидуальным компонентам становится серьезной помехой при изучении высококипящих нефтяных фракций. Если метод структурно-группового анализа применяется для изучения структурных элементов, которые не могут быть точно определены в нефтяных фракциях, например степень разветвления, то единственно возможным путем является изучение син-тетических углеводородов. В этих случаях требуется большое число данных не только о самих чистых веществах, но также и об их смесях. Несмотря на то, что число данных все время увеличивается, как правило, не имеется достаточного экспериментального материала по высокомолекулярным соединениям.
Авторы отдают себе отчет в том, что предлагаемый подход к решению рассматриваемой проблемы не является единственно возможным. Не исключается также и то, что предлагаемые классификации и номенклатура катализаторов потребуют существенной доработки. Тем не менее авторы надеются, что настоящая работа явится дополнительным стимулом для создания и применения классификации и номенклатуры катализаторов и, возможно, послужит отправным пунктом для проведения аналогичных работ, посвященных катализаторам других важных химических процессов.
Добавление антиокислительных присадок является наиболее эффективным, экономически выгодным, а иногда и единственно возможным способом повышения химической стабильности автомобильных бензинов. Этот способ стабилизации бензинов используется в промышленных масштабах уже в течение нескольких десятков лет.
Хотя радикалы обладают значительной энергией, ее недостаточно для скелетной изомеризации. Единственно возможным видом изомеризации является внутримолекулярное превращение первичного радикала во вторичный:
Наряду со строительством новых установок деструктивной переработки нефти значительное развитие получает переоборудование под эти процессы некоторых бездействующих установок. Так, в США, Западной Европе и Японии ряд установок атмосферной перегонки переоборудуют под процесс висбрекинга. При этом одновременно сокращают избыточные мощности по первичной переработке нефти, что повышает рентабельность НПЗ. Установки гидрообессеривания остатков и гидроочистки средних дистиллятов путем замены катализатора и минимальной реконструкции переводят на режим легкого гидрокрекинга. Разумеется, такую адаптацию действующих установок нужно рассматривать как паллиативные меры, поскольку выход и качество светлых продуктов при этом уступают соответствующим показателям ККФ и гидрокрекинга. Однако с-учетом огромных капиталовложений, .необходимых для строительства новых установок, этот путь в ряде случаев является единственно возможным для владельцев НПЗ, терпящих в последние годы значительные убытки из-за чрезвычайно низкой загрузки мощностей заводов. Реализация указанных мероприятий позволит уже в ближайшие годы повысить выход светлых нефтепродуктов до 65—70% против 52,5% в 1972г. Предпринятые в основных нефтепотребляющих странах активные меры по экономии энергии и замене нефти в ряде традиционных областей ее применения альтернативными энергоносителями, а также общий спад промышленного производства в капиталистическом мире привели к тому, что потребление нефти за рубежом в последние годы начало сокращаться. В связи с этим в 1982—1985 гг. стабилизировались, а затем и постепенно снизились цены на 'нефть . Это может несколько замедлить реализацию программ углубления переработки нефти, однако не сможет, учитывая ограниченность мировых запасов нефти, изменить глобальной стратегии ведущих капиталистических государств, направленной на сокращение расходования нефти и максимально рациональное ее использование.
Наиболее простым и дешевым способом улучшения эксплуатационных свойств нефтяных и синтетических масел различного назначения является добавление к ним специальных присадок. Во многих случаях этот путь оказывается не только наиболее доступным, но и единственно возможным.
Наиболее изученной является кинетика гидрогенолиза сорбита. Кларк указывает, что этот процесс во многих случаях подчиняется уравнению реакции первого порядка. Порядок реакции отличается от первого лишь при больших давлениях водорода, когда, по мнению Кларка, скорость гидрогенолиза сорбита снижается из-за вытеснения его с поверхности катализатора водородом. Необходимо отметить, что в той же лаборатории Холл наблюдал для гидрогенолиза ксилита противоположную зависимость от давления: с увеличением давления скорость гидрогенолиза ксилита и выход из него глицерина возрастали. Предположение о резких различиях в адсорбционной способности ксилита и сорбита, которое могло бы объяснить это различие в гидрогенолизе при различных давлениях, очевидно, лишено оснований. Поэтому объяснение, данное Кларком для изменения порядка реакции гидрогенолиза сорбита при высоких давлениях- водорода, не является единственно возможным.
Единственно возможным способом получения различных битумов из этих нефтей является продувка остатков воздухом для накопления ас-фал ьтосмолистых компонентов, т.е. процесс окисления, который может осуществляться в различных вариантах.
Если культурное растение выращивается обычным способом, весьма часто возникает необходимость уничтожения в междурядье сорняков, которые отнимают у них влагу, питательные вещества, удобрения и почвенные минеральные вещества. В этих условиях недопустимо применение пестицидов, дефолиантов и химических средств борьбы с сорняками и огневая прополка является единственно возможным средством такой борьбы. В США широко используется междурядная огневая прополка хлопка, во Франции — виноградников. Попытки применить огневую культивацию картофеля и свеклы в Северной Европе оказались менее успешными главным образом из-за частых дождей, способствующих быстрому восстановлению сорняков.
реакции их обрыва в результате взаимодействия активных радикалов с молекулами естественного ингибитора. Этот вывод подтверждается многочисленными исследованиями влияния степени очистки топлив и масел на их противоокислительную стабильность. При глубокой очистке из топлив и масел удаляются естественные ингибиторы, что приводит к резкому снижению противоокислительной стабильности ;.
В целом естественные ингибиторы, присутствующие в топливах и маслах, во многих случаях оказывают определяющее влияние на их противоокислительную стабильность.
дукционный период уменьшается на 60—70%. Железо обладает значительно меньшим каталитическим действием, снижая индукционный период в среднем на 20—25%. Такие металлы, как цинк, алюминий и олово, уменьшают индукционный период на 15—20%. Присутствие свинца практически не повлияло на окисление бензина, содержащего только естественные ингибиторы) однако заметно снизило длительность индукционного периода бензина с дре-весносмольным антиокислителем. Аналогичные результаты получены и при окислении бензинов с другими антиокислителями — n-оксидифениламином, монобензил-п-аминофенолом и ионолом. Порядок расположения металлов по их каталитической активности остается примерно таким же вне зависимости от типа добавленного антиокислителя .
Для повышения выхода кокса из прямогонных остатков предпочтительно использовать гудрон, имеющий более высокую ^коксуемость. В отдельных случаях приходится отходить от этого общего правила. При выдаче рекомендаций для коксования прямогонных остатков эхабинских нефтей нами был выбран мазут, а не гудрон, так как бензиновая фракция, полученная при коксовании гудрона , оказалась настолько нестабильной, что не поддавалась обычным методам очистки. Применение специальных методов очистки было мало эффективно. По-видимому, в вакуумном отгоне эхабинской нефти нафтенового основания находятся в повышенном количестве гомологи нафталина и другие полициклические ароматические углеводороды, которые, по данным Н. И. Черножукова и С. Э. Крейна , являются эффективными ингибиторами против окисления нафтеновых и парафиновых углеводородов молекулярным кислородом, а при отгоне вакуумного газойля из остатка эти естественные ингибиторы удалялись.
Суммарное содержание серы в дистилляте мало что говорит о стабильности сернистых соединений. Выбор режима диктуется индивидуальными свойствами сырья. В то же время известно, что чрезмерно глубокая сероочистка таких фракций, как керосиновые , вредна, так как из топлива удаляются естественные ингибиторы окисления. Сравнение образцов реактивных топлив, гидроочищенных до разной степени обессеривания и затем окисленных кислородом, показало, что с максимальной интенсивностью окисляются топлива с содержанием серы 0,03 мае. %.
Управляемые параметры в каждом конкретном случае регулируют так, чтобы достичь максимально необходимой глубины сероочистки. В то же время следует помнить, что чрезмерно глубокая сероочистка таких фракций, как керосиновые, используемые в качестве реактивных топлив, вредна, так как из топлива удаляются естественные ингибиторы окисления. Известно, что при хранении с максимальной интенсивностью окисляются топлива с содержанием серы 0,03% мае.
Для повышения выхода кокса из прямогонных остатков предпочтительно использовать гудрон, имеющий более высокую коксуемость. В отдельных случаях приходится отходить от этого общего правила. При выдаче рекомендаций для коксования прямогонных остатков эхабинских нефтей нами был выбран мазут, а не гудрон, так как бензиновая фракция, полученная при коксовании гудрона , оказалась настолько нестабильной, что не поддавалась обычным методам очистки. Применение специальных методов очистки было мало эффективно. По-видимому, в вакуумном отгоне эхабинской нефти нафтенового основания находятся в повышенном количестве гомологи нафталина и другие полициклические ароматические углеводороды, которые, по данным Н. И. Черножукова и С. Э. Крейна , являются эффективными ингибиторами против окисления нафтеновых и парафиновых углеводородов молекулярным кислородом, а при отгоне вакуумного газойля из остатка эти естественные ингибиторы удалялись.
позволил сохранить в масле естественные ингибиторы в количе-
естественные ингибиторы и маСло становится нестабильным.
По иному следует рассматривать вопрос о создании топлив для самолетов с большой сверхзвуковой скоростью полета. В этом случае лучшим будет топливо цикланового основания, не содержащее естественных гетероорганических соединений, с многофункциональной присадкой, которая в небольших количествах должна значительно улучшить прежде всего противоизносные и антиокислительные свойства топлив. Эта присадка по эффективности должна значительно превосходить естественные ингибиторы, содержащиеся в топливах.
В качестве антиокислительных присадок предложены металл-органические соединения, эфиры фосфорной кислоты, амино-фенольпые соединения, сера, соли нафтеновых кислот и другие. Однако, несмотря на обилие предложенных присадок, широкое признание получили немногие из них. Дело в том, что эффективность присадки в очень большой мере зависит от химического состава масла и глубины его очистки. Легче всего стабилизируются присадками глубоко очищенные масла, из которых удалены естественные ингибиторы . Единичных показателей. Европейского экономического. Единственным средством. Естественная конвекция.
Главная -> Словарь
|
|