|
Главная -> Словарь
Используют катализатор
линдрах двигателя. В качестве топлива в ДВС в основном используют бензиновые, соляровые и более тяжелые фракции, а также соответствующие продукты вторичной переработки нефти; в некоторых случаях применяют легкие углеводороды .
Большинство крупнотоннажных пиролизных комплексов в качестве сырья используют бензиновые фракции, при этом основная часть жидких относится к углеводородам С5—С9. При пиролизе керосино-газойлевых фракций на долю углеводородов С6—С9 приходится обычно около 40% жидких продуктов пиролиза. Поэтому важно квалифицированно использовать именно эту часть продуктов.
ДИЗЕЛЬНЫЕ ТОПЛИВА —применяются в дизелях и других двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. В качестве Д. т. используют бензиновые, лигрои-новые, газойлевые, соляровые фракции нефти и мазуты. Столь широкий ассортимент объясняется разнообразием дизельных двигателей. Все дизельные двигатели делят на три класса: 1) высокооборотные , применяемые в с. х. машинах, на вездеходах, на дорожном транспорте, на тепловозах и др.; 2) среднеоборотные , применяемые на больших тепловозах, в стационарных условиях и в качестве вспомогательных двигателей на кораблях; 3) малооборотные , применяемые в качестве главных судовых дизелей и на электростанциях.
В качестве абсорбентов при разделении углеводородных газов используют бензиновые или керосиновые фракции, а в последние годы и газовый конденсат, при осушке — диэтиленгликоль и триэтиленгликоль . Для абсорбционной очистки газов от кислых компонентов применяют Л/-метил-2-пирролидон, гликоли, пропиленкарбонат, трибутилфосфат, метанол; в качестве химического поглотителя используются моно- и диэта-ноламины.
Сырье. В качестве исходного сырья в процессах каталитического риформинга используют бензиновые фракции 60—200 °С. Для получения автомобильного бензина применяют обычно сырье, кипящее в пределах 85—180 °С. Фракционный и углеводородный состав сырья оказывает значительное влияние на выходы и качество бензина риформинга.
В качестве сырья каталитического риформинга используют бензиновые фракции с пределами выкипания 62—180 °С*; для получения высокооктановых компонентов бензина чаще используют фракции 85—180 и 105—180°С. Для получения ароматических углеводородов лучше использовать более узкие фракции , но иногда используют фракции 62—140 и даже 62^180 °С. При риформинге широкой фракции 62—140°С из получаемого катализата выделяют бензол, толуол и ксилолы, а фракцию 140—180 °С направляют на риформинг или используют для приготовления других нефтепродуктов. Применяя в качестве сырья широкую фракцию 62—180°С, из риформата выделяют бензол и толуол, а к остатку добавляют головную фракцию и высокооктановые добавки. Однако этот вариант исключает возможность получения ксилолов из всего сырья, подвергнутого такой переработке.
Гидрокрекинг — одно- или двухступенчатый каталитический процесс , протекающий в среде водорода при его расходе от 1 до 5% , при температурах до 430°С на первой ступени и до 480 °С — на второй, объемной скорости подачи сырья до 1,5 ч~', давлении до 32 МПа и циркуляции водородсодержащего газа 500—2000 м3/м3 сырья. Процесс сопровождается частичным расщеплением высокомолекулярных компонентов сырья и образованием углеводородов, на основе которых в зависимости от условий процесса и вида сырья можно получать широкую гамму продуктов: от сжиженных газов до масел и нефтяных остатков с низким содержанием серы. В качестве сырья используют бензиновые фракции , керосино-дизелыше фракции и вакуумные дистилляты ; остаточные продукты переработки «ефти ; гачи и парафины ; высокосернистые нефти, сернистые и высокосернистые мазуты, полугудроны и гудроны .
ролиза используют бензиновые фракции. Обычно это — широ-
В качестве сырья для каталитического риформинга обычно используют бензиновые фракции первичной перегонки нефти. В сырье риформинга могут вовлекаться после глубокой очистки бензины вторичных процессов . Фракционный состав сырья риформинга зависит от назначения процесса. Если целью процесса является получение аренов , то используют фраквди, содержащие углеводороды U , С7 и С8 . Если процесс проводят с целью получения высокооктанового бензина, то сырьем служит фракция 85—180 °С, соответствующая углеводородам Ст—Са-
Процесс абсорбции обратимый, поэтому он используется не только для получения растворов газов в жидкостях, но и для разделения газовых смесей. При этом после поглощения одного или нескольких компонентов газа из газовой смеси необходимо выделить из абсорбента поглощенные компоненты. Выделение поглощенных компонентов из абсорбента называют десорбцией. Регенерированный абсорбент вновь направляют на абсорбцию. В качестве абсорбентов при разделении углеводородных газов используют бензиновые или керосиновые фракции, а в последние годы и газовый конденсат, при осушке — диэтиленгликоль и триэтиленгликоль . Для абсорбционной очистки газов от кислых компонентов применяют М-метил-2-пирролидон, гликоли, пропиленкарбонат, три-бутилфосфат, метанол; в качестве химического поглотителя используются моно- и диэтаноламины.
В качестве сырья для каталитического риформинга обычно используют бензиновые фракции первичной перегонки нефти.
При очистке бензина термического крекинга, который содержит более высокую концентрацию меркаптанов, используют катализатор, нанесённый на носитель из активированного древесного угля. Древесный уголь после загрузки в реактор сначала пропитывается катализатором «Мерокс-1» из раствора метанола, а затем насыщается раствором едкого натра путём заполнения реактора на некоторое время 10 %-ным раствором NaOH.
В некоторых контактных процессах нефтепереработки применяют твердые теплоносители, в качестве которых используют катализатор, кокс, малоактивный материал и др. Применение этих теплоносителей обычно связано с особенностями технологических процессов. Теплоносителями являются также все получаемые на нефтеперерабатывающих установках высокотемпературные потоки, тепло которых может быть использовано для нагрева сырья в регенераторах тепла.
Как правило, в ТФКС используют катализатор в экспедированной форме . Так как скорость подачи свежего сырья не обеспечивает необходимого расширения слоя экструдирован-ного катализатора, применяют циркуляцию жидких продуктов процесса — гидравлический рисайкл, отношение которого к свежему сырью находится в пределах :1. Подача водородсодержащего газа составляет 800-1400 м3/нм3 сырья. Расход катализатора в зависимости от качества сырья и глубины процесса находится в пределах 0,03—0,56 кг/м3 сырья .
В реакторных устройствах, работающих по принципу «кипящего, или псевдоожиженного слоя , твердый теплоноситель находится в виде более или менее тонкого порошка; для каталитического крекинга используют катализатор с частицами от 10 до 120 мкм. Под действием потока газа или паров, упорядоченного распределительным устройством или в виде мельчайших шариков . В обоих случаях размеры частиц составляют 10—120 мкм. Каталитический крекинг в псевдоожиженном слое значительно более распространен, чем крекинг в движущемся слое крупногра-
Наиболее ранние промышленные процессы изомеризации были предназначены для увеличения ресурсов изобутана — сырья для производства алкилата, являющегося высокооктановым компонентом авиационных бензинов. Первые промышленные установки такого типа начали строить в годы II мировой войны. Сырьем служил н-бутан, выделяемый из газов нефтепереработки. Процесс изомеризации н-бутана представлял особый интерес для тех заводов, на которых отсутствовали установки каталитического крекинга . Катализатором изомеризации служил хлорид алюминия, активированный НС1 и используемый при мягком температурном режиме и при повышенном давлении в реакционной зоне. Сейчас на некоторых зарубежных заводах имеются установки изомеризации н-бутана с целью увеличения ресурсов сырья для получения алкилата, однако они имеют ограниченное распространение. Обычно там используют катализатор на; основе платины. Процесс протекает при 150—205 °С, 1,5—3,0 МПа! и объемной скорости 3—5 ч"1 по жидкому сырью с циркуляцией водорода. :
Так, при получении винилхлорида из ацетилена и хлористого водорода используют катализатор HgCl2 на активном угле, а ацетат цинка на активном угле — при синтезе винилацетата из ацетилена и уксусной кислоты.
Используют катализатор, содержащий платину и рений, очень чувствительный к сере и другим примесям. По мере увеличения продолжительности работы установки активность катализатора падает, качество бензина ухудшается, и установку останавливают для регенераций катализатора.
Так, на крупнотоннажных отечественных этиленовых производствах для селективного гидрирования ацетилена в ЭЭФ используют катализатор ПУ и процесс осуществляют в изотермическом реакторе. Низкая селективность этого катализатора и проведение процесса не в оптимальных условиях приводят к большим потерям этилена, которые иногда превышают тысячи тонн в год. Таким образом, одной из ключевых проблем совершенствования процесса селективного гидрирования ацетилена и его гомологов в этан-этиленовой и пропан-пропиленовой фракциях является создание нового поколения отечественных катализаторов для этих процессов.
Помимо гомогенных катализаторов на основе пентакарбони-ла железа используют катализатор типа Циглера из соли никеля и органической кислоты с триалкилалюминием. Низкотемпературное ожижение угля протекает при контакте с BF3—HF. Каталитическая система после дросселирования продуктов ожижения угля отделяется от легких углеводородов и возвращается в процесс .
В последние годы широкое распространение получили низкотемпературные катализаторы. К их числу относятся медьцинкхро-мовые и медьцинкалюминиевыс катализаторы. Типичные современные катализаторы такого типа содержат 25-90 % См и 8-60 % Zn или 30-80 % См и 10-50 % Zn. В качестве промотирующих добавок используют Cr, AI, Мп, V, Ag. Медьцинковые катализаторы работают при давлении 5-10 МПа и температуре 220—270 °С. В России для синтеза метанола используют катализатор СНМ-1 состава 52—54 % СиО, 26—28 % ZnO и 5— 6 % А1гО3 , который активен при давлении 4— 6 МПа и температуре 220-280 °С. Очень высокой активностью обладают образцы низкотемпературного катализатора следующего состава: СиО - 71,0 %, ZnO - 25,8 % и Сг2О3 - 3,2 %; наиболее активен такой катализатор при давлении 3-4 МПа.
При гидрокрекинге используют катализатор с радиусом пор около 40 А и удельной поверхностью до 210 иг/г. Ниже приведены основные показатели гидрокрекинга под невысоким давлением в циркулирующем потоке катализатора: Режим гидрокрекинга Исследования проведены. Исследования распределения. Исследования реологических. Исследования термического. Исследования углеводородов.
Главная -> Словарь
|
|