|
Главная -> Словарь
Ингибиторы ржавления
Нефтяной парафин должен предварительно очень хорошо очищаться, чтобы удалить содержащиеся в нем природные ингибиторы окисления, которые могут или полностью затормозить процесс окисления или сильно его замедлить. Такими ингибиторами являются в первую очередь серусо-держащие соединения и фенолы, которые можно удалить, например, очисткой разбавленной азотной кислотой или безводным хлористым алюминием.
Можно ожидать, что естественные и искусственные ингибиторы окисления должны проявлять общее, характерное для противоокислителей свойство, обусловливающее однотипный механизм их действия.
Фирма Mobil Chemical выпускает товарные ингибиторы окисления Mobilad C-142 и Mobilad C-145, также являющиеся пространственно затрудненными фенолами . К пространственно затрудненным фенолам относятся и некоторые ингибиторы бисфенольного характера: 4,4/-метиленбис — присадки МБ-1 и Этил 702 и 2,2'-метилен-бис — присадка НГ-2246 :
АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ИНГИБИТОРЫ ОКИСЛЕНИЯ
В качестве высокотемпературных ингибиторов окисления, способных стабилизировать гомо- и гетерофазные процессы, могут быть применены производные металлов переменной валентности. Металлсодержащие ингибиторы окисления, предложенные для стабилизации горюче-смазочных материалов, можно подразделить на четыре типа .
Анализ полученных данных показывает, что наиболее эффективно как ингибиторы окисления действуют высокомолекулярные сернистые соединения сульфидного типа, присутствующие в деасфальтизате. Наилучшим сырьем для каталитического крекинга из исследованных является гидроочищенный вакуумный газойль, однако добавление к нему деасфальтизата в оптимальном количестве приводит к улучшению показателей крекинга — к увеличению выхода бензина . Выход бензина и газообразных продуктов максимален при 10-20% добавки. Наличие оптимума объясняется тем, что сам деасфальтизат в чистом виде является по своим показателям сырьем условно пригодным для каталитического крекинга, но присутствующие в нем сернистые соединения, вводимые в составе деасфальтизата в минимальном достаточном количестве в сырьевую смесь, связывают свободный кислород и увеличивают долю реакций непосредственно каталитического крекинга. Это подтверждается аномальными особенностями не только материального баланса, но и состава газа . Интенсификация каталитического крекинга подтверждается максимальным содержани-
§ II-6. Ингибиторы окисления
Есть указания на то, что смесь продуктов крекинга с веществами прямой гонки становится нестабильной раньше и при менее жестких условиях, чем несмешанные продукты крекинга. В некоторых случаях для борьбы с нестабильностью необходимо применить промывку крепкой натровой щелочью или крепкой серной кислотой с последующей нейтрализацией щелочным раствором; сольвентную очистку с фурфуролом применяют значительно реже. С другой стороны, для этой же цели часто добавляют ингибиторы окисления и детергентно-диспергирующие добавки .
В соответствии с общепринятой классификацией присадки делят с учетом специфики их влияния на эксплуатационные свойства масел. При эгом к основным типам присадок относятся: моющие ; ингибиторы окисления и коррозии; улучшающие вязкостные свойства; противоизносные и противоза-дирные; понижающие температуру застывания .
Реакцию проводят в эмалированных аппаратах, исключая примеси, содержащие С1 и S, отравляющие катализатор. Газообразные продукты реакции содержат 2% окиси этилена. Выход окиси этилена равен 50% от количества этилена, превращенного в продукты окисления. Для того, чтобы увеличить выход, подавив полное окисление, применяют летучие ингибиторы окисления, например дихлорэтан, хлористый этил и тетраэтилсвинец .
тяжелые фракции крекинга обычно оставляют в крекинг-остатке для обеспечения требуемой стандартом вязкости, хотя на некоторых установках предусмотрен отбор и дизельной фракции. Выход бензина в процессе невелик. Например, при висбрекинге гудрона выше 400 °С высокосернистой арланской нефти выход бензина вместе с «головкой» стабилизации составляет около 10%, газа — 2,3%, остальное — крекинг-остаток. Бензины висбрекинга обладают невысоким октановым числом — 65—66 . Отрицательным их свойством* является низкая химическая стабильность, обусловленная содержащимися в них непредельными, особенно диолефи-нами, склонными к реакциям полимеризации и окисления с образованием смол. Однако доля диолефинов в крекинг-бензинах невелика. Для повышения стабильности крекинг-бензинов применяют ингибиторы окисления.
72. Schulz G. ErdSl u, Kohle, 4, 288—90, 402—05, 1951; Ind. Eng. Chem., 41, 2616, 1949; Hager K. F., Rosen thai M. Oil a. Gas J., 49, No. 16, 1950; Singletterry C. R., Solomon E. M. Нейтральные и основные сульфонаты как ингибиторы ржавления, см. Ind. Eng. Chem., 46, 1035, 1954.
Для предотвращения ржавления металлов в присутствии воды предложено много различных соединений, объединенных общим названием — ингибиторы ржавления. К ним относятся, например, соли мепазинсульфамидоуксусных кислот, л-диоксибензофенон, моноэтиловый ,эфир этиленгликоля, N-ациламинокислоты, соли нафтеновых кислот, амино- и аммонийсульфонаты . В присут-
1. Противокоррозионные присадки, в том числе ингибиторы ржавления
Из присадок II группы наиболее распространены антиокислители, которые применяются уже более 30 лет. Остальные присадки этой группы разработаны позднее. Из присадок III группы, уменьшающих вредное влияние топлива на аппаратуру и механизмы, наибольшее значение и применение имеют противокоррозионные присадки, главным образом ингибиторы ржавления, выполняющие важные функции защиты топливной аппаратуры двигателей, перекачивающих и транспортных средств.
Наиболее распространены ингибиторы ржавления, предотвращающие коррозию металлов топливом в присутствии воды.
Когда нельзя избежать обводнения масла, применяют масла, содержащие ингибиторы ржавления или присадки — эмульгаторы, вызывающие образование стойкой эмульсии и достаточно прочной масляной пленки на поверхности трения. Действие эмульгаторов основано на обволакивании мелких пузырьков воды пленками масла.
нами, которые также снижают коррозионную агрессивность масел, так как уменьшают накопление коррозионно-агрессивных продуктов окисления, существуют также антикоррозионные присадки, предохраняющие металлы от ржавления под действием воды , а также присадки, способные придавать рабочим маслам консервационные свойства. В качестве ингибиторов ржавления рекомендуются непредельные жирные кислоты и оксикислоты и их эфиры , а также соли нефтяных сульфо-кислот, окисленный петролатум и другие. Энергичными ингибиторами ржавления являются азотсодержащие органические соединения, например нитрит дициклогексиламина. В последнее время в качестве ингибиторов ржавления рекомендуются нитрованные масла и некоторые другие продукты .
ИНГИБИТОРЫ РЖАВЛЕНИЯ — вещества, вводимые в топлива или масла, замедляющие или устраняющие коррозию стальных и чугунных поверхностей механизмов в присутствии воды. В качестве И. р. применяют аминопроизводные и аммонийные соли сульфонафтеновых кислот, эфиры жирных кислот и полиспиртов, диалкилортофосфаты, соли аминов и диалкилортофосфорной кислоты и др. В топлива И. р. добавляют 0,002— 0,08 вес.%. В моторные, турбинные и индустриальные масла И. р. добав-
ПРИСАДКИ ДЛЯ ТОПЛИВ — вещества, добавляемые в бензины, дизельные и реактивные топлива, в концентрации от 0,0001 до 2,0% для улучшения их качества или придания им новых свойств. Известны .следующие типы присадок: антидетонатор-ные; процетановые; антинагарные; противодымные; антиокислительные; термоокислительные ; деакти-ваторы металла; моющие; диспергирующие; антикоррозионные ; антиржавийные ; антиобледе-нительные; депрессорные; противоиз-носные; биоцидные; антистатические; многофункциональные; антиодорант-ные.
Базовое масло обычно подбирается по его вязкостно-температурным свойствам, окислительной стабильности, совместимости с эластомерами. Присадки в пластичных смазках компенсируют отрицательное влияние наполнителя, улучшают характеристики и придают смазке противозадирные свойства. Типичный пакет присадок включает антиокислители, ингибиторы ржавления, противозадирные и противоизносные компоненты, полимеры и твердые вещества.
Противокоррозионные присадки — это вещества, добавляемые к топливу в небольших количествах с целью снижения коррозии металлов в различных условиях независимо от ее вида. Защитные присадки — это противокоррозионные присадки, добавляемые к топливу с целью снижения электрохимической коррозии, возникающей в присутствии влаги. Это — самые многочисленные и широко применяемые противокоррозионные присадки. Интервала пластичности. Интервале температуры. Ионизационного детектора. Иллюстрируется следующими. Исходными продуктами.
Главная -> Словарь
|
|