|
Главная -> Словарь
Компонентов авиационных
вичной перегонки в виде широких фракций, направляемых на установки вторичной перегонки для получения прямогонных компонентов авиабензинов; в виде остатков вторичной перегонки широких фракций получаются лигроины или компоненты тракторного керосина.
2. Исключается процесс вторичной перегонки широких бензиновых фракций, связанный с дополнительными затратами рабочей силы, топлива и потерями, за счет получения компонентов авиабензинов непосредственно на всех установках первичной перегонки.
Химическая стабильность этилированных компонентов авиабензинов
Масштабы развития нефтеперерабатывающей промышленности и характер применяемых технологических процессов переработки нефти на протяжении почти 50 лет диктовались главным образом потребителями бензина. Для удовлетворения возросших потребностей в бензине был применен процесс термического крекинга. Однако увеличение потребления бензина авиацией и повышение требований к качеству авиационных бензинов вызвали необходимость дальнейшего изменения технологии их производства. Под влиянием этих требований стали применять сначала процессы каталитического крекинга, а затем каталитические процессы производства высокооктановых компонентов авиабензинов , и риформинга низкокачественных бензинов прямой перегонки и термического крекинга. К концу второй мировой войны наиболее высококачественные авиационные бензины нередко содержали от 50 до 70% синтетических компонентов . Производство синтетических компонентов авиабензинов в крупнозаводских масштабах на основе нефтезаводских газов явилось решающим шагом на пути развития современной промышленности нефтехимического синтеза.
Масштабы развития нефтеперерабатывающей промышленности и характер применяемых в ней технологических процессов на протяжении почти 50 лет определялись главным образом потребителями бензина — автомобильными и авиационными моторами. Для удовлетворения возросших потребностей в бензине в 20-х годах в нефтеперерабатывающей промышленности был внедрен процесс термического крекинга. Однако увеличение доли потребления бензина авиацией и, что еще более важно, повышение требований к качеству авиационных бензинов потребовали дальнейшего изменения технологии производства бензинов. Под влиянием этих требований в 30-х годах начинают применять сначала процессы каталитического крекинга, а затем каталитические процессы производства высокооктановых компонентов авиабензинов и риформинга низкокачественных бензинов прямой пере-
Возможность алкилирования алканов галоидоалкенами была доказана в лаборатории А. М. Бутлерова его ученицей К. С. Лер-мантовой . Аналогичную работу провел одновременно в Харьковском университете А. П. Эльтеков. Ныне реакция алкилирования алканов алкенами стала самой распространенной в технологии промышленного производства высокооктановых компонентов авиабензинов.
Бензиновый дестиллат, очищенный от сероводорода, меркаптанов и иных корродирующих агентов, становится целевым продуктом, именуемым бензином прямой или, что то же, первичной гонки, Бензины первичной гонки с октановым числом выше 70 обычно являются одним из основных компонентов авиабензинов.
При гидроочистке нефтепродуктов наряду с возможно полным удалением серы стремятся провести и некоторые другие реакции: насыщение олефиновых углеводородов без одновременного гидрирования ароматических углеводородов , удаление только наиболее нестабильных соединений — диенов с сопряженными связями , насыщение олефиновых соединений и частичное гидрирование ароматических углеводородов .
Химическая стабильность этилированных компонентов авиабензинов
Следовательно, при добавлении ароматических углеводородов к бензинам для улучшения их антидетонационных свойств одновременно ухудп: аются почти все эксплуатационные свойства бензинов. Степень ухудшения определяется количеством добавляемых ароматических углеводородов и их характером. Не все ароматические углеводороды в равной мере ухудшают эксплуатационные свойства бензинов. Ниже приводится характеристика ароматических углеводородов и их смесей, применяемых в качестве компонентов авиабензинов.
Ароматические компоненты авиабензинов типа алкилбензолов имеют очень высокую сортность и довольно высокое октановое число. Вопрос о применении таких углеводородов в качестве компонентов авиабензинов впервые был поставлен еще в 1936 г. советскими учеными .
Для получения высококачественных компонентов авиационных топлив, которые улучшают детонационную стойкость, испаряемость,
температуре выше 200° С, рекомендуется использовать моноциклические ароматические и циклановые, а также парафиновые изомерного строения. Эти углеводороды также имеют температуру начала кристаллизации ниже —60° С. Парафиновые углеводороды нормального строения, полициклические, ароматические и нафтеновые, выкипающие при температурах выше 200° С, могут кристаллизоваться при температурах выше —60° С. Эти углеводороды могут использоваться в качестве компонентов авиационных топлив только в таких количествах, которые не приводят к повышению температуры кристаллизации топлива выше —60° С.
Легкие побочные продукты крекинга — бутан-бутиленовая и пропан-пропиленовая фракции — представляют собой ценное сырье для производства как весьма важных компонентов авиационных и автомобильных бензинов, так и нефтехимических продуктов. Бутан-бутиленовая фракция является сырьем для алкилирующих и полимеризационных установок; из бутиленов и изобутана на алкилирующих установках получают авиационный алкилат, входящий в состав высококачественных авиабензинов. Пропан и пропилен перерабатывают в этилен и спирты, а нормальный бутан в бутадиен и т. д.
Рис. 5. Кривые приемистости различных компонентов авиационных топ-лив. Смеси приготовлялись из 50% испытуемого топлива и 50% базового бензина с октановым числом 73 +
Реакции ароматизации парафиновых углеводородов, открытые впервые русскими учеными Б. Л. Молдавским и Б. А. Казанским с сотрудниками , также представляют большой практический интерес, так как они позволяют превращать парафиновые углеводороды в бензол, толуол и другие ароматические углеводороды, широко применяемые в настоящее время в виде компонентов авиационных бензинов и для многих других важных целей. В промышленности этот процесс известен под названием гидроформинга.
Первым катализатором риформинга был алюмомолибденовый катализатор , который катализировал реакции ароматизации, изомеризации и гидрокрекинга углеводородов. Однако он отличался низкой селективностью и высокой скоростью закоксовывания. Тем не менее, это не явилось препятствием для промышленного использования алюмомолибденового катализатора во время второй мировой войны в производстве толуола и компонентов авиационных бензинов. В конце 40-х годов стали применять более эффективные платиновые катализаторы, а в последующие годы широкие исследования привели к созданию разных их модификаций.
В годы второй мировой войны вторичная перегонка широко применялась для выделения из бензиновых фракций изомеров, используемых в качестве высокооктановых компонентов авиационных бензинов. Этот способ в 30-х годах был предложен проф. П. С. Паню-тиным. В начале 40-х годов на крупнейшем нефтеперерабатывающем заводе в Абадане этим методом из бензиновой фракции выделяли изогексан и изогептан. В настоящее время подобный процесс под названием четкой ректификации широко используется для выделения изомеров парафиновых углеводородов, а также этилбензола и ксилолов, используемых в качестве сырья для органического синтеза.
Процесс алкилирования применяется в нефтеперерабатывающей промышленности для производства высокооктановых компонентов авиационных и автомобильных бензинов. В промышленных условиях в качестве сырья обычно используют узкие фракции, содержащие необ-
Газы каталитического крекинга богаты ценными углеводородами, используемыми для производства высокооктановых компонентов авиационных бензинов, а также в качестве сырья для химической промышленности./
Углеводородный состав и свойства компонентов авиационных бон-
Выход компонентов автомобильных бензинов на отечественных установках каталитического крекинга составляет 47—50%, а компонентов авиационных бензинов 21—26% . Коэффициент внутренней. Коэффициент увеличения. Коэфициент плотности. Коагуляции асфальтенов. Коаксиальных цилиндров.
Главная -> Словарь
|
|