|
Главная -> Словарь
Компонентов автобензина
дов, содержащих четыре углеродных атома, с целью получения исходного сырья для производства синтетического каучука и компонентов авиационного бензина. Применение углеводородов С4 высокой степени очистки для производства компонентов авиационного бензина особенно возросло во время второй мировой войны, а рост промышленности синтетического каучука вызвал неслыханный ранее спрос на исходные продукты высокой чистоты.
Целью других технологических процессов экстракции является получение экстракта с высоким содержанием ароматических соединений. В этих процессах продукт крекинга или риформинга нефти обычно экстрагируется растворителем для получения бензола, толуола, ксилолов, их смесей или высокомолекулярных ароматических углеводородов, применяемых в качестве растворителей, пластификаторов, компонентов авиационного бензина и исходных продуктов для сульфирования и производства воднораство-римых детергентов.
приемистости различных компонентов авиационного топлива показаны на рис. 5.
Газ, полученный при каталитическом крекинге, богат пропиленом, изобутаном и может быть использован для производства высокооктановых компонентов авиационного бензина, а также в качестве сырья для химической промышленности.
Процесс этот был разработан американской фирмой UOP в 1965 г. Подвергнутые гидрогенизации олигомеры низших олефинов использовались в качестве важнейших компонентов авиационного топлива. В настоящее время получаемые на этом катализаторе продукты олигомеризации широко применяются в производстве алкилфенольных присадок к маслам и ПАВ. В этом процессе могут быть использованы низкоконцентрированные, широкие по изомерному составу олефиновые tpaKHHH. Процесс проводится при температуре 190—230 °С, под давлением 1,7— МПа, с объемной скоростью 0,8—10 м3/ и степенью превращения олефинов 80—92%. В этих условиях съем продуктов с единицы объема катализатора достигает 1500—2000 кг/. Реакции осуществляются в кожухотрубчатых аппаратах, реакторах башенного типа с послойным расположением катализатора, в аппаратах типа «труба в трубе».
Наиболее типичным сырьем промышленных установок каталитического крекинга являются вакуумные газойли, менее широко применяют газойли коксования, деасфальтизаты нефтяных остатков. Для получения компонентов авиационного бензина каталитическому крекингу чаще подвергают легкие газойли, предпочтительно нафтенового происхождения. Выход бензина при использовании аморфного алюмосиликатного катализатора колеблется от 27 до 35%. Применение кристаллических алюмосиликатов , обладающих большой селективностью, позволило повысить выход бензина до 40—50% за один проход. Активность катализатора определяется индексом активности, т. е. выходом бензиновой фракции , полученной при стандартном режиме па специальной установке *. Для увеличения выхода бензина каталитический крекинг иногда проводят с рециркуляцией тяжелых газойлевых фракций. Внедрение цео-литсодержащих катализаторов ограничило коэффициент рециркуляции на промышленных установках каталитического крекинга, так как катализаторы этого типа, с одной стороны, способствуют повышению ароматизовашюсти газойля, а с другой, — малоэффективны для крекинга подобного сырья.
Посредством гидроформинга за годы войны в США было получено около 120 тыс. m толуола. В Германии в 1942—1945 гг. работало шесть промышленных установок типа гидроформинга для получения толуола и высокооктановых компонентов авиационного бензина *.
Поэтому процессы изомеризации с успехом применяются в производстве компонентов авиационного топлива.
В последнее время при абсорбции бензина из газов стремятся извлечь наибольшее количество бутана и пропана. Поэтому при стабилизации такого чрезвычайно легкого бензина получается большой выход легкой фракции, сильно насыщенной пропаном и бутанами. Эту фракцию вновь фракционируют для выделения сжиженных пропана и отдельно бутана. Бутано-вая фракция имеет большое применение как сырье для производства синтетических высокооктановых компонентов авиационного бензина. Пропановая фракция — высококачественный избирательный растворитель, применяемый при деасфальтизации и депарафинизации смазочных масел; она же служит сырьем для синтеза различных химикатов.
Углеводороды с шестью и более атомами углерода почти во всех случаях рассматриваются как составные части бензина. Пентаны также чаще всего относятся к чисто бензиновым углеводородам. Пентены часто используются как одна из составных частей сырья для алкилирования углеводородов. Изобутан и бутены являются основным сырьем химического синтеза компонентов авиационного бензина.
Огромное значение в развитии процесса сыграло то обстоятельство, что в годы II мировой войны применение его позволило разрешить проблему снабжения химической промышленности толуолом для последующего нитрования в тринитротолуол. Взамен мало рентабельного тогда пиролиза, который не мог дать более 5—6% толуола на сырье, нефтеперерабатывающая промышленность получила квалифицированный способ переработки низкооктановых бензинов с общим выходом ароматических до 40—45%. Посредством гидроформинга за годы войны в США было получено около 120 тыс. т толуола. В Германии в 1942—1945 гг. работали шесть промышленных установок гидроформинга для получения толуола и высокооктановых компонентов авиационного бензина.
Таблица П-2. Режим работы установок каталитического риформинга для выработки компонентов автобензина А - проектные данные; В - фактические средние данные за год.
б) Необходимое количество компонентов автобензина с октановым числом 93 для приготовления бензина но условию составит
Пентан-амиленовая фракция и высшие используются в качестве компонентов автобензина А-72. В перспективе эта фракция будет направляться на производство моющих препаратов.
Наконец, на базе побочных продуктов пиролиза может быть организован выпуск высокооктановых компонентов автобензина, например МТБЭ или алкилата на основе бутенов либо изомерных гексенов на основе пропилена . Это особенно важно в связи с постоянным уменьшением и предстоящим в ближайшей перспективе полным отказом от использования
Широкое использование МТБЭ и других высокооктановых кислородсодержащих соединений в составе суммарного бензинового фонда может значительно повлиять на структуру производственных мощностей нефтеперерабатывающей промышленности . Применение высокооктановых кислородсодержащих соединений в качестве компонентов автобензина позволяет обеспечить необходимое качество товарного бензина -при значительно меньшем увеличении мощностей вторичных процессов и заметной экономии нефти. В 1983 г. в странах Западной Европы в составе суммарного фонда автобензинов было использовано 1,2 млн. т высокооктановых кислородсодержащих соединений , или 1% от общего объема суммарного фонда автобензинов.
Таблица VII.3. Характеристика высокооктановых неуглеводородных компонентов автобензина
выработки компонентов автобензина Л4-35-11/1000 —за 1982 г.)
ТАБЛИЦА 7.7. Производство компонентов автобензина на установках каталитического риформинга
Таблица 6.9. Совмещение производства компонентов автобензина
Как было показано в гл. 6, в случае необходимости можно совместить производство ароматических углеводородов с получением компонентов автобензина при риформннге фракции 62—180 СС. Если процесс осуществлять иод давлением 3 МПа, а октановое число ри-форматя составит 94,5 , то, в зависимости от выделяемых ароматических углеводородов, их массовый выход, а также выходы компонента автобензина и рафината будут равны :
'' О детонационной стойкости компонентов автобензина и рафинатов см. в табл. 6.9. • Коэффициент водоустойчивости. Коэффициент заполнения. Коэфициент преломления. Карбонатных отложениях. Кобальтовый катализатор.
Главная -> Словарь
|
|