|
Главная -> Словарь
Компонентов используемых
Процесс экстракции обычно осуществляется в тройной системе, состоящей из растворителя, более растворимого и менее растворимого компонентов исходного продукта. Так как общее содержание всех трех компонентов принимается за 100'%, изотерма состояния системы имеет только две независимые переменные и может быть изображена на плоской диаграмме. Обычный вид этой диаграммы — равносторонний треугольник; для специальных целей применяются диаграммы и другой формы.
Таблица 49. Распределение компонентов исходного сырья
Таблица 49. Распределение компонентов исходного сырья
Выделяемые по такой схеме кислые и основное соединения дополнительно фракционируются на отдельные группы и типы с помощью опять-таки хроматографических способов . Очевидно, что получаемая анионообменной хроматографией фракция кислых соединений загрязнена нейтральными ГАС и полицик-лоароматическими углеводородами. Гельфильтрационная хроматография обеспечивает отделение карбоновых кислот благодаря тому, что они, в отличие от других компонентов кислой фракции, существуют в растворах в димерной форме . Фракция, выделяемая с помощью FeCl3, детально не изучена, однако есть сообщения, что в ее состав входят наиболее высокомолекулярные из компонентов исходного дистиллята, причем не только азотистые, но и некоторые кислородные и другие поли-циклоароматические соединения . Тем не менее описанная схема Горного Бюро США,— по-видимому, одна из наиболее совершенных схем фракционерования высококипящих ГАС. Ею пользуются не только в США, но и за их пределами при изучении молекулярной структуры компонентов нефти, природных асфальтов и битумов .
Можно предположить, что образование ароматических углеводородов в бензиновой фракции происходит не за счет снижения содержания непредельных углеводородов легкой дистиллятной фракции, а за счет увеличения степени разложения асфальте-но-смолистых компонентов исходного сырья. В структуре этих веществ содержатся ароматические комплексы. С повышением температуры коксования выход кокса снижается. Это объясняется, по-видимому, образованием из асфальтено-смолистых компонентов свободных ароматических радикалов, которые, рекомбинируясь, переходят в паровую фазу. При пониженных температурах эти радикалы успевают вступать в реакцию конденсации в большей степени, чем при повышенных.
Теоретические основы. Термокрекинг и коксование являются процессами превращения нефтяного сырья под действием высоких температур в газообразные, жидкие и твердые продукты. Количественный и качественный состав конечных продуктов определяется свойствами исходного сырья, температурой процесса, давлением в зоне реакции, агрегатным состоянием реакционной массы, временем пребывания сырья в реакционной зоне. Преобразование компонентов исходного сырья происходит в результате последовательно-параллельных реакций, протекающих главным образом по радикально-цепному механизму. Ход реакций в термодинамическом отношении вполне закономерен, так как обусловлен переходом нефтяного сырья с большим запасом свободной энергии в низкомолекулярные газообразные и среднемо-лекулярные дистиллятные фракции и в кокс, имеющие меньший запас свободной энергии.
Так как при невысоком давлении относительно легкие продукты разложения переходят в газовую фазу и их газофазные реакции не приводят к образованию асфальтенов, кокс образуется только в результате конденсации наиболее тяжелых компонентов исходного сырья. Поэтому концентриров для реакции алкилирования на 1 моль непредельного углеводорода берется 5 — 20 молей изобутана или бензола, хотя в реакцию вступает только 1 моль этого компонента. Большой избыток одного из компонентов исходного сырья, целесообразный с точки зрения повышения выхода целевого продукта, связан с необходимостью значительного расхода энергии на его выделение. В этой связи оправданным является ступенчатое осуществление процесса.
Аналогичный расчет должен выполняться для каждого из компонентов исходного газа.
температуры и давления, влияющими на константу равновесия химической реакции; 2) изменением продолжительности реакции; 3) подбором соответствующего катализатора, позволяющего осуществлять химические реакции при более благоприятном режиме и снижаю щего роль побочных реакций; необходимо, однако, отметить, что катализатор изменяет скорости реакций, но не влияет на константу равновесия химической реакции; 4) изменением концентраций тех или иных компонентов исходного сырья; так, при алкилировании изобутана или бензола непредельными углеводородами значительное повышение концентрации последних позволяет реакцию алкили-роваиия практически осуществить полностью, подавляя при этом реакцию полимеризации непредельных углеводородов, которая может одновременно протекать в этих условиях; для реакции алкили-роваиия на 1 моль непредельного углеводорода берется 5—10 молей изобутана или бензола, хотя в реакцию вступает только один моль этого компонента; 5) ведением процесса с рециркуляцией, при которой за однократный пропуск сырья через реакционную зону обеспечивается сравнительно неглубокая степень превращения, после чего из реакционной смеси выделяются продукты реакции, а пепрореагировавшее сырье возвращается обратно в реакционную зону в смеси со свежей порцией исходного сырья; ведение процесса с рециркуляцией часто осуществляется при термическом и каталитическом крекинге нефтяного сырья, при процессах коксования, пиролиза, изомеризации и др.
В процессе окисления нефтяных остатков протекают сложные превращения компонентов исходного сырья. Основными реакциями являются окисление, полимеризация и конденсация. В реакции вовлекается не только углеводородная часть сырья, но и смолистая. При этом нейтральные смолы уплотняются в более высокомолекулярные асфальтены. Упрощенно эти процессы можно характеризовать следующей схемой: углеводороды -»- нейтральные смолы -*-- асфальтены -- карбены - карбоиды.
Физико-химические свойства компонентов, используемых для приготовления товарных автобензинов, приведены в табл. 1.8.
Физико-химические свойства компонентов, используемых для приготовления товарных авиабензинов, приведены в табл. 1.12.
Парки смешения предназначаются для приготовления товарных продуктов. Необходимость в создании парков смешения вызвана увеличением количества компонентов, используемых для приготовления того или иного вида товарной продукции. Так, для приготовления автомобильного бензина на современном НПЗ применяют до 15 различных компонентов.
Сопоставление качества основных компонентов, используемых при приготовлении наиболее массовых автомобильных бензинов, приведено в табл. 6.4(184,185))).
Физико-химические свойства компонентов, используемых для приготовления товарных автобензинов, приведены в табл. 4.9.
Физико-химические свойства компонентов, используемых для приготовления товарных авиабензинов, приведены в табл. 4.13.
С увеличением молекулярной массы и усложнением структуры участвующих в реакциях веществ, начинают проявляться некоторые особенности, обычно не характерные при проведении аналогичных процессов с использованием сравнительно простых веществ. По мнению автора данного раздела, при окислительном превращении нефтяных остатков необходимо учитывать влияние на механизм реакций явлений физического агрегирования компонентов используемых веществ. Известно, что при окислении даже простых по структуре веществ, переход промежуточных продуктов в ассоциированное состояние, образование координационных соединений или комплексов с переносом заряда приводит к пассивации радикалов. Координированные по атомам кислорода радикалы теряют активность в актах передачи цепей окисления. Ассоциация гидроперокси-дов сопровождается увеличением скорости их разложения и изменением механизма.
Улучшение свойств катализаторов гидроочистки может быть достигнуто также путем изменения природы соединений активных компонентов, используемых для приготовления пропиточных растворов. Согласно , пропитка А?20з растворами фосфомолибдата или силнко-молибдата Со позволяет увеличить терностабильность катализатора по сравнению с пропиткой растворами традиционных солей. Термообработка катализаторов, полученных с применением гетерополимолибдатов кобальта, при 800°С практически не влияет на их гидродесульфирув-щув активность, а в случае традиционного катализатора на том же носителе приводит к возрастанию содержания' серы в гидрогениаате тяжелого газойля ~ в 1,5 раза . В разделе I описаны приме- : ры возрастания гидродесульфирующей активности пропиточных катализаторов на основе углеродных носителей при замене раствора пара-молибдата аммония на раствор (VH^ ^MoS^ .
Ассортимент компонентов, используемых при изготовлении смазки, зависит от требований, предъявляемых к ней. Влияние основных компонентов на эксплуатационные свойства смазок коротко изложено ниже.
Углеводородная основа этилированных бензинов АИ-93 имеет о.ч. 87-89 и.м., 78-82 м.м. Отказ от этилирования требует увеличения октанового числа бензина на 4-6 пунктов, что исключает применение прямогонных легковых бензинов, требует повышения жесткости рифор-минга и каталитического крекинга и большего использования высокооктановых изокомпонентов: алкилатов, изомеризатов, легких бензинов гидрокрекинга, полимер-бензинов. Характеристика компонентов, используемых для приготовления бензинов, приведена в табл.3.
ных кислот, силикагель, некоторые красители. Основную массу пластичных смазок товарного ассортимента производят на минеральных маслах, а также кальциевых, натриевых и кальциево-нат-риевых мылах. С целью улучшения вязкостно-температурной характеристики, адгезионных и антифрикционных свойств, повышения термической стабильности в смазку добавляют соответствующие присадки — синтетические продукты, графит, дисульфид молибдена и др. Ассортимент компонентов, используемых при изготовлении смазки, зависит от предъявляемых к ней требований. Влияние основных компонентов на эксплуатационные свойства смазок коротко изложено ниже. Коэфициент плотности. Коагуляции асфальтенов. Коаксиальных цилиндров. Кобальтовым катализатором. Кожухотрубчатые конденсаторы.
Главная -> Словарь
|
|