|
Главная -> Словарь
Компонентов каталитического
передачи между фазами, так же как разность температур — в термических, а разность давлений — в механических процессах. Равновесие между фазами наступает, когда при постоянных давлениях и температурах разности химических потенциалов для каждого компонента системы уменьшаются -до нуля. Так как для реальных компонентов изменение химических потенциалов пропорционально изменению летучестей или активностей, то равенство летучестей или активностей одного и того же компонента в разных фазах также является признаком равновесия системы
Однако при расчете физико-химических и технических характеристик смесей линейные уравнения выполняются лишь для небольших интервалов изменения XL В тех случаях, когда xt могут меняться в широких пределах, линейные уравнения оказываются неадекватными, и их использование может привести к значительным техническим потерям. Например, октановое число смеси бензинов, давление пара смеси мазутов нелинейно связаны с массами компонентов. Нелинейность становится особенно заметной, когда в смесь вводится присадка, улучшающая рассчитываемую характеристику, например этиловая жидкость, повышающая октановое число. Для каждого из смешиваемых компонентов изменение характеристики различно, оно нелинейно связано с содержанием присадки хп. Вследствие этого зависимость z = f оказывается существенно нелинейной.
Однако, при расчете физико-химических и технических характеристик смесей линейные уравнения выполняются лишь для небольших интервалов изменения XL. В тех случаях, когда xt могут меняться в широких пределах, линейные уравнения оказываются неадекватными, и их использование может привести к значительным техническим потерям. Например, октановое число смеси бензинов, температуры застывания смеси мазутов и т. д. нелинейно связаны с количествами компонентов. Нелинейность становится особенно ощутимой в тех случаях, когда в смесь вводится присадка, улучшающая рассчитываемую характеристику, например, этиловая жидкость, повышающая октановое число. Для каждого из смешиваемых компонентов изменение характеристики различно, оно нелинейно связано с содержанием присадки хп. Вследствие этого зависимость z = / оказывается существенно нелинейной. Получить такую зависимость можно на основе применения статистических планов. Выше рассмотрено использование симплекс-решетчатого планирования , позволяющего описать зависимость z = / наступает, когда при постоянных давлениях и температурах разности химических потенциалов для каждого компонента системы уменьшаются до нуля. Так как для реальных компонентов изменение химических потенциалов пропорционально изменению летучестеи или активностей, то равенство летучестеи или активностей одного и того же компонента в разных фазах также является признаком равновесия системы
разом, оценивали концентрации компонентов, изменение
В стадии осаждения и кристаллизации солей различных металлов из растворов должно быть обеспечено необходимое распределение этих солей в катализаторе и хорошее взаимное соприкосновение их. Очевидно, что в этом процессе осаждения и кристаллизации солей весьма важная роль принадлежит явлениям изоморфизма, так как изоморфные соединения во время кристаллизации должны определенным образом обоюдно ориентироваться. Факторы ориентации имеют большое значение также и в случае обработки осадка перед его фильтрованием, так как вследствие реакций гидролиза и окисления происходит изменение состава осадка и наблюдается изменение кристаллической решетки.
Помимо смещения точки кипения компонентов, изменение давления оказывает также важное влияние на относительные летучести компонентов в смеси и, следовательно, на легкость их разделения. При высоких давлениях относительные летучести низкокипящих компонентов сравнительно с высококипящими уменьшаются. Таким образом, ректификационные колонны, работающие при высоких давлениях и, следовательно, при относительно высоких температурах, должны иметь более высокие коэффициенты орошения и большее число тарелок, чем требуется для получения того же результата при более низких температурах, и давлениях. Следовательно, хотя дефлегматоры колонн, работающих при низком давлении, надо охлаждать до более низких температур и, следовательно, расходовать больше холода, чем в случае таких же колонн высокого давления, эти затраты все же ниже, чем расходы, связанные со снижением флегмовых чисел.
Химическая стабильность компонентов ракетных топлив определяется способностью веществ, входящих в их состав, вступать в химическое взаимодействие друг с другом и с посторонними веществами, например с кислородом воздуха, металлами и т. д. Для некоторых компонентов изменение их свойств может наступать за счет химического разложения.
Метод определения индукционного периода используют главным образом для оценки химической стабильности бензинов, содержащих значительное количество олефинов, склонных к быстрому окислению при хранении . Современные автомобильные бензины, вырабатываемые в основном на базе компонентов каталитического риформинга, обладают, как правило, повышенной химической стабильностью при хранении, и их индукционный период составляет 25 ч и более. Поэтому при выпуске таких бензинов на НПЗ не определяют индукционный период, а продолжительность опыта ограничивают в пределах норм ГОСТ или ТУ, т.е. 600-1200 мин. Это обстоятельство явилось предпосылкой для разработки новых более информативных методов оценки химической стабильности бензинов. В нашей стране был разработан и стандартизован метод, условно названный «метод СПО» , пригодный для проведений в условиях рядовых лабораторий НПЗ и складов горючего.
В 60-х годах на одном из НПЗ был впервые получен авиационный бензин Б-91/115 на базе компонента каталитического риформинга. Для обоснования возможности применения его была проведена продолжительная опытная эксплуатация самолетов. В общей сложности для решения вопроса о допуске к производству и применению этого бензина потребовалось около трех лет. В начале 70-х годов возникла необходимость получения авиационного бензина на базе компонентов каталитического риформинга еще на нескольких НПЗ. Для допуска к применению соответствующие опытные образцы бензинов были испытаны только квалификационными методами в сравнении с образцами товарного бензина каталитического крекинга и бензина каталитического риформинга, допущенных к применению ранее по данным эксплуатационных испытаний. В результате решение о допуске к применению бензинов было принято после 2-3 месяцев.
С точки зрения обеспечения высоких антидетонационных свойств компонентов каталитического крекинга большое значение имеет содержание в них изопентана . Бензины каталитического крекинга характеризуются низкими температурами начала кипения и выкипания 10%.
Дизельные топлива, применяемые в настоящее время, представляют собой в основном керосино-газойливые и газойлевые фракции прямой перегонки нефтей с ограниченным содержанием компонентов каталитического крекинга. Значительная доля дизельных топлив, в том числе и в нашей стране, вырабатывается из сернистых нефтей. Дизельные фракции многих сернистых нефтей подвергаются каталитической гидроочистке для снижения содержания меркаптановой и общей серы до норм стандартов, а фракции малосернистых нефтей, как правило, проходят щелочную промывку для снижения содержания органических кислот.
Последние стандарты СССР на дизельные топлива предъявляют еще более жесткие требования к качеству и составу дизельных топлив для быстроходных дизелей*. Наряду с высококачественными сортами в обращении имеются дизельные топлива более низких сортов, применяемые для тихоходных стационарных двигателей, а также на железнодорожном и речном транспорте; за рубежом широко применяют «печные» топлива . В таких топ-ливах содержится больше компонентов каталитического крекинга и других вторичных процессов переработки нефти. Следовательно, дизельные топлива могут иметь весьма разнородный химический состав.
Авиационные бензины на основе компонентов каталитического крекинга. Авиационные бензины в соответствии с ГОСТ 1012—72 должны обладать определенными свойствами, 'в том числе и антидетонационными.
Автомобильные бензины на основе компонентов каталитического крекинга. При производстве автомобильного бензина в качестве исходного сырья, как правило, используют дистилляты вакуумной перегонки нефти, выкипающие при 300—550 °С или в несколько более узких пределах. Получаемые на установках каталитического крекинга компоненты автомобильных бензинов имеют октановое число по моторному методу 78—82, по исследовательскому методу 88—94 и 95—99 с добавлением 0,8 мл ТЭС на 1 л.
4. Для бензинов, изготовленных с применением компонентов каталитического риформинга,
Бензины каталитического крекинга характеризуются низкой массовой долей серы, октановыми числами по исследовательскому методу 90—93 единицы. Содержание в них ароматических углеводородов составляет 30—40 %, олефиновых — 25—35 %. В их составе практически отсутствуют диеновые углеводороды, поэтому они обладают относительно высокой химической стабильностью . По сравнению с бензинами каталитического риформинга для бензинов каталитического крекинга характерно более равномерное распределение детонационной стойкости по фракциям. Поэтому в качестве базы для производства автомобильных бензинов целесообразно использовать смесь компонентов каталитического риформинга и каталитического крекинга.
Однако в целом неуглеводородные примеси оказывают отрицательное влияние на многие эксплуатационные свойства бензинов и снижают эффективность основных технологических процессов получения базовых компонентов — каталитического риформинга и каталитического крекинга. Поэтому эти соединения, как правило, удаляются из перерабатываемого сырья. Содержание неуглеводородных примесей в современных автомобильных бензинах невелико, и химическая стабильность последних зависит главным образом от углеводородного состава, а также от вводимых в бензины присадок различного функционального назначения.
В заключение, оценивая химическую стабильность современных автомобильных бензинов, следует иметь в виду две тенденции. Во-первых, из-за увеличения глубины переработки нефти должно возрастать использование в автомобильных бензинах компонентов каталитического крекинга, а следовательно, и содержание нестабильных непредельных углеводородов. Во-вторых, в связи с появлением специальных экологических требований к бензинам будет происходить систематическое ужесточение норм на содержание серы и свинца. В перспективе массовые автомобильные бензины должны содержать минимум серы и свинца , умеренное количество непредельных углеводородов и пакет присадок, включающий эффективные противоокислители. Такие бензины должны обладать достаточно высокой химичес- Коэфициент расширения. Коагуляционная структура. Кобальтовых катализаторов. Кожевенной промышленности. Кожухотрубчатых теплообменных.
Главная -> Словарь
|
|