|
Главная -> Словарь
Компонентов высокооктановых
Способы получения товарной продукции. В недалеком прошлом товарную продукцию на нефтеперерабатывающих заводах вырабатывали непосредственно на технологических установках — прямой перегонки, кислотной или щелочной очистки и др. В настоящее время основное количество товарных продуктов получают смешением большого числа компонентов, вырабатываемых на различных производствах. Так, для приготовления автомобильного бензина используется до 10— 12 компонентов, в состав летнего дизельного топлива вовлекается 5—6 компонентов. Из нескольких компонентов готовятся также мазуты , битумы, смазочные масла. В качестве примера в табл. III. 1 приводится компонентный состав автомобильных, бензинов, дизельных топлив и топочных мазутов на НПЗ различного профиля.
Значительное количество крупнотоннажных товарных продуктов — бензин, дизельное и котельное топлива, смазочные масла — получают на НПЗ смешением из компонентов, вырабатываемых на различных установках. Так, для приготовления автомобильных бензинов на некоторых НПЗ используют до 10 — 15 компонентов. ' *
Масло М-16ИХП-3 производят из смеси остаточного и дистиллятного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей. Содержит специфическую композицию присадок. Применяют для смазывания форсированных транспортных дизелей, включая и двигатели с наддувом.
Масла М-8Г2 и М-10Г2 получают смешением дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, с композицией присадок. Используют соответственно для зимней и летней эксплуатации автотракторных дизелей без наддува или с невысоким наддувом. Масло М-10Г2 применяют также для смазывания высокооборотных стационарных дизелей и дизель-генераторов.
Масла М-8Г2У и М-10Г2У получают смешением дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, с композицией присадок, отличающейся существенно повышенными и пролонгированными антиокисли-тельными и моюще-диспергирующими свойствами. Предназначены для автотракторных и стационарных дизелей, в которых применяют масла М-8Г2к и М-10Г2к. Переход на масла марки Г2у дает возможность увеличить срок замены масла и элементов фильтров тонкой очистки в 2 раза, сократить расход масла и затраты на
Масла М-10Г2ЦС, М-14Г2ЦС и М-16Г2ЦС состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых или малосернистых нефтей, и композиции эффективных присадок. Предназначены для смазывания главных и вспомогательных тронковых дизелей судов морского транспортного, промыслового и речного флотов.Масло М-10Г2ЦС используют также в циркуляционных системах крейцкопфных дизелей высокой степени форсирования, а масло М-16Г2ЦС — для смазывания цилиндров тронковых и крейцкопфных дизелей с помощью лубрикаторов, когда массовая доля серы в применяемом топливе не более 1,5 %. Масло М-14Г,ЦС широко применяют в тепловозных дизелях типа ЧН 26/26, стационарных дизель-генераторах с двигателями типа ЧН 40/48, дизель-редукторных агрегатах с двигателями типа ЧН 40/46. Масла марки Г2ЦС получили допуск к применению у зарубежных дизелестроителей.
Масло М-14Г2 состоит из смеси дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиции присадок с особо высокими моющими свойствами. Предназначено для смазывания тепловозных дизелей типа ЧН 26/26 при работе на топливе с массовой долей серы до 0,5 %.
Масла М-8ДМ и М-10ДМ состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и новой композиции присадок, улучшающей антикоррозионные и противоизносные свойства масел марки ДМ. Предназначены соответственно для зимней и летней эксплуатации высокофорсированных дизелей с турбонаддувом, работающих в тяжелых условиях. Могут использоваться в дизелях без наддува со значительно увеличенным пробегом между заменами масла. Обеспечивают надежное смазывание отечественной и импортной техники .
Масло М-14ДР состоит из смеси дистил-лятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиции присадок, придающих маслу повышенную стойкость к старению. Предназначено для смазывания тепловозных дизелей типа ЧН 26/26 при работе на топливе с содержанием серы до 0,5 %. Обеспечивает значительное увеличение пробега без замены масла и увеличение срока службы элементов фильтров тонкой очистки по сравнению с маслами М-14Г2 и М-14Г2ЦС. Аналогично импортным маслам четвертого поколения.
Масла М-10ДЦЛ20, М-14ДЦЛ20 и М-14ДЦДЗО состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиций присадок в различной дозировке для получения готового масла с щелочными числами около 20 или 30 мг КОН/г. Предназначены для смазывания среднеоборотных тронковых судовых дизелей с циркуляционной или комбинированной смазочной системой. Масла М-10ДЦЛ20 и М-14ДЦЛ20 используют при работе на тяжелых топливах с массовой долей серы до 2,5—3,0 %, масло М-14ДЦЛЗО — при большем содержании серы. Обладают хорошей влагостойкостью и малой эмульги-руемостью с водой, легко отделяют воду при сепарации. Допущены к применению зарубежными дизелестроительными фирмами.
товарных парках смешением компонентов, вырабатываемых на различных
б) легкого гидрокрекинга при давлении 5 — 6 МПа с получением фракции дизельного топлива и каталитического крекинга газойля ЛГК с получением компонентов высокооктановых бензинов, средних дистиллятов и газов КК;
В табл. 6.16 приведены технико-экономические показатели отечественных процессов получения компонентов смешения высокооктановых автомобильных бензинов. Из таблицы видно, что наиболее энергоемкими являются процессы риформинга и особенно гидрокрекинга и алкилиро-вания. Наименее энергоемкие процессы - изомеризация „за проход" с получением изомеризата с октановым числом 82 и каталитический крекинг. Повышение октанового числа изомеризата до 92 путем выделения и-гексана и н-пентана на молекулярных ситах или отделение их ректификацией приводит к резкому возрастанию расходных показателей процесса изомеризации. Тем не менее себестоимость изомеризата с октановым числом 92 в 1,2 раза ниже себестоимости алкилата с октановым числом 92-94 . Безусловно, алкилирование, особенно сернокислотный вариант, более дорогой и энергоемкий процесс. Следует отметить, что из всех рассмотренных процессов получения компонентов высокооктановых бензинов процесс изомеризации прямогонных бензиновых фракций отличается наиболее высокой селективностью и низкими эксплуатационными затратами.
Эта величина столь мала, что можно со всей определенностью утверждать, что для нефтехимической промышленности на ближайшие 100 лет не существует нефтяного сырьевого кризиса при условии жесткой экономии нефти при формировании мирового энергетического баланса с ориентировкой последнего на уголь и развитие альтернативных и возобновляемых эпоргоисточников . Следует иметь в виду, как уже отмечалось, что мировое производство моторных топлив до 2005 г. будет продолжать базироваться на нефти. Если здесь произойдут какие-либо изменения, то они коснутся главным образом структуры общего понятия «моторное топливо», т. е. изменения соотношения в производстве бензина, дизельного и реактивного тонлив, более широкого использования для двигателей метана, сжиженного газа и, возможно, метанола, если производство последнего будет развиваться на основе газификации углей. Изменятся также качественные параметры моторных топлив, произойдет дальнейшее совершенствование катализаторов и процессов гидроочистки, гидрокрекинга, риформинга, изомеризации и синтеза высокооктановых компонентов и присадок. Все большее внимание привлекают, например, в качестве компонентов высокооктановых бензинов спирты от метанола до бутанолов и их простые эфиры, обладающие абсолютными октановыми числами по исследовательскому методу в пределах 98—117 и октановыми числами смешения с углеводородными компонентами в пределах 105—143.
Одним из важнейших компонентов высокооктановых бензинов является изооктан, получаемый каталитическим алкилированием изобутана низшими олефинами, главным образом бутенами. На качество алкилата влияет положение двойной связи в олефине: октановое число алкилата, полученного из изобутана и бутена-1, составляет 126, для алкилата из изобутана и изобутена 152, для алкилата из изобутана и бутена-2 155. Однако олефиновые фракции, получаемые при переработке нефти, обычно содержат главным образом сс-олефины. Так, в бутан-бутено-вой фракции каталитического крекинга отношение суммы бутенов-2 и изобутена к бутену^-1 меньше 2. Подвергая эту фракцию структурной изомеризации в соответствующих условиях, можно повысить это отношение до 3—6, существенно увеличив таким образом содержание целевых бутенов-2. '
Назначение — переработка прямогонных бензиновых фракций с целью получения компонентов высокооктановых бензинов или ароматизированного катализата для производства индивидуальных углеводородов. Октановое число в зависимости от перерабатываемого сырья может изменяться от 80 до 85 .
II. Легкий гидрокрекинг при давлении 5-6 МПа с получением фракции дизельного топлива и каталитический крекинг газойля ЛКГ с получением компонентов высокооктановых бензинов, средних дистиллятов и газов КК;
II. Термоадсорбционная деасфальтизация и деметаллизация типа APT, легкий гидрокрекинг газойля APT и каталитический крекинг газойля ЛГК с получением компонентов высокооктановых бензинов, средних дистиллятов и газов КК;
Процесс каталитического риформинга обеспечивает получение базовых компонентов высокооктановых бензинов, а в сочетании с экстракцией, ректификацией и иными методами разделения углеводородов — получение бензола, толуола и
Практический интерес в настоящее время- представляет получение изобутана в качестве сырья для процесса алкилирования оле-финами; изопентана в качестве сырья для получения изопрена и дальнейшей его полимеризации в изопреновый синтетический каучук и смеси разветвленных пентанов и гексанов в качестве компонентов высокооктановых автомобильных бензинов.
Октановые и смешанные октановые числа трех различных типичных компонентов высокооктановых моторных топлив
Приблизительно в то же время Ипатьев с сотрудниками установили, что этилен может вступать в реакцию с изобутаиом при (Ю—70° в присутствии безводного хлористого алюминия и хлористого водорода. Пёрчь с сотрудниками нашел в 1939 г., что в присутствии избытка концентрированной серной кислоты алкилнровапне изопарафипов олефипами глндко протекает уже при комнатной температуре. Эти открытия и особенно самый факт возможности проведения реакции алкилирования в присутствии катализатора оказали большое влияние на разработку процессов производства компонентов высокооктановых моторных топлив. Коксования мощностью. Коксования осуществляют. Коксования полученных. Коксования применяют. Коксования результаты.
Главная -> Словарь
|
|