|
Главная -> Словарь
Конденсируются конденсат
Выделение из природных газов конденсирующихся компонентов необходимо и для лучшего транспорта газ-а. Получаемые при этом жидкие продукты являются неизбежным побочным продуктом, имеющим, однако, весьма большую ценность.
Для выделения конденсирующихся компонентов, т. е. газового бензина и сжиженных газов, применяют три способа:
23. Tabbert T. D. Petrol. Refiner, 28, No. 7, 113, 1949. Выделение этана и пропана из природного газа, см.: Ames С. В., Tabbert T. D. Petrol. Refiner, 28, No. 5, 117, 1949. Установки закачки в пласт, см.: Pry о г С. С. Petrol. Refiner, 25, No. 4, 117, 1946; Oil a. Gas J., 49, No. 50, 193, 1951; Oil a. Gas J., 48, No. 8, 70, 1949; Oil a. Gas J., 48, No. 16, 101, 1949; Chem. Eng., 57, No. 7, 110—12, 178—81, 1950. Производство сжиженных газов в Калифорнии, см.: Petrol. Engr., 21 С, No. 3, 24—28, 1949; Petrol. Engr., 21 С, No. 4, 13—20, 1949; Petrol. Engr., 21 C, No. 6, 35—38, 1949. Комбинированные газо-бензиновые установки, см.: Petrol. Refiner, 28, No. 5, 128—33, 1949; Albright J. C. Petrol. Process., 3, 867—68, 871—72, 1948. Промышленность сжиженных нефтяных газов, см.: Garner J. В. Petrol. Refiner, 27, 450—58 1948. Значение конденсирующихся компонентов природного газа, см.: Williams С. R. Oil a. Gas J., 46, No. 47, 108—11, 188—91, 1948; Me Си-lough G. W. Oil a. Gas J., 46, No. 47, 116—18, 196—200, 1948.
ния конденсирующихся компонентов в исходном газе. Таким образом, схема является недостаточно гибкой к изменению состава перерабатываемого газа. Технико-экономические расчеты показывают, что она становится экономичной для переработки газов с содержанием С3+высшие около 300 г/м3. При переработке газа такого состава общие энергозатраты на ведение процесса по рассматриваемой схеме находятся на одном уровне с общими энергозатратами при работе по схеме с каскадным холодильным циклом. Преимущество рассматриваемой схемы — для получения низких температур требуется один хладоагент и меньше оборудования.
Конденсация — первая стадия разделения газов. С помощью конденсации газ превращается в двухфазную систему жидкость — газ, которую затем механически разделяют на газ и жидкость. В качестве хладагента при конденсации прежде всего используют воду или воздух. В этом случае температура конденсации составляет 35 —• 40 °С. Чтобы увеличить число конденсирующихся компонентов, необходимо понизить температуру конденсации, используя в качестве хладагента испаряющийся аммиак, фреон или углеводородные газы — пропан и этан. При
Практически дегидрирование проводили следующим образом. Пары этилбензола смешивали с водяным паром, пропускали через теплообменник и предварительный подогреватель, после чего смесь поступала в колонну дегидрирования при температуре около 600°. Выходящие из колонны продукты реакции проходили через упомянутый выше теплообменник и конденсировались. Газы дегидрирования, в которых еще содержатся жидкие продукты реакции, охлаждали до 20°, затем до 0° и, наконец, промывали этил-бензолом для полного извлечения конденсирующихся компонентов.
ния конденсирующихся компонентов в исходном газе. Таким образом, схема является недостаточно гибкой к изменению состава перерабатываемого газа. Технико-экономические расчеты показывают, что она становится экономичной для переработки газов с содержанием С3+высшие около 300 г/м3. При переработке газа такого состава общие энергозатраты на ведение процесса по рассматриваемой схеме находятся на одном уровне с общими энергозатратами при работе по схеме с каскадным холодильным циклом. Преимущество рассматриваемой схемы — для получения низких температур требуется один хладоагент и меньше оборудования.
новки в соответствии с объемом добываемого газа и содержанием в нем конденсирующихся компонентов удается достигнуть вполне
Рис. 31. Зависимость периода окупаемости капиталовложений на установки адсорбционного извлечения только газового бензина от производительности по пропускаемому газу и содержания конденсирующихся компонентов в газе.
Рис. 32. Зависимость периода окупаемости капиталовложений на установки адсорбционного извлечения газового бензина и про-пан-бутановой фракции от производительности по газу и содержания конденсирующихся компонентов в газе.
Анализ опыта промышленной эксплуатации турбодетандеров показывает, что их применение позволяет снизить энергоемкость установок, обеспечить высокий уровень извлечения конденсирующихся компонентов и в ряде случаев полностью отказаться от внешних источников холода.
При нагревании такой сложной смеси, как нефть, в паровую фазу прежде всего переходят низкокипящие компоненты, обладающие высокой летучестью. Частично с ними уходят высококипящие компоненты, однако концентрация низкокипящего компонента в парах всегда больше, чем в кипящей жидкости. По мере отгона низко-кипящих" компонентов остаток обогащается высококипящими. Поскольку давление насыщенных паров высококипящих компонентов при данной температуре ниже внешнего давления, кипение в конечном счете может прекратиться. Чтобы сделать кипение безостановочным, жидкий остаток непрерывно подогревают. При этом в паровое пространство переходят все новые и новые компоненты со все возрастающими температурами кипения. Отходящие пары конденсируются, конденсат отбирают по интервалам температур кипения компонентов в виде отдельных нефтяных фракций. I Перегонку нефти и нефтепродуктов с целью разделения на фракции можно осуществлять с постепенным либо с однократным испарением. При перегонке с постепенным испарением образующиеся пары непрерывно отводят из перегонного аппарата, они конденси-
Для экспериментального определения теплоемкости паров авиационных топлив при постоянном давлении применяют метод проточного калориметра . Этот метод позволяет исследовать теплоемкость паров при давлении ниже -атмосферного при температурах до 500 °С. Топливо испаряют в стеклянном испарителе с помощью электрического нагревателя, питаемого от аккумуляторной батареи. Образующиеся пары топлива проходят через проточный адиабатический калориметр, затем через холодильник, где они конденсируются. Конденсат поступает в измерительную емкость и возвращается в испаритель. Установка работает по замкнутой схеме с естественной циркуляцией паров топлива.
Охлаждаемая газопаровая смесь, поднимаясь снизу вверх, встречает на своем пути большое число струй, а также водяную завесу. Таким образом, в барометрическом конденсаторе создается большая поверхность контакта охлаждаемой смеси с водой. В результате газопаровая смесь охлаждается, а содержащиеся в ней водяные и нефтяные пары в большей своей части конденсируются.
Ниже описан аппарат однократного испарения с однократной загрузкой сырья в модификации, предложенной С. Н. Обрядчи-ковым . Смесь загружают в круглодонную колбу 1 с тубусом для термометра 2; колбу соединяют с приемником 3 для отгоняемого дистиллята; к верхней части приемника присоединяют обратный холодильник 6. Колбу нагревают при помощи газовой горелки или колбонагревателя, пары из колбы переходят в приемник и конденсируются; конденсат перетекает обратно в колбу,
рителя 5, конденсатора паров 6, холодильника остатка 10, приемника дестиллата 7, приемника остатка 9, бани 8, термометров 3, мешалки 2 и питательной воронки 1. Подлежащая испытанию нефть из капельной воронки через гидравлический затвор и постоянный уровень поступает в нагревательный змеевик 4 и оттуда в испаритель 5. Последний имеет is нижней части перфорированную тарелку, на которую насыпаны 5-МЛ1 насадочные кольца. На трубке, вводящей в испаритель сырье, закреплен колпачок, в крышке которого вставлены три изогнутых отрезка труб диаметром 6 мм. По этим трубкам подогретая нефть разбрызгивается по поверхности насадки, образуя пар, который по отводной трубке 11 направляется в конденсатор. Остаток перегонки отводится через холодильник остатка в приемник 9. Температура охлаждающей воды в конденсаторе поддерживается на точке таяния льда, а в холодильнике остатка в зависимости от его температуры застывания не ниже 30° С. Баня имеет емкость 34 л; заполняющая ее жидкость нагревается электрическим током. Температура в электрической бане регулируется реостатом, а равномерность нагрева — мешалкой 2. Температура бани замеряется термопарой, установленной у места отвода дестяллатных паров. Изменяя температуру нагрева сырья, мы получаем разные доли отгона, притом тем большие, чем выше температура нагрева сырья. Если на оси абсцисс отложить доли отгона, а на оси ординат соответствующие им температуры равновесного испарения, то, соединив полученные точки, получаем так называемую кривую однократного испарения, или, иначе, кривую ОИ. Сопоставляя кривые ИТК и ОИ , видим, что при одной и той же конечной температуре нагрева сырья доля отгона методом однократного испарения больше, чем при перегонке в колбе ИТК. Весьма удобным аппаратом для изучения процесса равновесного испарения бинарных и иных смесей может служить прибор, изображенный на фиг. 76. Основной частью аппарата является испаритель 1 с электронагревателем 2. В горловину испарителя через пробку 3 вставлен термометр, защищенный футляром 4. Испаритель хорошо изолирован . Образующиеся пары, пройдя отводную трубку 5 и конденсатор-холодильник 6, конденсируются. Конденсат собирается в приемнике 7. Для связи •с атмосферой имеется ниппель 8.
При перегонке на атмосферной трубчатой установке очищенный крекинг-дестиллат, предварительно подогретый в теплообменниках, прокачивается через печь и поступает в ректификационную колонну. В колонне от бензина отделяются высококипящие полимеры; они выводятся с низа колонны. Пары конечного продукта — крекинг-бензина — отводятся с верха колонны и, отдав в теплообменнике тепло исходному дестиллату, конденсируются; конденсат охлаждается и направляется в резервуар.
Масляные фракции по выходе из перегонного куба конденсируются; конденсат направляется в резервуары.
Обратная конденсация паров кислорода, образующихся в хранилище, может быть обеспечена применением так называемых гелиевых холодильников. В верхней части хранилища устанавливаются змеевики, через которые непрерывно циркулирует жидкий гелий. Жидкий гелий имеет температуру кипения значительно ниже, чем жидкий кислород , поэтому пары кислорода, соприкасаясь с трубами, по которым прокачивается гелий, сильно охлаждаются и конденсируются; конденсат с труб змеевика стекает обратно в жидкую фазу кислорода. Следует отметить, что такой способ борьбы с потерями жидкого кислорода на испарение при транспортировке или хранении является дорогостоящим.
дятся в коллектор 4, пары влаги конденсируются, конденсат отводит-
Отработанное масло, предварительно отстоенное от воды и загрязнений, из расходной емкости подается скальчатым насосом в сырьевой бак, где нагревается конденсирующимися парами горючего, проходящими по змеевику. Из сырьевого бака масло поступает в змеевик контактной мешалки и далее направляется в электропечь, а оттуда с парами горючего в испаритель. Из испарителя •отбензиненное масло стекает в контактную мешалку, где смеши-.вается с отбеливающей глиной, затем смесь подается в фильтр-пресс. Пары горючего и воды из испарителя направляются в грязеуловитель, затем в змеевик сырьевого бака, где конденсируются. Конденсат сбрасывается в сборник отгона.
Масляные фракции по выходе из перегонного куба конденсируются; конденсат направляется в резервуары. Количество циклогексана. Количество дистиллятов. Количество дизельного. Количество добавленного. Количество газойлевых.
Главная -> Словарь
|
|