|
Главная -> Словарь
Контактных напряжениях
Современные летательные аппараты представляют собой сложные машины, которые работают в различных метеорологических и климатических условиях. Топливные, масляные, гидравлические системы и отдельные узлы и агрегаты должны сохранять свою работоспособность при различных нагрузках и температурах от —60 до нескольких сот градусов выше нуля как при атмосферном давлении на земле, так и на высоте 10—20 км. Стремление получить большие мощности при малом весе двигателя и грузоподъемность при малом весе конструкции летательного аппарата приводит к максимально возможному увеличению скоростей относительного перемещения контактирующих деталей и контактных напряжений.
На таких установках можно за короткий промежуток времени и на малом количестве топлива определить основные противоизносные характеристики топлива: зависимость износа от контактных напряжений, скорости относительного перемещения трущихся деталей и температуры топлива.
В процессе испытания регистрируется температура топлива. По результатам испытаний определяется зависимость износа образца от контактных напряжений, температуры топлива и скорости качения.
Двигатели сверхзвуковых пассажирских самолетов будут подобны современным газовым турбинам, но с более высокими значениями нагрузки на подшипники и зубчатые передачи, с более высокими температурами газовых и воздушных потоков. Значительно увеличится количество тепла, выделяющегося в результате трения. Масла в двигателе будут подвергаться воздействию более высоких температур и контактных напряжений.
Беззольные моющие присадки тоже эффективно снижают коррозионный износ в дизелях; их действие основано не на нейтрализации кор-розионно-агрессивных продуктов, а на их солюбилизации. При добавлении к судовому дизельному маслу со щелочностью 50 мг КОН/г 4% беззольного дисперсанта износ поршневых колец снижается на такую же величину, как и при увеличении щелочности данного масла еще на 15 мг КОН/г за счет повышения концентрации в нем металлсодержащей моющей присадки . Вместе с тем металлсодержащие и беззольные моющие присадки, как правило, приводят к повышенному износу трущейся пары кулачок-толкатель, в автомобильных двигателях . Присадкам этого типа присуща достаточно высокая поверхностная активность, определяющая в свою очередь их противоизносный эффект в условиях действия умеренных контактных напряжений. Увеличению эффективности противо-износного действия рассматриваемых присадок "способствует наличие в них серы .
Для улучшения противоизносных свойств моторных масел в условиях повышенных нагрузок к ним добавляют присадки различного состава и строения. Наряду с дитиофосфатами и дитио-карбаматами цинка это могут быть алкилфосфиты, алкиларилфос-фаты, сульфиды, дисульфиды и др. Фирма США—QEIGY рекомендует для этих целей использовать присадки GU 16-630 и Reolube ТРРТ . Из проспекта на эти присадки следует, что они не уступают диалкилдитиофосфату цинка при испытании на ЧШМ и стенде FZG; отличительная особенность присадок GU 16-630 и Reolube ТРРТ — они представляют собой беззольные продукты; кроме того для присадки Reolube ТРРТ характерна более высокая Таблица 63. Беззольные противоизносные присадки к моторным маслам фирмы CIBA-GEIGY, работоспособные в условиях повышенных контактных напряжений
Отличительная особенность присадки MOLYVAN L — ее работоспособность и эффективность проявляются в условиях умеренных и высоких контактных напряжений; поэтому она применима в качестве противоизносной присадки в моторных и трансмиссионных маслах. Рекомендуемая концентрация присадки MOLYVAN L в моторных маслах 1—2%; в трансмиссионных маслах 2—5%.
Питтинг в автомобильных двигателях. В V-образных бензиновых автомобильных двигателях вследствие высоких контактных напряжений на поверхности толкателей возникает задир последних и в результате питтинга их поверхность разрушается .
Шарошки в процессе бурения испытывают большие ударные нагрузки, а их вооружение подвергается интенсивному истирающему воздействию. Поверхность внутреннего отверстия шарошки находится под воздействием высоких контактных напряжений и работает в абразивной среде, поэтому материал шарошки должен обеспечивать высокую износостойкость поверхностного слоя вооружения при достаточной прочности и вязкости зубьев с тем, чтобы предотвратить их поломку. Одновременно необходима и высокая износостойкость поверхности отверстия шарошки. Материалом шарошек служит сталь 20ХНЗА, реже 16ХНЗМА, 18ХНЗМА.
схватыванием, зависят от химического состава смазывающей среды, контактных напряжений, скоростей скольжения, температур, материалов пар трения, геометрии контакта я условий контактирования со смазывающей средой, *
Исследования, проведенные в лаборатории КНИГА, показали, что при трении конструкционных материалов в среде низкомолвку-лярннх углеводородов с увеличением окороотн относительного перемещения величина износа уменьшается до скоростей, при которых происходит атермичеекое схватывание. С увеличением контактных напряжений величина износа увеличивается» Увеличение объемной температура среда приводит к увеличению износа до критичеоких температур, когда ореда начинает окисляться.
хорошими противоизносными свойствами при высоких контактных напряжениях;
ТМ1, ТМ2 и ТМЗ — для прямозубых, спирально-конических и червячных передач, работающих при контактных напряжениях соответственно до 1600, до 2100 и до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 90, до 130 и 150 °С соответственно; ТМ4 и ТМ5 — соответственно для умеренно- и высоконагруженных гипоидных передач и объемной температуре до 150 °С.
В процессе трения, как известно, важна специфика образования и разрушения фрикционных связей. Образование фрикционных связей характерно в основном для сухого трения, однако в той или иной мере оно реализуется и при граничной смазке в условиях неоднородности микрорельефа поверхности и неравномерности распределения нагрузки на фактической площади контакта. Согласно теории И. В. Крагельского , различают пять видов фрикционных связей: упругое оттеснение материала, пластическое оттеснение материала, микрорезание, адгезионное нарушение фрикционных связей, когезионный отрыв. Упругое оттеснение материала наблюдается в случае, когда действующая нагрузка не приводит к возникновению в зоне контакта напряжений, превышающих предел текучести. В этом случае такой важный трибо-логический параметр, как износ, возможен лишь в результате фрикционной усталости. Пластическое оттеснение происходит при контактных напряжениях, превышающих предел текучести . Микрорезание наблюдается при-напряжениях или деформациях, достигающих разрушающих значений . Адгезионное нарушение фрикционной связи непосредственно не приводит к разрушениям, но вносит определенный вклад в величину напряжений, действующих на контакт. Когезионный отрыв возникает в случае, если прочность фрикционной связи выше прочности нижележащего материала.
Прямозубые, спирально-конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях до 1600 МПа и объемной температуре до 90 °С
То же при контактных напряжениях до 2100 МПа и объемной температуре до 130°С
То же при контактных напряжениях до 2500 МПа и объемной температуре до 150°С
То же при контактных напряжениях свыше 2000 МПа. Гипоидные передачи, работающие при высокой скорости, низком крутящем моменте и низкой скорости, высоком крутящем моменте и объемной температуре до 150°С
как правило, не превышает 100 °С, хотя в точках контакта трущихся поверхностей она может достигать 800—1000°С. Наиболее напряженными условиями работы характеризуются гипоидные передачи, и масла для них должны обеспечивать работоспособность сопряженных поверхностей механизма при высоких скоростях скольжения и контактных напряжениях до 4000 МПа.
Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла в объеме до 90'С
Тоже, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме до 130 °С Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С
Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше ЗОООМПаитемпературемаславобъемедо 150'С Количество остаточных. Количество отходящих. Количество отводится. Количество переданного. Количество подаваемого.
Главная -> Словарь
|
|