|
Главная -> Словарь
Катализата полученного
Катализаты риформинга 230 ел.,
Перечень показателей качества бензинов и топлив для реактивных двигателей включают массовые доли общей и меркаптановой серы, ароматических углеводородов и фракционный состав. В настоящее время авиационные бензины получают, смешивая, главным образом, катализаты риформинга мягкого режима с алкилбензином и толуолом, и добавляя необходимое количество этиловой жидкости и антиокислителя. При этом содержание алкилбензина и толуола в товарных композициях составляет 40-50 % мае.
Сырье и продукция. В Советском Союзе в настоящее время основным процессом производства низкомолекулярных ароматических углеводородов из сырья нефтяного происхождения является каталитический риформинг прямогонных бензиновых фракций с экстракцией ароматических углеводородов. Выход того или иного ароматического углеводорода после стадии экстракции зависит от пределов кипения фракций, поступающих на риформинг. Так, основными продуктами экстракции при риформировании фракций 62—85, 85—105 и 105—140 °С являются соответственно бензол, толуол и суммарные ксилолы. Изменяя соотношение этих фракций в суммарном сырье риформинга, можно влиять на относительный выход ароматических углеводородов. При осуществлении промышленного процесса производства ароматических углеводородов С6—С8 в качестве сырья экстракции служат катализаты риформинга фракций 62—105, 105—140 или 62— 140 °С.
Авиационные бензины состоят из более ограниченного числа компонентов. В качестве базовых, как пэавило, используются бензины двухступенчатого каталитического крекинга, в некоторых случаях применяются катализаты риформинга. Для улучшения эксплуатационных свойств добавляются алкилат, толуол, алкил-бензол и пиробензол.
Катализаты риформинга 78 Жидкие продукты пиро- 13 лизе 9
Основными базовыми компонентами товарных автобензинов являются катализаты риформинга и каталитического крекинга. Последние с развитием процесса каталитического крекинга приобретают все большее значение. В США эти бензины занимают доминирующее положение в общем бензиновом фонде. Процесс каталитического риформинга достиг, по-видимому, максимально возможного развития и в дальнейшем его распространение может быть ограничено из-за высокого содержания в продуктах риформинга ароматических углеводородов, вт. ч. бензола.
Основу высокооктановых бензинов в Российской Федерации составляют катализаты риформинга . Другие процессы производства высокооктановых компонентов не получили широкого распространения. Более того, для повышения октанового числа прямогонных бензиновых фракций выкипающих в пределах 85-180 °С альтернативы каталитическому риформингу в нефтеперерабатывающей промышленности нет. Суммарная мощность установок риформинга составляет около 11% по отношению к первичной переработке нефти. Поэтому актуальным является вопрос увеличения выхода целевого продукта процесса - высокооктанового бензина, путем дифференцированного подхода к компонентам реакционной смеси.
Современные требования к моторным топливам стимулируют освоение процессов получения компонентов с улучшенными экологическими свойствами и оптимальное компаундирование бензинов. Как было отмечено ранее, в России и Китае основными компонентами для приготовления автомобильных бензинов являются катализаты риформинга и крекинга, которые содержат значительное количество ароматических углеводородов, в том числе бензола и олефинов. Для получения бензинов с улучшенными экологическими свойствами необходимо изменить технологию их приготовления. Кроме того, требуют облагораживания различные бензиновые дистилляты вторичного происхождения.
Рассмотрены основные способы получения компонентов современных высокооктановых автомобильных бензинов. Приведены мощности по производству этих компонентов в России и ряде промышленно-развитых стран. Показан средний компонентный состав бензиновых фондов США, Западной Европы и Российской Федерации. Катализаты риформинга, содержащие значительное количество ароматических углеводородов, в том числе бензола, составляют до половины суммарного фонда выпускаемых отечественной нефтепереработкой автомобильных бензинов.
в частности катализаты риформинга.
В качестве базовых компонентов авиационных бензинов используют бензины каталитического крекинга, в некоторых случаях— катализаты риформинга. Для улучшения эксплуатационных спойстн добавляют алкилат, толуол, антидетонационные и антиокислительные присадки. Выпускают авиационные бензины марок Г-95/130, Б-91/115, Б-70 .
Характеристики сырья и стабильного катализата, полученного на модернизи рованной установке 35-11, приведены ниже:
Рис. 56. Принципиальная технологическая схема блока экстракции диэтиленгликолей ароматических углеводородов из катализата, полученного при риформинге фракции 62—105 °С •{насосы и задвижки на схеме не показаны):
Алкилароматические углеводороды, содержащиеся в сырье и образующиеся в результате риформинга, могут подвергаться изомеризации и деалкилированию. Например, .и-ксилол частично переходит в о- и /г-ксилолы и толуол. Ароматические углеводороды способны также к реакциям конденсации .с образованием полициклических ароматических. Анализ катализата, полученного при ри-форминге бензиновой фракции 85—180°С на платиновом катализаторе, свидетельствовал, что в нем содержалось до 1,1% *. Из этих данных видно, что в результате гидрообессеривания мазута и гудронов из сернистых и высокосернистых нефтей при относительно невысоком расходе водорода можно получить 91—96,7% стандартного котельного топлива с небольшим содержанием серы ; содержание ванадия в этом топливе в 2,5—4 раза ниже, чем в сырье. Суммарный выход углеводородного газа и бензина не превышает 5—7% на сырье, что свидетельствует о неглубоком протекании гидрокрекинга. Как видно из табл. 35, получаемое котельное топливо имеет широкий фракционный состав, что особенно заметно в случае гудронов: содержание в топливе фракций, выкипающих до 500 °С, увеличивается с 15—28 до 60—62% . При этом, если и дальше снижать содержание серы в топливе , можно от катализата, полученного прямым гид-рообессериванием, отгонять широкую фракцию с целью ее гидроочистки и последующего смешения с остатком.
• На рис. 115 представлен один из вариантов схемы глубокой переработки сернистой нефти типа самотлорской**. Нефть поступает на установку ЭЛОУ-АТ. Бензиновую фракцию н. к. — 180 °С разделяют вторичной перегонкой на более узкие. Легкий бензин . подвергают изомеризации, а изомеризат смешивают с бензином риформинга. 'Фракция 62—140 "С идет на риформинг для получения ароматических углеводородов. Фракция 140—180 °С поступает частично на риформинг для получения высокооктанового бензина, а частично используется как компонент авиационного керосина, который вместе с фракцией 180—240 °С подвергают гидроочистке. Фракция дизельного топлива также проходит гидроочистку, после чего полностью или частично идет на депарафинизацию для получения зимнего дизельного топлива. Из катализата, полученного при риформинге фракции 62—440 ^С, экстрагируют ароматические углеводороды Се—С8, которые за-,тем разделяют перегонкой, а фракцию С8 — четкой ректификацией в сочетании с адсорбцией. Рафинат может явиться сырьем пиролиза.
Дальнейшие опыты проводились по извлечению бензола из фракции 60—95° С, выделенной из катализата, полученного риформингом фракции 60—105° С. Данные этих опытов сведены в табл. 3.
Таблица 23. Состав катализата, полученного при алкилировании на АСК при различных давлениях , f=1
Сочетание процесса каталитического крекинга нефти с гидрогенизацией полученных нетоварных продуктов может обеспечить полную переработку сернистой нефти в качественное моторное топливо. С этой целью в бывш. ЛенНИИ были проведены эксперименты по гидрированию фракций, полученных в результате одноступенчатого каталитического крекинга ромашкинскои нефти на опытно-промышленной установке, а именно фракции 140°—к. к. Эти фракции были выделены из катализата, полученного при подаче сырья над кипящим слоем катализатора с рециркуляцией остатка, выкипающего выше 350° С. Для выбора режима процесса опыты проводились при различных температурах, давлениях, объемных скоростях, при этом в качестве катализатора использовали WS2+NiS на активной окиси алюминия и Ni—Mo.
Декатионирование цеолита ведет почти к полной потере способности катализировать реакцию перераспределения водорода, не снижая ее крекирующей активности. Вследствие этого наибольшее количество олефинов в жидких и газообразных катали-затах получено при превращении н-гексадекана на декатиони-рованном цеолите. Об этом свидетельствуют как физико-химические свойства катализатов, так и фракций, выкипающих до 100° . Так, во фракции до 100° катализата, полученного на цеолите НХ, содержание олефинов равно 7,8%, то-
катализата, полученного при сравнительно невысокой температуре 440° и 0,6 час'^ объемной скорости.
Анализ катализата, полученного при гидрогенолизе тиофена по Коли и Холлу Концентрации активного. Концентрации фосфорной. Концентрации индикатора. Концентрации инициатора. Концентрации компонента.
Главная -> Словарь
|
|