|
Главная -> Словарь
Коррозионно агрессивных
Специфическим видом износа деталей двигателей внутреннего сгорания является коррозионный износ, характерный для работы двигателей на низкотемпературном режиме. Такой износ вызывает серная кислота, образующаяся из продуктов сгорания сернистого топлива в дизелях, соляная я бромистоводородная кислоты, образующиеся при сгорании хлор- или бромсодержащих выно-сителей ТЭС, которые содержатся в этилированном бензине; коррозионный износ также интенсифицируют органические кислоты, накапливающиеся в работающем моторном масле. Дитиофосфаты цинка существенно не влияют на коррозионный износ в двигателях . Основной путь снижения коррозионного износа — введение в моторные масла щелочных присадок, нейтрализующих коррозионно-агрессивные продукты.
Деление сернистых соединений на «активные» и «неактивные» распространяется только на коррозию металлов при обычных температурах хранения и применения. В процессе сгорания бензино-воздушной смеси в двигателе все сернистые соединения образуют коррозионно-агрессивные оксиды SO2 и SO3, которые вызывают коррозионный износ цилиндро-поршневои группы и всех деталей выпускного тракта. Механизм коррозионного действия их определяется температурой среды.
В заключение целесообразно вкратце остановиться на методах ускоренного старения топлив. Для сравнительной оценки стабильности прямогонных топлив в СССР и за рубежом используют различные методы , сущность которых состоит в окислении топлив при 100—120°С в течение 10 ч и более в приборах различной конструкции с последующим определением в них образования нерастворимых продуктов, кислот, смол и других конечных продуктов окисления. Такие методы в определенной степени оправданы для прямогонных топлив, которые трудноокисляемы и для которых параметрами, характеризующими их стабильность при хранении, прежде всего являются нерастворимые и коррозионно-агрессивные продукты окисления. Однако эти методы вряд ли применимы для гидро-генизационных топлив.
конденсационные устройства и насосы для подачи орошения. Одновременная ректификация в одной колонне легких и тяжелых фракций несколько снижает необходимую температуру нагрева в печи. Однако при высоком содержании бензиновых фракций и растворенных газов атмосферная колонна чрезмерно перегружается по парам, что заставляет увеличивать ее диаметр. Все коррозионно-агрессивные вещества попадают вместе с парами из испарителя в колонну, т. е. испаритель не защищает атмосферную колонну от коррозии.
Схема 3 самая распространенная в отечественной практике. Она наиболее гибка и работоспособна при значительном изменении содержания бензиновых фракций и растворенных газов. Коррозионно-агрессивные вещества удаляются через верх первой колонны, таким образом основная колонна защищена от коррозии. Благодаря предварительному удалению бензиновых фракций в змеевиках печи и теплообменниках не создается высокого давления, что позволяет устанавливать более дешевое оборудование без усиления его прочности.
При сгорании сернистых соединений выделяются SO г и S03, образующие в присутствии воды коррозионно-агрессивные сернистую и серную кислоты. С увеличением содержания в бензине сернистых соединений коррозионный износ деталей двигателя увеличивается. Повышение доли SO3 в продуктах сгорания способствует резкому повышению износа двигателя.
При использовании чистых спиртов как в карбюраторных, так и в дизельных двигателях отмечены повышенные износы деталей цилиндропоршневой группы. Увеличение износа при работе двигателя на спиртах возможно по ряду причин, основные из которых: попадание в цилиндры значительного количества неиспарившегося спирта и смыв им смазки, ухудшение смазки из-за образования на трущихся поверхностях спирто-водно-масляной эмульсии, взаимодействие спиртов с присадками масел и снижение их эффективности. Кроме того, спирты и их коррозионно-агрессивные продукты сгорания воздействуют на такие металлы, как алюминий и сплавы свинца и меди. Как показали исследования, наибольший износ двигателя наблюдается при использовании метанола. При эксплуатации двигателя на этаноле при нормальных температурах износ ниже, однако он значительно увеличивается на низкотемпературных режимах работы.
Защитные свойства. Во время эксплуатации автомобиля смазочное масло может обводняться. Это происходит вследствие поступления воды через зазоры в уплотнениях и вследствие конденсации паров воды из воздуха. Часто в воде содержатся неорганические соли и коррозионно-агрессивные компоненты. Все это создает условия для появления электрохимической коррозии, поскольку вода играет роль проводящего ток электролита.
С применением схемы 2 уменьшается перепад давления в печных трубах. Пары из испарителя направляются в ректификационную колонну, поэтому не нужно устанавливать самостоятельные конденсационные устройства и насосы для подачи орошения. Одновременная ректификация в одной колонне легких и тяжелых фракций несколько снижает необходимую температуру нагрева в печи. Однако при высоком содержании бензиновых фракций и растворенных газов ректификационная колонна чрезмерно перегружается по парам, что заставляет увеличивать ее диаметр. Все коррозионно-агрессивные вещества попадают вместе с парами из испарителя в колонну, т. е. испаритель не защищает атмосферную колонну от коррозии.
Коррозионно-агрессивные вещества удаляются через верх отбензинивающей колонны, таким образом основная ректификационная колонна защищена от коррозии. Благодаря предварительному удалению бензиновых фракций в змеевиках печи и теплообменниках не создается высокого давления, что позволяет устанавливать более дешевое оборудование без усиления его прочности.
Сернистые соединения в бензинах по степени влияния на эксплуатационные свойства можно разделить на активные и неактивные . "Среди сернистых соединений прямогонных бензинов доля S и H2S незначительна, меркаптанов - до 20-40% отн., остальное - неактивные соединения серы. В бензинах термического и каталитического крекинга до 70-90% от общего содержания сернистых соединений составляют неактивные соединения .
ции сильфона на этих же наиболее нагруженных участках за счет геометрической концентрации напряжений могут создаваться уп-ругопластические деформации, которые, суммируясь с остаточными, в присутствии коррозионной среды вызывают его коррозионно-механическое разрушение, происходящее путем распространения коррозионно-механических трещин в окружном направлении. Кроме того, основные физико-механические свойства материалов, применяемых для изготовления сильфонов УЧЭ , делают их склонными к коррозионному растрескиванию, особенно з присутствии таких коррозионно-агрессивных агентов, как сероводород, углекислота и хлориды.
ливопроводов, резервуаров и т.д. Она зависит, как и у бензинов, от содержания в топливе коррозионно-агрессивных кислородных и сероэрганических соединений: нафтеновых кислот, серы, серово —
При изучении коррозионных свойств нефтепродуктов необходимо рассматривать две разные системы: нефтепродукт -J- металл и нефтепродукт + вода + металл. В первом случае скорость коррозии металлов будет определяться наличием в нефтепродуктах коррозионно-агрессивных веществ и их способностью непосредственно взаимодействовать с металлами . Во втором случае корозия металлов в нефтепродуктах должна развиваться преимущественно по электрохимическому механизму.
Реактивные двигатели, смазываемые диэфирными маслами по спецификации MIL-L-7808, должны консервироваться маслами, изготовленными по спецификации MIL-C-8188C . Спецификация допускает эксплуатацию двигателей на таком масле . Поэтому рабоче-консервационные масла должны обладать высокими физико-химическими и эксплуатационными свойствами. Требования к защитным свойствам, учитывая отсутствие воздействия на детали коррозионно-агрессивных продуктов сгора-
диффузор из чугуна, а паровые сопла из легированной стали. Для коррозионно-агрессивных сред пользуются высоколегированной сталью, графитом и стеклом.
Присутствие SO3 в продуктах сгорания сказывается на температуре начала конденсации газов. Система из двух компонентов Н2О— H2SO4 имеет более высокую температуру начала конденсации, чем водяной пар. Значительное повышение этого показателя происходит даже при весьма малом содержании H2SO4. Таким образом, критическая температура стенки, при которой начинается конденсация кислых коррозионно-агрессивных продуктов, в присутствии небольших количеств SO3 заметно повышается. При этом расширяется температурный интервал коррозионного воздействия продуктов сгорания.
Большинство товарных автомобильных бензинов с ограниченным содержанием меркаптановой серы в момент выпуска с завода имеет относительно невысокую коррозионную агрессивность. Все антиокислительные присадки, добавляемые к бензинам на заводах, предотвращают образование коррозионно-агрессивных продуктов окисления и тем самым также улучшают антикоррозионные свойства бензинов. Применение таких бензинов в обычных климатических условиях, как правило, не сопровождается значительной коррозией тары, топливопроводов, арматуры и т. д.
Способностью разрушать перекисные соединения восстановлением обладают некоторые сероорганические соединения. Поэтому неслучайно в состав многих противокоррозионных присадок входит сера. Нейтрализация кислых коррозионно-агрессивных соединений может быть достигнута добавлением веществ с основными свойствами, в частности некоторых аминов и т. д.
Состав нефтей, поступающих на переработку, и содержащиеся в них примеси меняются, поэтому содержание в топливах. коррозионно-агрессивных соединений не постоянно во времени. В связи с этим коррозионная агрессивность для каждого сорта топлива изменяется в широких пределах. Результаты исследований коррозионных свойств топлив по междуведомственному методу квалификационных испытаний представлены в табл. 5.14.
Для получения масел с низкой температурой застывания применяется процесс Di—Me !, в котором растворителем служит смесь дихлорэтана , выполняющего роль осадителя твердых углеводородов, и метиленхлорида , являющегося растворителем жидкой фазы. Использование этого растворителя позволяет получать депарафинирован-ные масла с температурой застывания, близкой к температурам конечного охлаждения и фильтрования. Одним из достоинств процесса Di—Me является высокая скорость фильтрования суспензии твердых углеводородов, достигающая 200 кг/ на полную поверхность фильтра. В работах показана возможность использования для депарафинизации рафинагов широкого фракционного состава смесей дихлорэтана с дихлорметаном и дихлорэтана с хлористым пропиленом. Эти растворители позволяют проводить процесс депарафинизации с ТЭД в пределах 0—1 °С, причем в случае двухступенчатого фильтрования содержание масла в парафине не превышает 2% . Наряду с этим большим достоинством хлорорганических растворителей является возможность исключить из технологической схемы установки систему инертного газа, так как эти растворители негорючи и взрывобез-опасны. Общим яедостатком всех хлорорганических растворителей является термическая нестабильность при 130—140 °С с образованием коррозионно-агрессивных продуктов разложения. Для выделения твердых углеводородов из масляных фракций предло-
Для получения масел с низкой температурой застывания применяется процесс Di—Me , в котором растворителем служит смесь дихлорэтана , выполняющего роль осадителя твердых углеводородов, и метиленхлорида , являющегося растворителем жидкой фазы. Использование этого растворителя позволяет получать депарафинирован-ные масла с температурой застывания, близкой к температурам конечного охлаждения и фильтрования. Одним из достоинств процесса Di—Me является высокая скорость фильтрования суспензии твердых углеводородов, достигающая 200 кг/ на полную поверхность фильтра. В работах показана возможность использования для депарафинизации рафинатов широкого фракционного состава смесей дихлорэтана с дихлорметаном и дихлорэтана с хлористым пропиленом. Эти растворители позволяют проводить процесс депарафинизации с ТЭД в пределах 0—1 °С, причем в случае двухступенчатого фильтрования содержание масла в парафине не превышает 2% . Наряду с этим большим достоинством хлорорганических растворителей является возможность исключить из технологической схемы установки систему инертного газа, так как эти растворители негорючи и взрывобез-опасны. Общим недостатком всех хлорорганических растворителей является термическая нестабильность при 130—140 °С с образованием коррозионно-агрессивных продуктов разложения. Для: выделения твердых углеводородов из масляных фракций предло- Качественной характеристики. Количеств катализатора. Количеств пропилена. Количеств углеводородов. Каталитически активными.
Главная -> Словарь
|
|