|
Главная -> Словарь
Катализатор необходимо
Нанесение 0,4-0,6% платины на носитель производится путем пропитывания гранул растворами платинохлористоводородной кислоты с добавлением 2—5% к массе носителя раствора органической или неорганической кислот; технология проведения этих операций описана в разделе 2.3. После сушки, прокаливания в сухом воздухе катализатор направляется на хлорирование.
Принципиальная схема установки с движущимся слоем катализатора представлена на рис. 15. Реактор 2 имеет переменное сечение, позволяющее уменьшать объемную скорость подачи сырья по мере его превращения. В многосекционной печи 3 подогревается смесь исходного сырья и водородсодержащего циркулирующего газа, а также промежуточные продукты реакции при их переходе в нижележащую секцию реактора. Медленно перемещающийся сверху вниз реактора шариковый катализатор направляется в секцию регенерации.
Газы и пары продуктов каталитического крекинга при температуре te с верха реактора поступают в ректификационную колонну, а с низа реактора отработанный катализатор направляется в регенератор .
Отработанный и отпаренный катализатор направляется вниз через стояк реактора 4 и, пройдя регулирующий клапан, поступает в захватное сооружение транспортной линии регене-раюра У-2, где подхватывается струей воздуха и транспортируется в разбавленной фазе в регенератор Р-2.
щем порядке: один загружается, в двух протекает реакция, четвертый разгружается. По окончании реакции смесь поступает в два сепаратора, представляющие собой вертикальные колонны. В сепараторе катализатор и смола разделяются и поступают на регенерацию. Катализатор отделяется от смол сначала путем отмучива-ния , а затем при помощи фильтрации в специальных фильтрах, которые задерживают более крупные частицы смолы и. пропускают мелкодисперсную катализаторную массу. После сушки катализатор направляется в емкости для повторной загрузки в установку каталитического крекинга.
Через 3—4 месяца работы катализатора активные свойства его не восстанавливаются даже после щелочной обработки; такой катализатор не может далее использоваться и должен быть заменен свежим. Катализатор удаляется из колонны под действием разрежения. Для этого в отделении активации устанавливается циклон емкостью 1 м3, соединенный с колонной трубопроводом, на конце которого закреплен гибкий резиновый шланг. После снятия верхней крышки с реактора при помощи гибкого шланга кусочки катализатора засасываются под разрежением в циклон. Из циклона -дезактивированный катализатор направляется на восстановление.
Принципиальная схема очистки дезактивированного катализатора приведена на рис. 5.5. Дезактивированный катализатор поступает на инерционный грохот для рассева его на две фракции. Фракция гранул размером менее 7 мм направляется на переплав, более 7 мм — в приемный бункер перед вибромельницей М-230 для его очистки. Первично очищенный катализатор направляется через бункер во вторую вибромельницу. Сплав после второй мельницы поступает в сборник и по мере надобности направляется на активацию.
сырья. Применяются разные конструкции таких секций. На рис. 22. 13 показана секция отделения, выполненная в виде нанизанных на трубки гирлянд колпачков. Пары поступают под колпачок, а затем по трубкам отводятся в пространство под трубной решеткой, а оттуда в ректификационную колонну. В трубной решетке укреплены переточные трубы, по которым катализатор направляется в зону от-парки.
В верхней части реактора 1 имеются приспособления для улавливания пыли катализатора и направления ее под кипящий слой. Из реактора 7 отработанный закоксованный катализатор направляется в регенератор 2, где поддерживается температура 580—650° С. Здесь происходит выжиг кокса кислородом воздуха. Выходящие из
Прсле горячего фильтра .9 катализатор направляется на регенерацию. В емкости 11 он еще раз промывается горячим растворителем и поступает в регенератор 10 на выжиг отложившихся на его поверхности высокомолекулярных полимерных продуктов и коксовых частиц. Регенерированный катализатор возвращается снова в реактор. Для восполнения, потерь к нему добавляют необходимое количество свежего катализатора. После холодного фильтра 13 готовый полиэтилен направляют в емкость 14, а затем — на дальнейшую переработку.
Длительность работы катализатора, как показала промышленная практика, может достигать 1—2 лет, после чего катализатор направляется на завод для регенерации платины. При регенерации извлечение металла достигает 90—93%.
Катализатор нужно восстанавливать после пропускания 100-кратного количества полимера . Регенерация осуществляется посредством контролируемого окисления смесью воздуха с отработанным газом при 480—540 °С и последующей гидратацией образовавшейся метафосфорной кислоты при 285 °С. Менять катализатор необходимо после пропускания 700- максимум 1300-кратного объема продукта полимеризации .
Проведены сравнительные испытания, которые показали, что без подачи воздуха на перемешивание катализатор неудовлетворительно обрабатывается растворами . Каталитическая активность и механическая прочность его при перемешивании воздухом оказались значительно выше. Вместе с тем при перемешивании воздухом микрошариковый катализатор уносится с потоком растморо». Для его улавливания необходимо устанавливать ловушки па отходящих потоках синерезисной жидкости, активатора и промывочной воды. После заполнения ловушек катализатор необходимо перегрузить обратно в емкост г. для дополнительной обработки.
Для приготовления подобных высокоактивных комплексов вместо НС1 добавляют алкилгалогенид или воду , но последняя частично дезактивирует катализатор. Необходимо отметить, что в виду высокой гигроскопичности и ряда других причин катализаторы такого типа длительно хранить не рекомендуется. Установлено, что каталитический
Гидрокрекинг при давлениях от 30 до 50 ат характеризуется следующей особенностью: в присутствии специальных катализаторов может протекать диспропорцио-нирование водорода, способствующее уменьшению расхода водорода, подаваемого со стороны на обессеривание и деструктивное гидрирование. Поэтому процесс несколько удешевляется. Такая модификация гидрокрекинга позволяет, в частности, осуществить эффективное обессеривание тяжелых нефтепродуктов. В этих условиях протекает деструкция алкилароматических и наф-теноароматических углеводородов; гидрирования ароматических углеводородов почти не наблюдается и на катализаторах довольно быстро отлагаются смолистые и углистые пленки. Частично закоксованный катализатор необходимо непрерывно регенерировать в спаренном с реактором регенераторе.
1 Параллельно с дегидрированием шестизвеипых иафтепон и::д платиной в этих условиях может идти цпклшацня \гленодоро u)i!. Для предотвращения циклизации в катализатор необходимо ввести :с5олыпое количество железа.
Окислительная и восстановительная регенерация. Окислительная регенерация алюмоплатинового катализатора заключается в выжигании коксовых отложений с катализатора кислородом воздуха при 300—500РС. Такая'регенерация только частично восстанавливает активность катализатора, и после нескольких регенераций катализатор необходимо заменять свежим. Для снижения содержания сернистых соединений на установках без блока гидроочистки предложено обрабатывать катализатор водородом . Оказалось, что в результате восстановления сернистых соединений до сероводорода остаточное содержание серы в катализаторе снижается до 0,03—0,05% . Активность катализатора в сопоставлении со свежим проверяли, используя его для дегидрирования циклотексана в бензол при атмосферном давлении, 300 °С и объемном соотношении катализатора и инертного газа, равном 1 :40:
В тех случаях, когда очередная регенерация не может восстановить активности катализатора даже при допустимом повышении температуры в реакторе, .катализатор заменяют, вскрывая реактор. Для безопасной вытрузки катализатор необходимо предварительно регенерировать одним из указанных выше способов, так как после некоторого периода работы катализатор становится пирофорным, т. е. склонным к самовозгоранию. Отрегенерированный отработанный катализатор после охлаждения затаривают и отправляют на извлечение ценных металлов .
полной массой до 3,5 т. Нейтрализаторы типа Н-13 с гранулированным палладиевым катализатором обеспечивают эффективность очистки по оксиду углерода и углеводородам 85 и 70% соответственно. Применение двух нейтрализаторов Н-13 и двух эжекторов позволяет использовать эту систему на различных модификациях автомобилей ЗИЛ с эффективностью очистки отработавших газов 60—70% . На автобусах ЛиАЗ-677 с бензиновыми двигателями, которые вместе с автобусами ЛАЗ-695Н преобладают в настоящее время в городском автобусном парке, применяют нейтрализатор Н-32 с палладиевым катализатором ШПАК-0,5. Как показала практика, заменять катализатор необходимо через 60—70 тыс. км пробега, т. е. примерно раз в году. Применение систем нейтрализации примерно на 10—15% увеличивает стоимость автомобиля, при этом приведенные затраты на автомобиль в год составляют ориентировочно ?к!30 руб. для ГАЗ-24 и РАФ и ж 390 руб. — для автобуса ЛиАЗ-677. В пересчете на очистку отработавших газов, образующихся при сжигании 1 т бензина, приведенные затраты на нейтрализацию составляют 15—18 руб.
В то время как чистая окись хрома уже при 450°, правда, в течение короткого времени является исключительно активной, смесь окиси хрома и окиси алюминия проявляет себя удовлетворительно лишь при 500—600°. Но устойчивость такого катализатора несравненно больше, и это имеет решающее значение при применении его в технике. Катализатор необходимо часто регенерировать, так как уже через короткое время он покрывается слоем кокса, снижающим его активность. При регенерации катализатора кокс выжигают; так как температура этого процесса выше температуры дегидрирования, то к механической прочности катализатора предъявляют очень высокие требования. Кроме того, катализатор должен быть однородным, иначе выходы олефинов будут уменьшаться. Лучших результатов можно достигнуть при применении шариковых катализаторов.
Если катализатор нагреть до высокой температуры, при которой он теряет конституционную воду, его активность пропадает. Поэтому после каждой регенерации катализатор необходимо продувать водяным паром, чтобы восстановить возможную частичную потерю конституционной воды на его поверхности. Температура регенерации не должна превышать 650°. Естественными катализаторами крекинга являются отбеливающие глины типа монтмориллонита. Предварительно от них отмывают разбавленные соляной кислотой окислы железа и щелочноземельных металлов, чтобы устранить спекание катализатора при длительной работе, приводящее к снижению активности.
После продолжительной работы катализатор теряет активность вследствие отложений на нем углеродистых и смолистых веществ. Его нужно подвергать регенерации, которая заключается в регулируемом окислении топочными газами, содержащими определенный процент кислорода. Обычно регенерацию проводят после того, как с каждого моля ортофосфорной кислоты получают 100 молей полимеризата. При среднем содержании фосфорной кислоты в катализаторе 75% это соответствует съему 170 л жидких продуктов с I кг катализатора. На практике катализатор необходимо регенерировать каждые 60 суток. До момента необратимой дезактивации катализатора, когда регенерация не может уже повысить его активность до прежней величины, с 1 кг контакта снимают 550—750 л полимеризата. После этого катализатор заменяют свежим. Конвективной диффузией. Каталитическую переработку. Конверсия сероводорода. Конверсией углеводородов. Конверсии гомологов.
Главная -> Словарь
|
|