|
Главная -> Словарь
Катализат содержащий
Готовой продукцией, получаемой по комбинированной схеме, являются катализат риформинга с октановым числом 95 , изопентан — 90 и изогексановая фракция - 78 .
Для получения бензина АИ-93 обычно используется катализат риформинга „жесткого" режима с октановым числом 95 .
Катализат риформинга....... 25—26
работе установок каталитического риформинга на мягком режиме, когда требования к октановой характеристике товарных бензинов были ниже, в катализат риформинга добавлялась фракция н. к. — 85 °С прямогонного бензина. Позднее от этого отказались, и наиболее типичными высокооктановыми компонентами стали изопентан, изогексаны и их смеси, а также алкилат сернокислотного алкилирования изобутана олефинами, исходя из того, что октановое число добавляемых изопарафинов должно быть не ниже, чем базового или смеси базовых компонентов.
На Куйбышевском НПЗ производился высокосортный авиабензин марки Б-91/115 по следующей рецептуре: катализат риформинга мягкого режима -57% мае., алкилбензин - 35% мае., толуол - 8% мае. Столь высокое содержание в авиабензине алкилбензина и толуола было обусловлено не только необходимостью существенного улучшения антидетонационных свойств товарной композиции, но и приведением её фракционного состава в соответствии с требованиями ГОСТ 1012-72. Известно, что получаемый при каталитическом риформинге катализат по фракционному составу мало отличается от перерабатываемого сырья: следовательно, для получения риформата, близкого по фракционному составу товарному авиабензину Б-91/115, на установке надо перерабатывать бензиновую фракцию аналогичного фракционного состава. С этой позиции наиболее приемлемым сырьём для получения базового компонента авиабензина Б-91/115 могут быть фракции 62-140°С или 85-140°С. В таблице 5.6 приведена характеристика этих фракций и получаемых катализатов риформинга, а также требования ГОСТ 1012-72, предъявляемые к авиабензину Б-91/115.
Проведенные нами исследования показали, что для получения авиабензина Б-91/115, т.е. товарной композиции с октановым числом по моторному методу не ниже 91, в качестве базового компонента необходимо брать катализат риформинга с октановым числом не менее 75 пунктов , при этом для достижения требуемой сортности бензина не ниже 115 риформат должен содержать не более 8% мае. парафиновых углеводородов нормального строения. Рассмотрение приведенных на рис. 5.1 и 5.2 данных показывает, что риформаты указанного качества легко могут быть получены при переработке фракции 62-140°С на катализаторе СГ-ЗП, при этом содержание ароматических углеводородов в них будет составлять от 35 до 47% мае. Следовательно, композиция на их основе, удовлетворяющая требованиям ГОСТ 1012-72 на авиабензин Б-91/115, должна содержать не более 25% алкилбензина .
Перфорированные тарелки в колонне служат для улучшения контакта между растворителем и стабильным катализатом. Для создания возможно большей поверхности контакта фаз и для увеличения скорости массопередачи дисперсной фазой используют диэтиленгликоль или другой растворитель, а сплошной фазой — нефтепродукт .
Водородсодержащий газ риформинга содержит 60—90% водорода и углеводороды Са—С6. На установках со стационарным слоем катализатора концентрация водорода к концу реакционного цикла понижается. Переменный состав ВСГ в большинстве случаев не препятствует его использованию в процессах гидроочистки бензинов и дизельных топлив. При необходимости состав ВСГ может быть стабилизирован путем абсорбционной очистки при давлении 4—5 МПа и температуре от —10 до +10 °С; в качестве абсорбента используется катализат риформинга.
н. к. — 62 °С 62—85 °С 85—120 °С 120— 140 °С 140— 180 °С катализат риформинга с октановым числом 95 бензин каталитического крекинга 2,0 2,7 4.6 3,0 6,5 9.1 2,0
Технологическая схема процесса на отдельной установке селективного гидрокрекинга приведена на рис. 5.5. Сырье насосом / подается на смешение с водородсодержащим газом от компрессора 2. В качестве источника водорода может быть использован любой водородсодержащий газ с концентрацией водорода выше 80% , в частности избыточный газ риформинга. Смесь сырья и водородсодержащего газа нагревается в теплообменнике 3, а затем в печи 4 до температуры реакции. Из печи газосырьевая смесь направляется в реактор 5. Газопродуктовая смесь из реактора поступает в теплообменник 3, далее охлаждается в холодильнике 6. В сепараторе 7 осуществляется разделение газопродуктовой смеси на водородсодержащий газ и нестабильный катализат. Выделенный водородсодержащий газ компрессором 2 возвращается в систему и частично отдувается для поддержания заданного парциального давления водорода. Возможно осуществление варианта работы «на проток», при котором весь выделившийся водородсодержащий газ отдувается, а давление в реакторе поддерживается только за счет подачи свежего водородсодержащего газа. Нестабильный катализат после нагрева в теплообменнике 8 поступает в стабилизационную колонну 9 для выделения растворенных углеводородов. Из верхней части колонны 9
Катализат риформинга
Ароматизацией катализом отдельных фракций сурахан-чжого бензина Зелинский и Шуйкин 17))) показали, что объемный процент ароматических углеводородов во фракции с т. кип. 118-120° и 120—124° можно повысить на 50,5%. Фракция с т. кип. 105—125° в результате каталитической ароматизации в присутствии никеля, отложенного на окиси алюминия, дает катализат, содержащий около 53,5% ароматики, в то время как до катализа фракция 105—125° содержала 1 % ароматических углеводородов.
Гидрогенолиз метилциклопентана над платинированным углем дает катализат, содержащий 2-метилпентан, 3-метилпентан и ?^-гексан в молярных отношениях 7:2:1; при 260° превращение происходит на 40%, при 320° — на 90 % . Распределение парафиновых углеводородов с открытой цепью в продукте показывает, что относительные активности ближайшей, промежуточной и дальней связей С—С относятся как 1:7:4
Этилциклопентан при гидрогенизации над активным платиновым катализатором дает катализат, содержащий 10 % низкокипящих углеводородов, 5 % фракции, содержащей н-гсптан, и 85 % изопарафииов, которые на 50% состоят из 3-метилгексана и 3-этилпентана .
При гидрогенолизе 1,1-диметилциклопентана над платиной при 260—300° получается катализат, содержащий 80% парафинов с открытой цепью, из которых 77% составляет 2,2-диметшшентан и 23 % 3,3-диметил-пентан . На основании состава полученных парафиновых углеводоро-
Действительно, при пропускании толуола и паров формальдегида в токе сухого азота над катализатором 0,60RbNaX при температуре 400 °С образовался катализат, содержащий стирол и этилбепзол. Вероятно, эта реакция может лежать в основе общего метода получения винилышх производных ароматических углеводородов.
разложении исходного сырья. Жидкий катализат, содержащий метиламины, воду, аммиак и следы метанола, подвергается дистилляции на ректификационных колоннах 3, 4, 5 к 6, работающих при повышенном давлении. В колонне 3 отгоняется избыточный аммиак и часть азеотропа триметиламин — аммиак, которые после прохождения соответствующего конденсатора-холодильника направляются на рециркуляцию. Кубовый продукт колонны 3 поступает в ректификационную колонну 4, в которой с помощью экстрактивной ректификации с водой отгоняется триметиламин, идущий затем в емкость для хранения или в рецикл. В колоннах 5 и 6 последовательно отгоняются монометиламин и диметиламин , которые поступают на склад, либо, в случае необходимости, могут быть направлены на рециркуляцию в реактор. Снизу из колонны 6 выходит сточная вода.
Реакция протекает под давлением 210—245 am, при температуре 170— 180° и времени пребывания около 2,5 час. Температура реактора регулируется путем рециркуляции части продукта. Катализат, содержащий растворенные карбонилы и непрореагировавшие газы, через холодильник 4 поступает в сепаратор 5. Освобожденные от жидкости газы проходят промывку
В зависимости от назначения давление в газосепараторах бывает различным. Чем выше давление в газосепараторе, тем легче газ, отделяющийся от жидкой фазы, и тем больше растворено в жидкости более тяжелых газообразных компонентов. Например, в системах каталитического риформинга, гидроочистки и гидрокрекинга, протекающих в атмосфере циркулирующего водорода, первый по ходу газо-жидкостной смеси газосепаратор служит для отделения водородсодержащего газа, в котором концентрация водорода достигает 90% , а остальные 10% —в основном метан и этан. Катализат, содержащий растворенный углеводородный газ, перепускают во второй газосепаратор, где давление ниж,е и где за счет перепада давления из катализата выделяется большая часть растворенного газа. Схема соединения газосепараторов представлена на рис. 12, а.
Работы Б. Л. Молдавского, В. И. Каржева, С. Н. Обрядчи-кова, Б. А. Казанского, Н. Д. Зелинского и других показали, что при пропускании этих фракций над катализаторами, в состав которых входили окись хрома, окись хрома и окись алюминия, окись молибдена и др., при 470—525° может быть получен катализат, содержащий до 50—60% ароматических углеводородов. Ароматизация в присутствии хромового катализатора широких фракций синтина, например фракции, кипящей в пределах 80—150° и содержащей 36,3% алкенов, позволила после двукратного пропускания получить катализат, содержащий 43,4% ароматических углеводородов, 4,8% цикланов, 22,2% непредельных углеводородов и 29,6% алканов.
При проведении этих опытов в трубчатом реакторе при 400° и объемной скорости подачи сырья 0,25 ч^1 из смеси, содержащей 82,3% циклогексана, 12,9% бензола и 4,8% тиофена, был получен катализат, содержащий тиофена 1,1 и бензола 25,0%.
По имеющимся в литературе данным, равновесная смесь гексанМгексены + Н2 при 377° содержит около 10% алкенов в токе водорода при 377° и атмосферном давлении был получен катализат, содержащий около 12% непредельных.углеводородов, что находится в хорошем соответствии с расчетами, выполненными А. В. Фростом. Коррозионными свойствами. Коррозионной агрессивности. Коррозионной устойчивости. Коррозионное воздействие. Коррозионного воздействия.
Главная -> Словарь
|
|