|
Главная -> Словарь
Летучесть компонента
Эксплуатационные свойства. В качестве топлив для современных летательных аппаратов стремятся применять вещества, состоящие из элементов или их соединений с наибольшей теплотой сгорания, так как чем выше теплота сгорания топлив, тем меньше их удельный расход и больше дальность полета летательного аппарата.
Первая ступень — фильтрация топлив при сливе их из транспортных средств в резервуары аэропорта. Фильтрация производится с тонкостью очистки примерно 20—25 мк. Вторая ступень — фильтрация при выдаче топлив из резервуара в топливозаправщик или в систему централизованной заправки. На этой ступени предусматривается фильтрация с тонкостью очистки примерно до 5—10 мк. Третья ступень — фильтрация топлива фильтрами топливозаправщика и стационарных пунктов централизованной заправки при заправке летательных аппаратов с тонкостью очистки примерно до 5—7 мк. Четвертая ступень — фильтрация топлива топливными фильтрами летательного аппарата с тонкостью очистки примерно до 5—10 мк.
Долговечность и надежность агрегатов топливных систем современных и перспективных летательных аппаратов зависит главным образом от износостойкости многочисленных трущихся пар скольжения и качения, работающих в среде топлива. Износостойкость трущейся пары, как известно, зависит от трех групп факторов:
Если предположить, что по конструктивно-технологическим соображениям первая и вторая группа факторов заданы, то износостойкость трущейся пары зависит только от третьей группы факторов, т. е. от свойств среды, ее вязкости, маслянистости, химической и физической активности и т. п. В топливных системах летательных аппаратов трущиеся пары работают в среде авиационного топлива. Поэтому третья группа факторов это совокупность свойств топлив, влияющих на износостойкость трущихся пар. В дальнейшем все свойства топлива, влияющие на износостойкость трущейся пары, будем называть одним термином — противоизносные свойства топлива.
Прежде всего необходимо было выяснить, насколько отличаются между собой топлива различных типов, например Т-1, ТС-1, Т-7, но рекомендованных для одних и тех же летательных аппаратов. Оказалось, что в одних и тех же условиях испытания эти топлива существенно различаются между собой по противоизносным свойствам.
Изменится цвет, увеличится содержание механических примесей, появятся продукты глубокого окисления и полимеризации. Глубина этих изменений зависит как от условий работы подшипника , так и от свойств топлива. Одни топлива очень стабильные в этих условиях и, обладая хорошими противоизносными свойствами, не изменяют своих первоначальных свойств при трении в их среде металлов. Другие топлива малостабильны и, обладая хорошими противоизносными свойствами, значительно изменяют свои первоначальные свойства. Такие топлива мало пригодны для летательных аппаратов.
Основное преимущество топлив на основе боранов в сравнении с керосином — высокие энергетические характеристики, позволяющие увеличить дальность полета летательного аппарата примерно на 40% Кроме того, высокая химическая активность боранов в реакции с воздухом может обеспечить большую высотность летательных аппаратов с реактивными двигателями, чем керосин, так как бора-но-воздушные смеси могут гореть при таких низких давлениях, когда керосин не горит.
Несмотря на существенное улучшение качества жидких и консистентных смазочных материалов, они не могут обеспечить долговечную и надежную работу многих узлов трения современных и особенно перспективных летательных аппаратов.
В последнее время широкое применение для узлов трения, работающих в сложных условиях, находят твердые смазочные материалы, или твердые смазки. Ассортимент твердых смазок с каждым годом увеличивается, и расширяется область их применения. Насчитывается несколько сот элементов, химических соединений и композиций, обладающих свойствами твердых смазок. Все большее распространение получают твердые смазки и в авиационной технике. Имеется большое количество пар трения современных летательных аппаратов, которые смазываются твердой смазкой.
1. ЖИДКОСТИ ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
Современные летательные аппараты имеют ряд гидравлических устройств, в которых рабочими телами являются жидкости, обладающие определенными свойствами. Условия работы жидкостей ь гидравлических системах летательных аппаратов весьма сложные. Они работают в постоянном контакте с различными материалами, из которых изготовлена гидравлическая система, давление жидкостей может достигать 300к/7аи2 и более, температура может колебаться от —60 до 50—100° С и выше, что объясняется трением при работе гидроустройств и нагревом всего летательного аппарата в полете. Жидкости гидравлической системы дросселируются с большим перепадом давления через очень малые зазоры, а также подвергаются действию высоких удельных давлений на поверхностях трущихся пар.
Зная летучесть компонентов смеси, можно определить константу фазового равновесия каждого компонента, т. е. определить его распределение между фазами. Действительно, для систем, которые подчиняются законам идеальных растворов, применимо правило летучести Льюиса и Рендалла; по этому правилу летучесть компонента смеси можно представить в виде
Выразим константы фазового равновесия компонентов через коэффициенты летучести и активности. Из уравнения можно записать, что летучесть компонента в паровой и жидкой фазах соответственно равна
Летучесть компонента относительно 1,3-бутадиена при температуре 54,4° и абсолютном давлении 4,6 кГ/см2
паровой фазах, кмоль/кмоль или кг/кг, а —'Относительная летучесть двух компонентов смеси, a,, t —относительная летучесть компонента при температуре границы деления смеси tt. . Р —отношение статических давлений в местах прохода газа и
В простой бинарной системе относительная летучесть компонента 1 по отношению к компоненту 2 выражается зависимостью:
Для растворов, отклоняющихся от закона Рауля, в соответствии с уравнением относительная' летучесть компонента А относительно компонента В определяется выражением
Зная летучесть компонентов смеси, можно определить константу фазового равновесия каждого компонента, т. е. определить его распределение между фазами. Действительно, для систем, которые подчиняются законам идеальных растворов, применимо правило летучести Льюиса и Рендалла; по этому правилу летучесть компонента смеси можно представить в виде
можно записать, что летучесть компонента в паровой и жидкой фазах соответственно равна
паровой фазах, кмоль/кмоль или кг/кг. а —'Относительная летучесть двух компонентов смеси. аь t —относительная летучесть компонента при температуре границы деления смеси /». Р —отношение статических давлений в местах прохода газа и
Для растворов, отклоняющихся от закона Рауля, в соответствии с уравнением относительная летучесть компонента А относительно компонента В определяется выражением
Выбор метода разделения жидких или газообразных смесей на почти чистые индивидуальные компоненты в большинстве случаев определяется необходимыми размерами капиталовложений и эксплуатационных расходов. Во многих случаях в качестве удобного и практически легко осуществляемого метода для такого разделения можно применять ректификацию. Однако некоторые системы не удается разделить на индивидуальные компоненты, не прибегая к каким-либо специальным методам. Обычно в качестве критерия для оценки легкости разделения компонентов ректификацией принимают так называемую относительную летучесть. В простой бинарной системе относительная летучесть компонента 1 по отношению к компоненту 2 выражается зависимостью Летучесть углеводородов. Лигроинов керосинов. Линейными функциями. Лабораторных анализаторов. Литературе недостаточно.
Главная -> Словарь
|
|