|
Главная -> Словарь
Отдельных технологических
Инфракрасные спектры углеводородов изучают в области основных колебательно-вращательных частот . Максимумы поглощения отдельных полос соответствуют определенным частотам собственных колебаний молекул. Полосы поглощения не только характеризуют молекулу в целом, но многие из них характерны также для отдельных атомных группировок внутри молекулы. Часть этих полос специфична для данного соединения и не повторяется у других веществ; другая часть характерна для отдельных структурных элементов и повторяется у всех соединений, имеющих эти струк-•:урные элементы. Так, все молекулы, содержащие группу СНз, имеют полосы с максимумами поглощения при частотах 2960, .2910, 2850, 1450 и 1380 см"1. Соединения, содержащие группу СН2, имеют полосы с максимумами поглощения 2850, 2880, 2940 и 1470 см'1. Соединения, содержащие двойные связи, характеризуются полосами поглощения 1600—1670 см~1, а соединения, содержащие связи С —С, —600—1500 еж"1. Для связи С— Н л ароматических углеводородах характерны частоты 3000 — 3100 см"1. При помощи инфракрасных спектров определяют наличие в исследуемом веществе углеводородов различных рядов и изомерных углеводородов, вплоть до обнаружения столь близких структур, как цис- и транс-изомеры.
Имеется также метод расчета тепловых эффектов по энергиям образования связей отдельных структурных групп молекул углеводородов . Применение этого тиетода осложняется его малой изученностью и разноречивостью имеющихся данных о значениях энергии связей.
В своих исследованиях Уитмор , пользовался главным образом, магнийорганическим синтезом через алкоголи, превращавшиеся затем дегидратацией в соответствующие углеводороды. При этом тщательно изучались явления изомеризации, имевшие место в ряде случаев дегидратации алкоголей. Само собой разумеется, что учет явлений изомеризации представляет исключительно большой интерес как для целей выделения действительно чистых структурных форм, так и с точки зрения оценки сравнительной лабильности отдельных структурных типов.
Поэтому в последние годы стали усиленно разрабатываться методы так называемого кольцевого или структурно-группового анализа, который дает некоторое представление о содержании отдельных структурных частей высокомолекулярных молекул углеводородов и, в частности, ароматических и нафтеновых колец и парафиновых цепей.
Выше говорилось о том, что кольцевой анализ весьма приближенно освещает вопрос о содержании отдельных структурных элементов молекул высокомолекулярных углеводородов, а именно ароматических и нафтеновых колец и боковых парафиновых цепей.
концентратов III, IV, V. Как видно из приведенных данных, основными представителями являются алкил- и циклоалкилзаме-щенные тиофена, бензотиофена, три- и тетрациклические конденсированные системы. В последних фрагменты тиофена и бензотиофена конденсированы насыщенными и ненасыщенными пяти-, шестичленными углеводородными кольцами. Сопоставление количественного содержания отдельных структурных групп тио-
Отмеченные возможности модификаций в отдельных структурных звеньях молекул асфальтенов обусловливают многообразие в архитектонике их при сравнительной близости элементарного состава нативных асфальтенов, выделенных из сырых нефтей разных месторождений, особенно углеводородной части асфальтенов.
будут отнесены к группе ароматических. Этот недостаток устраняется в кольцевом методе анализа, разработанном Флюгте-ром и Уотерманом. Здесь вместо содержания углеводородов разных групп определяется содержание отдельных структурных элементов углеводородов, а именно ароматических и нафтеновых колец и парафиновых цепей.
кулы, свойства которой определяются соотношением нафтеновых и бензольных циклов и парафиновых цепей. Иначе говоря, на основании структурно-группового анализа можно судить лишь об относительном содержании отдельных структурных элементов , но не о количестве отдельных групп углеводородов и исследуемой фракции. Процентное содержание колец и парафиновых цепей выражают по количеству углеродных атомов, приходящихся на отдельные части молекулы. Покажем это на примере углеводорода известного строения. Например, молекула 2,3-диоктилтетрагидроантрацена
В сложных нефтяных дисперсных системах эффективная толщина поверхностного слоя может быть различной для отдельных структурных составляющих системы. Толщина поверхностного слоя в этих системах будет изменяться от весьма малых значений, соизмеримых с молекулярными в случае мономолекулярной сорбции при невысоких концентрациях поверхностно-активных веществ, до значительных, когда сорбционный слой поверхностно-активных веществ будет составлять лишь часть поверхностного слоя на границе двух фаз. Подобные рассуждения позволяют предположить основные возможности поверхностного отделения частиц структурных элементов при их трансформации при изменении условий существования системы. В одних случаях отделение возможно по поверхностному слою или его части, в других — отделяется более толстый поверхностный слой, включающий элементы объемной части системы.
Консистентные смазки благодаря коллоидным особенностям своей структуры, наоборот, характеризуются так называемой структурной или аномальной вязкостью. Их вязкость при постоянной температуре сильно зависит от градиента скорости сдвига. Чем он больше, тем вязкость смазки меньше. В практике применения консистентных смазок это имеет положительное значение, так как увеличение скорости движения трущихся частей в механизмах сопровождается уменьшением вязкости смазки, что относительно снижает общее сопротивление системы движению. Общее течение слоев, как в масле, в смазке не имеет места. Течение, или неупругая деформация смазки состоит из суммы деформаций ее отдельных структурных элементов, зависящих от скорости сдвига. Следовательно, понятие о вязкости смазок весьма условно и постоянного показателя вязкости они не имеют. Следует отметить, что вязкость смазок с изменением температуры изменяется во много раз меньше, чем у нефтяных масел. Это, конечно, является также положительной характеристикой консистентных смазок.
При проектировании НПЗ могут быть использованы типовые проекты отдельных технологических процессов и комбинированных установок, разработанных применительно к переработке следующих трех сортов нефтей:
В результате длительных пробегов атмосферно-вакуумных установок на нефтеперерабатывающих заводах получены данные, положительно характеризующие работу этих установок. Производительность их в большинстве случаев превышает проектную на 20— 50%. Однако в работе отдельных технологических узлов имеются существенные недостатки. Так, отбор светлых составляет 95—96% от потенциала. Такой недобор светлых объясняется главным образом недоизгвлечением фракций дизельного топлива и потерями бензиновых компонентов с газом .
Для улучшения работы отдельных технологических узлов и повышения общих технико-экономических показателей действующих и вновь сооружаемых установок АВТ в их проекты были внесены следующие изменения и дополнения:
Для устранения отмеченных недостатков и повышения надежности эксплуатации отдельных технологических узлов в проекты установок были внесены дополнения и изменения. Основные из них следующие: замена маломощных насосов и приводов к ним более мощными; перераспределение теплообменников по потокам; осуществление циркуляционного орошения в первой колонне атмосферной части; перераспределение потоков и труб в камерах атмосферной и вакуумной печей; установка дополнительной емкости для сепарации газа из емкостей орошения; подогрев топливного газа с целью предотвращения попадания конденсата в топки печей и др.
На установках АВТ потери делятся на производственные и энергетические. Производственные потери могут быть в результате испарения нефти и нефтепродуктов, механических утечек, смешения с другими продуктами на отдельных технологических узлах, утечек через горячие поверхности аппаратов, оборудования и коммуникаций, попадания нефтепродуктов в производственные или промышленные стоки. Чем больше производительность установок, тем больше производственные потери в абсолютных цифрах. В прежде построенных установках потери достигали 1,5—2 вес.% на перерабатываемую нефть. На установках производительностью 2,0; 3,0; 6,0; 7,5 млн. т/год такие потери в абсолютных цифрах составят соответственно: 30,0; 45,0; 90,0 и 112,5 тыс. т/год. Однако при осуществлении необходимых мероприятий в процессе проектирования, а также при конструировании оборудования и его эксплуатации размеры потерь можно резко сократить. Всесоюзными нормами технологического проектирования по нефтеперерабатывающей промышленности предусматриваются следующие нормы потерь для установок первичной перегонки нефти :
Качество работы установок AT во многом зависит от схем отдельных технологических узлов, в первую очередь от различных по конструктивному оформлению схем узлов перегонки нефти. Ректификационные колонны атмосферной части при одинаковой мощности имеют разные размеры, разное число тарелок. Режим работы колонн, особенно в случае применения клапанных тарелок, изучен недостаточно. Нужно более тщательно изучить системы орошения колонн, эффективность и количество циркуляционных промежуточных орошений, поскольку наблюдается несоответствие проектного количества циркулирующей флегмы и фактического. Особенно важно установить факторы, влияющие на число тарелок, предназначенных для отдельных фракций, поскольку на установках АВТ это число меняется в широких пределах. Так, по схеме -с однократным испарением на каждый отбираемый дистиллят приходится по 7—8 тарелок, а при наличии двух ректификационных колонн—по 11—17. В то же время четкость погоноразделения в основных колоннах по обеим схемам практически одинакова. Ректификация и способы регулирования температурных режимов в колоннах также осуществляются по-разному. В колоннах может быть или одно острое орошение или еще дополнительно промежуточное циркуляционное орошение.
Оксосинтез. При карбонилировании пропилена образуется два изомера — к-бутиловый и изобутиловый спирты в соотношении примерно 2,5 : 1 . Выше были приведены химизм реакций и характеристика отдельных технологических стадий, процесса оксосинтеза. Как и при получении к-пропанола, выработка бутиловых спиртов этим методом может быть осуществлена по различным технологическим схемам. Помимо рассмотренных ранее триад-ной и нафтенатной схем, применительно к производству бутиловых спиртов разработана также схема с суспендированным катализа-,
Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР изданы Правила безопасной эксплуатации нефтегазоперерабатывающих заводов. В них освещены как общие принципы техники безопасности, так и ее частные правила при эксплуатации отдельных технологических установок, вспомогательных устройств и сооружений. Большое место в Правилах отводится вопросам техники безопасности при подготовке аппаратуры и оборудования к ремонтным работам и при проведении этих работ. Весь инженерно-технический персонал предприятия, мастера, бригадиры и десятники обязаны соблюдать сами и требовать от подчиненных строжайшего выполнения действующих норм, правил и положений техники безопасности и нести за них полную ответственность. Знания рабочих и ИТР в области техники безопасности должны проверяться специальными комиссиями не реже одного раза в год. Лица, проявившие неудовлетворительное знание правил техники безопасности, не могут быть оставлены на выполняемой работе.
Современные товарные автомобильные бензины, как правило, готовят смешением нескольких компонентов. Непосредственное получение их на отдельных технологических установках сопряжено с трудностями экономического характера и поэтому в настоящее время практически не встречается. Смешение компонентов позволяет получать товарный продукт с необходимым качеством, рационально используя свойства каждого компонента. Компаундирование позволяет, например, при изготовлении товарных бензинов вовлекать бензиновые фракции с недостаточно высокой детонационной стойкостью, которая затем улучшается добавлением высокооктановых компонентов. Кроме того, получение товарных бензинов путем компаундирования позволяет наиболее полно использовать все ресурсы бензиновых фракций, имеющихся на заводе.
В области синтеза присадок к смазочным маслам в последние годы проводятся многочисленные исследования, однако промышленное производство эффективных присадок осуществляется пока еще в небольшом масштабе. В литературе, к сожалению, очень редко встречаются работы, посвященные сугубо технологическим вопросам производства присадок и разработке отдельных технологических процессов. Не претендуя на всестороннее освещение вопроса, автор приводит в данной главе обзор имеющегося литературного материала, посвященного разработке технологических процессов производства присадок.
Товарные продукты получают как путем выделения на отдельных технологических установках, так и смешением отдельных компонентов. Непосредственно на технологических установках получают бензол, толуол, пропан, бутан и т. п., методом сме- Окисление проводилось. Окисление сульфидов. Окислении изопропилбензола. Обеспечить максимально. Окислении органических.
Главная -> Словарь
|
|