|
Главная -> Словарь
Отечественные автомобильные
Термодинамически — процесс изомеризации низкотемпературный, причем низкие температуры способс-твуют образованию более разветвленных и соответственно более высокооктановых изомеров. Однако для увеличения скорости превращения изомеризацию ведут при относительно высокой температуре: 380—400°С. Используют катализаторы, содержащие платину, палладий, нанесенные на оксид алюминия или цеолит. Промышленный отечественный катализатор ИП-62 содержит около 0,5% Pt на оксиде алюминия; активация катализатора проводится фтором. Позднее были разработаны и другие, более эффективные, катализаторы —-НИП-66 , ИЦК-2 . В присутствии катализатора НИП-66 процесс проводят при низкой температуре . Так, при 150°С, объемной скорости подачи н-пента-на 1,5~' и давлении 3 МПа в катализате получали около 65% изопентана. На промышленном катализаторе ИП-62 при 380—-450 °С выход изопентана за однократный пропуск сырья составил 50—55%; для повышения выхода целевого продукта процесс проводят с рециркуляцией непревращенного н-пентана, в итоге выход изопентана достигает 96—98% , т. е. близко к теоретическому.
- процесс демеркаптанизации фракции 180-240°С с использованием отечественного гетерогенного катализатора — фталоцианина кобальта на активированном угле. Впервые в стране установка демеркаптанизации бензинов переведена на отечественный катализатор.
Отечественный катализатор АКМ имеет повышенное содержание окиси кобальта, равное 4% мае. Некоторому усилению гидрирующих функций катализатора, особенно при необходимости переработки сырья с высоким содержанием азотистых соединений и полициклических ароматических углеводородов, способствовало введение в его состав окислов никеля . В результате появилась серия аллюмоникелькобальтмолибденовых катализаторов . При этом суммарное количество гидрирующих компонентов в катализаторе не возросло, а в некоторых образцах снизилось за счет окислов молибдена . При переходе с АКМ на АНКМ было отмечено увеличение степени очистки от азота, но глубина удаления серы не изменилась. При этом срок службы катализатора в процессе гидроочистки легкого газойля увеличился вдвое.
Кп - удельные капвложения на отечественный катализатор демеркаптанизации с учетом предпроизводственных затрат,руб/тн
с целью сопоставления выбран отечественный катализатор ИК-27-21, практически не обладающий порами с радиусами 10...30А. Экспериментальные измерения проведены на пилотной установке с катализатором, объем слоя которого 5 л. Концентрация H2S, SO2 в «хвостовом» газе, соответственно, 0,8 и 0,4 %? температура процесса 130°С, объемная скорость 800 ч"1. Результаты представлены на рис. 4.34.
Катализаторы дегидрирования алкенов С4—С5 условно можно разбить на две группы — окисные и фосфатные. Типичные представители первой группы — это катализаторы на основе окисей хрома и алюминия с добавкой окисей калия или магния, аналогичные описанным выше. Недостатком этих катализаторов является их неустойчивость к воздействию влаги или водяного пара, поэтому исключается возможность применения воды для снижения парциального давления углеводородов. К этой же группе катализаторов относятся контакты на основе окиси железа, разработанные фирмой Shell. Содержание Fe2O3 в этих катализаторах составляет от 20 до 70%. К числу других компонентов относятся окиси хрома, магния, калия и т. д. Окисные железные катализаторы не чувствительны к действию водяного пара, обеспечивают селективность по диену до 70— 80%. Отечественный катализатор К-16у до настоящего времени используется в промышленности для дегидрирования бутенов*. Однако наибольшее распространение получили катализаторы второй группы, состоящие из фосфатов металлов I, II и III групп. Один из первых катализаторов этого типа, предложенный фирмой Dow Chemical, представляет собой сложный фосфат кальция и никеля, состав которого приближенно выражается формулой Ca8Nie. Контакты фирмы Dow содержат также небольшие добавки Сг2О3. Окисные фосфатные катализаторы эксплуатируются в стационарном слое, при довольно частом чередовании циклов контактирования и регенерации. Дегидрирование ведут при разбавлении сырья водяным паром , при 600—650 °С. В этих условиях на промышленной установке конверсия бутенов составляет 35% при селективности 86—88% ; для изоамиленов соответствующие величины равны 47 и 75%. К данной группе относится и советский промышленный хром-кальций-фосфатный катализатор , применяемый для дегидрирования как бутенов, так и метилбутенов *.
Отечественный катализатор ИП-62 промотируется фтором. Температура процесса на этом катализаторе 350 — 450 °С. Катализатор ГК-15 позволяет снизить температуру процесса до 315— 340 °С.
В лаборатории катализаторов и адсорбентов ГНИ и ВНИПИ газопереработки были проведены исследования по разработке отечественного титаноксидного катализатора для получения серы методом Клауса. Результаты сравнения показали, что испытуемый титаноксидный отечественный катализатор по своим свойствам не уступает лучшим зарубежным аналогам типа CRS-31. По ряду свойств, в частности гидролизующей активности и прочности, отечественные катализаторы уступают.
Катализатором изомеризации служит отечественный катализатор ИП-82 с содержанием платины 0,45 ±0,03%, фтора 3,5 ±0,5% и сульфат-иона в пересчете на серу 0,3 ±0,15% мае.
Р=о,130 мпа, H2s=o',8%, SO2=6,4% ' с целью сопоставления выбран отечественный катализатор ИК-27-21, практически не обладающий порами с радиусами 10...30А. Экспериментальные измерения проведены на пилотной установке с катализатором, объем слоя которого 5 л. Концентрация H2S, SO2 в «хвостовом» газе, соответственно, 0,8 и 0,4 %? температура процесса 130°С, объемная скорость 800 ч"'. Результаты представлены на рис. 4.34.
На современных промышленных установках для изомеризации я-пентана и н-гексана используют обычно бифункциональный катализатор, содержащий платину или палладий на кислотном носителе . Несмотря на высокую изомеризу-ющую способность этих катализаторов приходится вести процесс при относительно высоких температурах ; при этом давление-равно 3—3,5 МПа, а объемная скорость подачи сырья составляет 1,5—2,0 ч"1. Отечественный катализатор ИП-62 содержит около 0,5% платины на оксиде алюминия; активирующим галогеном является фтор. Для повышения выхода целевого продукта процесс ведут с рециркуляцией непревращенного к-пентана. Выход изопентана за однократный пропуск сырья составляет 50—53%, а суммарный его выход равен 95— 98%, т. е. близок к теоретическому. Для подавления побочных реакций расщепления осуществляют циркуляцию водородсодержа-щего газа в объеме »900 м3 на 1 м3 сырья.
Для предотвращения использования не по назначению этилированные бензины окрашивают. Для удобства пользования разные марки бензинов окрашивают в различные цвета. В соответствии с ГОСТ 2084—67 отечественные автомобильные бензины должны иметь следующие цвета: А-66 — оранжевый, А-76 — зеленый, АИ-93 — синий и АИ-98 — желтый.
О том, сколько вводить в топливо низкокипящих фракций, необходимых для обеспечения пуска холодного двигателя, в литературе имеются противоречивые данные. Н. В. Брусянцев считает, что для обеспечения пуска карбюраторных двигателей в условиях зимы в средней полосе СССР при температуре воздуха до —20° С необходимо, чтобы температура перегонки 10% бензина была не выше 76—78° С. Д. М. Аронов в предложениях по новой спецификации на отечественные автомобильные бензины предусматривал снижение температуры перегонки 10% до 60° С для летних сортов бензинов и до 50° С для зимних сортов. По данным А. С; Ирисова , бензин А-72 с температурой перегонки 10% ниже 70° С должен обеспечить пуск холодного двигателя до —17° С, а бензин А-66 зимний с температурой перегонки 10% до 65° С — до —24° С.
Следует отметить, что эффективность антиобледенительных присадок в разных двигателях неодинакова. Оптимальная концентрация присадок в бензине должна подбираться с учетом различий конструктивных особенностей двигателей, поэтому зарубежный опыт использования присадок подобного типа может быть перенесен на отечественные автомобильные двигатели только после соответствующих
В настоящее время требованиями технических условий на отечественные автомобильные и авиационные бензины предусмотрено введение антиокислительных присадок. Однако, содержание введенной антиокислительной присадки в автомобильных бензинах контролируется только косвенно по увеличению длительности индукционного периода окисления. Для высокооктановых автомо-
Отечественные автомобильные бензины маркируются по октановому числу, определяемому моторным методом. При маркировке по исследователь-скомя методу, как это принято за рубежом, бензины А-72 и А-76 следовало бы маркировать соответственно А-76 и А-80.
центрация присадок в бензине должна подбираться с учетом различий конструктивных особенностей двигателей, поэтому зарубежный опыт использования присадок подобного типа может быть перенесен на отечественные автомобильные двигатели только после соответствующих испытаний.
Отечественные автомобильные бензины маркируются по октановому числу, определяемому моторным методом. При маркировке по исследовательскому методу, как это принято за рубежом, бензины А-72 и А-76 следовало бы маркировать соответственно А-76 и А-80.
г В предложениях НАМИ по новой спецификации на отечественные автомобильные бензины предусмотрено снижение температуры выкипания 10% до 60° для летних сортов бензинов и до 50° для зимних сортов. По данным А. С. Ирисова бензин А-72 с температурой выкипания 10% ниже 70° должен обеспечить пуск холодного двигателя до —17°, а бензин А-66 зимний до -24°.
Технические условия на отечественные автомобильные бензины допускают давление насыщенных паров до 500 мм рт. ст. для летних
Отечественные автомобильные бензины имеют конец кипения 205° и 195° , температура выкипания 90% соответственно равна 195° и 180°. Зимний бензин для районов Севера и Сибири имеет конец кипе* ния 190° и температуру выкипания 90% 175°. Окисленных никелевых. Окисленном состоянии. Окислительных превращениях. Окислительных процессов. Окислительным хлорированием.
Главная -> Словарь
|
|