Демонтаж бетона: rezkabetona.su

Главная -> Словарь

 

Переработки вакуумного


Гидрокрекинг является эффективным и исключительно гиб — ю- м каталитическим процессом, позволяющим комплексно решить проблему глубокой переработки вакуумных дистиллятов с получением широкого ассортимента моторных топлив в соответствии с современными требованиями и потребностями в тех или иных топ — ливах.

Из анализа приведенных в табл. 11.11 данных и сопоставлении их с данными табл. 11.10 можно констатировать, что по оснащенности вторичными процессами и, прежде всего углубляющими нефтепереработку, НПЗ страны значительно отстают от развитых стран мира. Так, суммарная доля углубляющих нефтепереработку процессов коксования, каталитического и гидрокрекинга в нефтепереработке бывшего СССР в 1987 г. составила всего 6,4 %, то есть в -10 раз ниже, чем на НПЗ США. Надо еще отметить, что более половины из установок прямой перегонки нефти не оснащены блоком вакуумной перегонки мазута. В составе отечественных НПЗ нет ни одного внедренного процесса по каталитической переработке гудронов в моторные топлива. Эксплуатируемые на двух НПЗ установки гидрокрекинга приспособлены лишь для переработки вакуумных газойлей.

В связи с широким развитием процессов вторичной переработки вакуумных газойлей ресурсы мазутов ограничиваются и возникают проблемы получения малосернистого котельного топлива из остатков вакуумной перегонки. Это может быть решено использованием „косвенного" метода снижения серы. Этот метод определяет необходимость широкого развития процессов гидрооблагораживания вакуумных дистиллятов для последующего компаундирования гидроочищенных газойлей с гудроном. Но возможности метода ограничены, так как содержание серы в топливе может быть достигнуто лишь до уровня 1,5-2,5%. Ресурсы вакуумного газойля малы, поэтому ведутся активные поиски технологии каталитического гидрооблагораживания гудронов.

Каталитический крекинг — процесс деструктивной переработки вакуумных дистиллятов в моторное топливо. Одним из продуктов каталитического крекинга является бензиновая фракция с к. к.= 195 °С, которая может применяться как базовый компонент автомобильного бензина и в среднем имеет следующие характеристики: плотность р^° = 0,72 -=• 0,77; массовая доля серы 0,01—0,2%; октановое число 87—95 в чистом виде, 78-85 . Углеводородный состав , %: ароматические 25—40, непредельные 15-30, нафтеновые 2-10, парафиновые 35-60. В зависимости от качества сырья и типа установки выходбензинакаталити-ческого крекинга изменяется от 35 до 48%. Таким образом, каталитический

технологические схемы переработки в целом одинаковы, кроме части, касающейся переработки вакуумных остатков;

Этот реакторный блок предназначен для переработки вакуумных дистиллятов сернистых нефтей и получения высокооктанового бензина АИ-93, пропан-пропиленовой и бутан-бутиленовой фракций , сырья для производства технического углерода и игольчатого кокса, углеводородного газа. Мощность блока 2,0 млн. т/год по перерабатываемому сырью.

ку около половины эксплуатируемых ныне установок первичной переработки нефти не оборудованы вакуумными блоками, потенциальных ресурсов сырья по стране в целом на ближайшую перспективу вполне достаточно для обеспечения потребности установок переработки вакуумных газойлей, однако для тех НПЗ, где строятся или намечается строительство новых высокопроизводительных каталитических комплексов по глубокой переработке нефти типа Г-43-107, проблема с ресурсами вакуумных газойлей будет достаточно актуальной.

В мировой практике при ГПЗ исключительно широкое распространение получили схемы с вакуумной перегонкой мазута на вакуумный газойль и гудрон и с последующей раздельной их переработкой при оптимальных для каждого вида сырья условиях. Количество трудноперерабатываемого тяжелого нефтяного остатка - гудрона при этом составляет примерно вдвое меньше по сравнению с мазутом. Технология переработки вакуумных газойлей в нефтепереработке давно освоена и не представляет значительных технических трудностей.

Для переработки вакуумных остатков, а также сырья с широкими интервалами кипения разработаны процессы с кипящим слоем катализатора . Основное назначение этих процессов — получение средних дистиллятных фракций.

К числу высокотоннажных процессов переработки остатков относится вариант высокотемпературного крекинга вакуумных гудронов . Процесс этот разрабатывался в Японии применительно к сырой нефти как исходному сырью, а теперь модификацию его используют для переработки вакуумных гудронов. Если при высокотемпературном крекинге сырой нефти целевыми продуктами процесса были ацетилен и низшие олефины , то при переработке тяжелых нефтяных остатков предусматривается, что основным продуктом будет крекинг-газойль, используемый,

На рис. XXIV-10 представлена конструкция усовершенствованного реактора установки каталитического крекинга Г43-107, предназначенной для переработки вакуумных дистиллятов производительностью 2,0 млн. т/год. Реактор представляет собой вертикальный цилиндрический аппарат переменного сечения. Регенерированный катализатор из регенератора при температуре 650 — 700 °С поступает по напорному стояку в нижнюю часть лифт-реактора, где контактирует с каплями сырья, образовавшимися при прохождении сопла 9. В результате теплообмена катализатор частично охлаждается до температуры 500 — 510 °С, а выделившееся тепло расходуется на нагрев и испарение сырья. При этом начинаются реакции каталитического крекинга с отложением кокса на частицах катализатора. Образовавшийся парогазовый поток транспортирует катализатор вверх по стволу лифт-реактора. Внутренний диаметр лифт-реактора и длину реакционной части определяют исходя из заданной производительности установки по сырью и условий проведения процесса. Отношение длины реакционной части лифт-реактора к его диаметру обычно составляет 71,0.

3) переработки вакуумного газойля Г —43—107 производительностью 2 млн. т/год;

ноперерабатывае — мого тяжелого нефтяного остатка — гудрона — при этом составляет примерно вдвое меньше, по сравнению с мазутом. Технология химической переработки вакуумного газойля в нефтепереработке давно освоена и не представляет значитель —

В отечественной и зарубежной нефтепереработке наибольшее рас — пространение имеет вариант переработки вакуумного газойля по схеме рис. 11.2,а, позволяющий получить из сырья значительно больше высокоок — тановых компонентов автобензинов, по сравнению с остальными вариантами. Принятый за основу в модели КТ— 1у и КТ — 2 вариант по схеме рис. 11.2,6, где гидроочистка вакуумного газойля заменена на легкий гидрокрекинг, поз — воляет несколько увеличить выход ди —

зе льного топлива и уменьшить нагрузку на каталитический крекиг. Вариант переработки вакуумного газойля по схеме рис. 11.2,в требует повышенных капитальных затрат, однако обладает таким важным достоинством, как высокая технологическая гибкость в отношении регулирования сооношения дизельное топливо:бензин:реактивное топливо. Кроме того, дизельное и реактивное топлива при гидрокрекинге получаются более высокого качества, особенно по низко — тб мпературным свойствам, что позволяет использовать их для про — икводства зимних и арктических сортов этих топлив. Вариант 11.2,г текже находит применение на НПЗ, когда требуется обеспечить вс евозрастающие потребности электродной промышленности и электрометаллургии в высококачественных малозольных игольчатых коксах, хотя газы и жидкие дистилляты термодеструктивных п))) юцессов значительно уступают по качеству аналогичным продук — тем каталитических процессов.

Сравнительная характеристика схем переработки вакуумного газойля

широкопористом катализаторе. При выборе катализатора необходимо учитывать также то, что применение широкопористых катализаторов, обладающих низкой насыпной массой, позволяет уменьшить загрузку катализатора в единице объема реакционной зоны. Так, если принять объем реакционной зоны равным 100 м:', загрузка крупнопористого катализатора составит 59,4 т по сравнению с 84,5 т для тонкопористого образца № 3. Подсчет производительности показывает, что в случае переработки вакуумного дистиллята с получением максимального количества автобеизипа применение тонкопористого катализатора позволяет увеличить производительность по сырью ла 42,3 % по сравнению с катализатором крупнопористым. Производительность установки при этом увеличивается в два раза, а по дизельному топливу — на 9,5 "о.

Рассматриваемые процессы различаются гибкостью в отношении сырья и продуктов. Гибкость ККФ и ГК относительно сырья примерно одинакова. На установках, запроектированных для переработки вакуумного газойля, можно перерабатывать и другие виды сырья, изменив производительность установок. Возможность изменения состава продуктов предусматривают" в проектах соответствующих установок.

Таблица -VI.29. Материальный баланс НПЗ с различным составом процессов переработки вакуумного газойля и гудрона

С созданием процессов пиролиза вакуумного газойля, деасфальтизатов и даже сырой нефти пиролиз можно рассматривать как альтернативу каталитическому крекингу и другим деструктивным процессам, обеспечивающим углубление переработки нефти. Например, был рассчитан материальный баланс для четырех НПЗ химического профиля, различающихся по составу деструктивных процессов переработки вакуумного газойля и гудрона . В схемах I и II вакуумный газойль поступает на каталистический крекинг, в схеме III после предварительной гидроочистки направляется на пиролиз, а

Реакторный блок установки предназначается для переработки вакуумного дистиллята с целью получения высокооктанового бензина. Вторым режимом работы блока является высокотемпературный вариант с выходом олефин-

Для переработки вакуумного дистиллята с к.к. 540 и 580 "С и большим содержанием смолистых, азотистых и металлсодержащих соединений институтом ВНИИ НП предложен процесс двухступенчатого гидрокрекинга: 1 - предварительная гидродеметаллизация на катализаторе с большим объемом пор и низким содержанием молибдена , 2 - гидрокрекинг на катализаторе гидрооблагораживания , 3 - гидрокрекинг на катализаторе ГК-8 .

 

Последовательно расположенных. Последовательно включенных. Последующей циклизацией. Последующей доочисткой. Последующей изомеризацией.

 

Главная -> Словарь



Яндекс.Метрика