|
Главная -> Словарь
Процессов деасфальтизации
с помощью водяного пара. Изученные катализаторы сильно различаются по стабильности. Так, родий на кислотных носителях, например на А12О3—SIO2, очень быстро теряет свою начальную активность в реакции деалкилирования толуола. Причиной этого, по мнению автора , является сильная адсорбция полиядерных аренов, образующихся на кислых центрах алюмосиликата. При этом, по-видимому, происходит блокирование активных центров металла адсорбированными на прилегающих участках носителя молекулами аренов. На оксидах основного характера адсорбция конденсированных аренов значительно слабее. Наибольшей стабильностью среди изученных катализаторов обладает Rh/СгаОз, он может быть рекомендован для промышленных процессов деалкилирования толуола.
Недостаточная активность железного плавающего катализатора побудила испытать для процессов деалкилирования высших фенолов более активные стационарные катализаторы. Это направление в настоящее время привлекает наибольшее внимание. При использовании таких катализаторов давление и температуру понижали до таких пределов, чтобы не восстанавливался целевой продукт — фенол. Так, например, при гидрировании смолы, рбразующейся при синтезе фенола кумольным методом, в составе которой содержится 2--2-фенилпропан, на катализаторе WS2 + NiS на А1203 для сохранения образующегося фенола 125 температуру понижали до 275 °С, а давление до 50 кгс/см2.
Большие масштабы потребления бензола и нафталина наряду с наличием избыточных количеств толуола и метилнафталинов обусловили практическое значение процессов деалкилирования ароматических углеводородов. В настоящее время этим путем получают значительное количество бензола и нафталина.
Для производства нафталина используют ароматизованиые фракции , выделенные из дистиллятов каталитического риформинга, крекинга, пиролиза и каменноугольной смолы. Предпочтительно применение сырья с минимальным содержанием неароматических углеводородов. Концентрацию бициклических углеводородов и газойле каталитического крекинга повышают с помощью экстракции фурфуролом, пиридином и другими растворителями. Схемы гидродеалкилирования алкилнафталинов аналогичны схемам процессов деалкилирования толуола. Наряду с нафталином, который выделяют кристаллизацией или ректификацией, получают бензиновые фракции с высоким содержанием бензола. В промышленной практике нафталин получают с помощью каталитических процессов «Хайдил» , «Юнидак» и термических процессов фирм Monsanto Cemical Co и Sun Oil Co.
Интенсивность пика С для образца, полученного в Вб с РКВП почти пропадает по сравнению с исходным сырьем, что говорит об активном протекании процессов деалкилирования и разрыве метиленовых цепей, соединяющих базовые плоскости надмолекулярных структур.
с полученными из немодифицированного крекинг-остатка, так как двойные связи крекинг-остатка способствуют образованию дополнительных межмолекулярных ковалентных связей, упрочняя углеродный трехмерный каркас. На пористую структуру существенного влияния наличие серы не оказывает, так как поры формируются вначале за счет процессов деалкилирования кислого гудрона при температурах 400-500 °С, затем — за счет выгорания неупорядоченного, не сшитого углеродного материала. Суммарное содержание гетероа-томов у углеродных адсорбентов из серасодержащего фураноформолита повышается, но не столь значительно. Видимо, при термохимических превращениях определенная часть серы, находящаяся в нестабильных фрагментах молекулы, удаляется. Необходимо отметить, что в общей сумме гетероатомов значительную долю составляют кислородные атомы, которые образуются в процессе термоокислительных превращений углеродного материала, происходящих при активировании.
Табл. 22 содержит удельные веса фракций, получаемых из продуктов крекинга в различных условиях образцов балаханского топлива прямой гонки. Фракции исходного балаханского топлива прямой гонки состояли, главным образом, из нафтенов, не растворяющихся в серной кислоте. Удельные веса фракций постоянно и упорно повышаются по мере увеличения времени их крекинга в результате происходящих при этом процессов деалкилирования и дегидрогенизации нафтенов. При самых жестких условиях крекинга фракции целиком ароматизованы и состоят, главным образом, из различных кристаллических производных антрацена и других полициклических ароматических углеводородов.
Недостаточная активность железного плавающего катализатора побудила испытать для процессов деалкилирования высших фенолов более активные стационарные катализаторы. Это направление в настоящее время привлекает наибольшее внимание. При использовании таких катализаторов давление и температуру понижали до таких пределов, чтобы не восстанавливался целевой продукт — фенол. Так, например, при гидрировании смолы, образующейся при синтезе фенола кумольным методом, в составе которой содержится 2--2-фенилпропан, на катализаторе WS2 + NiS; на А1203 для сохранения образующегося фенола 125 температуру понижали до 275 СС, а давление до 50 кгс/см2.
ассоциацию. Данные по термическим превращениям асфальтенов Свидетельствуют о том, что заметное повышение степени ароматичности коксовых остатков не сопровождается увеличением среднего диаметра пачки . Отсюда было высказано предположение, что нафтеновые кольца не участвуют в формировании периконденсированных систем .совместно с ароматическими ядрами, а образуют изолированные алициклические структуры примерно аналогичного строения и размеров . Однако такой тип строения асфальтенов противоречил выводам, сделанным теми же ^авторами, исходя из электронно-микроскопических исследований. По-видимому, постоянство значений La при термических превращениях определяется тем, что протекание процессов деалкилирования и дегидрирования приводит ^увеличению степени ароматичности полициклических нафтено-ароматических структур. При этом их средний диаметр изменяется незначительно.
. В США опубликованы описания пяти процессов деалкилирования моноциклических ароматических .углеводородов. В трех из этих процессов применяется катализатор , а два других осуществляются без катализатора. Большинство зарубежных установок деалкилирования беязотга работает с применением катализатора.
В Советском Союзе научно-исследовательские и проектные институты на протяжении последних лет занимались разработкой процессов деалкилирования; однако в ближайшие несколько лет вряд ли эти процессы найдут широкое промышленное применение.
Растворители процессов деасфальтизации должны:
Традиционным сырьем процессов деасфальтизации является остаток вакуумной перегонки нефтей — гудрон. Свойства гудронов ряда "маслянистых" нефтей приведены в табл. 6.3.
Наиболее распространенный прием углубления переработки нефти — это вакуумная перегонка мазута и раздельная переработка вакуумного газойля и гудрона. Получающийся гудрон, особенно в процессе глубоковакуумной пе — регонки, непосредственно не может быть использован как котельное топливо из — за высокой вязкости. Для получения товарного котельного топлива из таких гудронов без их переработки требуется большой расход дистиллятных разбавителей, что сводит практически на нет достигнутое вакуумной перегонкой углубление переработки нефти. Наиболее простой способ неглубокой переработки — это висбрекинг с целью снижения вязкости, разбавителя на 20 — 25 % масс., а также соответственно общее количество котельного топлива. Обычно сырьем для висбрекинга является гудрон, но возможна и переработка тяжелых нефтей, мазутов, даже асфальтов процессов деасфальтизации. Висбрекинг проводят при менее жестких условиях, чем термокрекинг, вследствие того, что, во —первых, перерабатывают более тяжелое, следовательно, легче крекируемое сырье; во —вторых, допускаемая глубина крекинга ограничивается началом коксообразования .
В качестве сырья в процессе каталитического крекинга в течение многих десятилетий традиционно использовали вакуумный дистиллят широкого фракционного состава . В ряде случаев в сырье крекинга вовлекаются газойлевые фракции термодеструктивных процессов, гидрокрекинга, рафинаты процессов деасфальтизации мазутов и гудронов, полупродукты масля — ного производства и др.
При применении процесса пропановой депарафинизации к переработке остаточных продуктов можно создать комбинированные установки, на которых в растворе пропана будет проводиться полная переработка масляного сырья до получения целевого масла с включением процессов деасфальтизации, очистки растворителями, депарафинизации и доочистки адсорбентом.
Схемы и режимы процессов деасфальтизации....... 41
Схемы и режимы процессов деасфальтизации
В 1945 и 1947 гг. В. С. Гутырей, В. Я. Масумян, С. М. Лисовской и Д. П. Бух изданы дне монографии справочного характера — «Нефти Азербайджана» и «Кривые разгопок бакинских нефтей», которые в течение многих лет были основным пособием для работников нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, а также специалистов проектных и конструкторских организаций. Фактический материал этих монографий давал полное гфодотавлонпе о качестве получаемых индивидуальных нефтей, прогнозе изменения качества сортовых нефтей в зависимости от перегруппировки пластов и горизонтов и рекомендовался для выбора наиболее эффективного пути переработки нефти и расчета нефтепродуктов. Монографии использовались также при выборе и обосновании научно-исследовательской тематики и путей интенсификации нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. В них дан;1 технологическая оценка нефтей Ашнеронского полуострова, их сырьевой перспективности для получения тех или иных нефтепродуктов. В частности, показано, что все нефти верхнего отдела продуктивной толщи дают высококачественные бензины и лигроины. Смолистые и сильно смолистые беспарафиповые нефти нижнего отдела, кроме сураханской масляной, могут служить сырьем для получения среднеоктановых керосинов. Нефти Калинского месторождения, карачухурские сортовые, балахано-са-бунчино-ромапипскпе и сураханские верхнего отдела являются источником высококачественного дизельного топлива. В качестве сырья для получения масел без применения сложных процессов деасфальтизации и денарафюш-
Из этих данных следует, что вовлечение в переработку на авиационные масла указанных нефтей невозможно при сохранении технологии производства, рассчитанной исключительн j на малосмолистую и парафиновую нефть. Исходя из этого, Институтом нефтехимических процессов Академии наук Азер байджана были исследованы возможности вовлечения этого сырья при условии внедрения дополнительных процессов— деасфальтизации, селективной и адсорбционной очистки.
Большое влияние на экономические показатели процесса деасфальтизации оказывает выбор композиции растворителя. Есть «ведения о разработке процессов деасфальтизации с использованием смеси растворителей , позволяющих выходить за пределы узкого интервала рабочих условий, диктуемых применением индивидуального растворителя. Улучшить технико-экономические показатели деасфальтизации остаточного сырья можно в результате реконструкции установок , их укрупнения, использования комбинированного процесса, сочетающего на одной установке деаефальти-зацию и селективную очистку и др.
Второй путь увеличения срока службы катализаторов ГК остатков в стационарном слое заключается в предварительном облагораживании сырья посредством деасфалътизации растворителем, термической или гидрогенизационной обработки. Оптимальную комбинацию этих процессов в каждом случае определяют на основании детальных ' технико-экономических расчетов. В современной нефтеперерабатывающей промышленности наиболее широко используется сочетание ГК с предварительной деасфальтизацией остатков растворителем. Значительные усилия исследователей направлены на совершенствование процессов деасфальтизации и последующей переработки деасфальтизата и асфальтита. Для утилизации последнего помимо традиционных способов ФИН предложен новый способ — ГК асфальтита на гомогенном катализаторе, с помощью которого достигается высокая степень деметаллизации и конверсии асфальтенов. Протекают одновременно. Протекают вторичные. Противоизносными свойствами. Противопожарного водопровода. Противоречивые результаты.
Главная -> Словарь
|
|