|
Главная -> Словарь
Производства дизельного
Некоторые тенденции производства дизельных топлив. V ировое производство дизельных топлив в 1985 г. составило около 7.SO млн. т/год.
По объему производства дизельных топлив бывший СССР занимал первое место в мире. По качеству отечественные дизельные топлива соответствуют лучшим зарубежным образцам.
Увеличений производства дизельных топлив при заданном объеме переработки нефти может быть достигнуто прежде всего путем более широкого использования газойлей вторичного происхождения, в частности, легкого газойля каталитического крекинга. Однако при использовании на установках ККФ современных цеолитсодержащих катализаторов выход и цета-новое число крекинг-газойля крайне невелики . Для улучшения этих показателей необходимо значительно снизить жесткость режима процесса и использовать сравнительно малоактивные катализаторы. Наряду с разработкой новых специальных катализаторов, характеризующихся низкими скоростями реакций с переносом водорода и обеспечивающих получение газойля со сравнительно невысоким содержанием ароматических соединений , в США рассматривается также возможность перехода с современных цеолитсодержащих катализаторов обратно на малоактивные аморфные катализаторы 50—60-х годов. Значительного повышения це-танового числа крекинг-газойля можно достигнуть путем его гидроочистки в жестких условиях . Однако часто этот процесс сопряжен с очень высоким расходом водорода и чрезмерно большими эксплуатационными расходами. В этом.случае экономичнее может оказаться экстрактивное удаление ароматических соединений или применение присадок, повышающих це-тановое число.
В книге дана характеристика современного состояния производства дизельных топлив, рассмотрено влияние процессов смоло- и осадкообразования на ухудшение эксплуатационных свойств топлив, изложены экспериментальные данные по изучению кинетики инициированного окисления и автоокисления на начальных и глубоких стадиях процесса. Приведены кинетические характеристики окисляемо-сти дизельных топлив, контактирующих с конструкционными материалами. Дана оценка эффективности ингибиторов фенольного и амин-ного типа при стабилизации дизельных топлив. Обсуждаются способы стабилизации дизельных топлив, уделено внимание экспериментальным методам исследования качества дизельных топлив.
7. Конь Я. М., Митусова Т. Н. Расширение ресурсов производства дизельных топлив за рубежом // Химия и технология топлив и масел. - 1986 . - Mb 6. - С. 39-42.
8.3. Некоторые тенденции производства дизельных топлив.................. 210
8.3. Некоторые тенденции производства дизельных топлив
По объему производства дизельных топлив СССР занимает первое место в мире. По качеству отечественные дизельные топлива соответствуют лучшим зарубежным образцам.
Основной тенденцией в производстве дизельных топлив на сегодняшний день является ужесточение требований к содержанию в них ароматических углеводородов. На мировом рынке содержание ароматических углеводородов в дизельных топливах ограничивается на уровне не более 5-10 %. В России предусматривается выпуск марок дизельного топлива ДЛЭЧ-В и ДЗЭЧ , в которых содержание АУ ограничивается на уровне 20 и 10 %, соответственно. Такие требования делают актуальной задачу поиска и разработки эффективных и экономически оправданных технологий производства дизельных топлив с низким содержанием АУ.
Появление новых форсированных, термически напряженных двигателей с воспламенением от сжатия требует введения новых технологических приемов производства дизельных топлив и, наоборот, увеличение ресурсов высококачественных топлив явится базой для дальнейшего технического совершенствования и расширения парка этих двигателей. Поэтому решение этих вопросов не может быть односторонним' и должно осуществляться в тесном содружестве работников нефтяной и машино-_ецхштельной промышленности.
Первый и основной способ.— очистка топлив серной кислотой. Преимущество этого способа состоит в его простоте. Аппаратура и технологические приемы сернокислотной очистки нефтепродуктов широко освоены. Однако в практике производства дизельных топлив этот способ очистки от сернистых соединений широкого применения не получил из-за недостаточной его эффективности. Для понижения содержания серы в топливе с 1,0 до 0,2% потребуется расход серной кислоты не менее 20—25% от количества топлива. При расходе серной кислоты 10—14% содержание серы в топливе можно понизить до 0,5—0,6%.
В США к 1993 г. введено более жесткое ограничение на содержание серы в дизельных топливах, которое составляет 0,05 % вместо 0,25 % по ранее действующим нормативам. Агентством по охране окружающей среды США обсуждаются предложения по существенному снижению содержания в них также ароматических углеводородов . Введение новых экологических норм повлечет за собой дальнейшее усложнение технологии и соответственно повышение себестоимости производства дизельного топ — липа.
Нефти всех месторождений — цепное, сырье для производства дизельного топлива марки ДС. Дистилляты в температурных пределах 200—350 °С имеют хорошие низкотемпературные свойства, низкое содержание серы и высокую моторную характеристику. Парафино-пафтеновый характер дистиллятпой части основной массы нефтей обусловливает высокие цетановые числа дизельных топлив . Цетановые числа дистиллятов из нефтей башкирского и турнейского ярусов ниже .
Высвободившееся количество гудрона следует использовать для производства дизельного масла. Для облегчения расслоения рафината от экстракта селективная очистка деасфальтизата должна производиться в смеси с вязким дистиллятом , из этой же нефти.
Стремлением к максимально рациональному использованию нефти обусловлена тенденция к дизелизации автопарка США . Доля дизельных автомобилей в общем объеме продаж новых автомашин повысилась в 1985 г. до . 27% против 4% в 1980 г. Вызванное этим увеличение производства дизельного топлива может быть достигнуто за счет расширения его фракционного состава . Это стало воз-можным благодаря использованию специальных присадок и созданию новых процессов мягкого селективного гидрокрекинга. Предполагается также, что с увеличением потребления дизельного топлива при одновременном сокраще-
Результаты испытаний позволили рекомендовать катализатор ТК-908 для производства дизельного топлива класса 1 из малосернистого сырья. Эксплуатация этого катализатора в течение двух лет подтвердила его высокую стабильность. Содержание ароматических углеводородов в продукте не превышало 5% при содержании их в сырье 17-19%. Предварительная обработка сырья на высокоактивном NiMo-катализаторе ТК-525 способствовала удалению би- и трициклических соединений.
В США к 1993 г. намечено ввести более жесткое ограничение на содержание серы в дизельных топливах, которое составит 0,05% вместо 0,25% по ныне действующим нормативам. Агентством по охране окружающей среды США обсуждаются предложения пр существенному снижению содержания в них также ароматических углеводородов . Введение новых экологических норм повлечет за собой дальнейшее усложнение технологии и соответственно повышение себестоимости производства дизельного топлива.
Таким образом, расчет весьма прост, но есть еще некоторые моменты, о которых следует упомянуть. Зимой требуемая величина ДПР обычно выше, чем летом, поэтому количество произведенного бензина также оказывается выше. Действительно, чем выше требуемая величина ДПР, тем больше бутана можно добавить, и тем больше объем бензина, полученный в итоге. К сожалению, однако, на большинстве рынков сбыта, кроме некоторых районов типа Майами Бич, потребности в бензине зимой как раз ниже, чем летом. Тем не менее дополнительные возможности по производству бензина обеспечивают некоторую гибкость в плане производства дизельного топлива.
Существуют многочисленные модификации установок гидрокрекинга. В зависимости от сырья и продуктов, которые необходимо получить, используются одноступенчатые и двухступенчатые процессы с неподвижным слоем катализатора, системы с движущимися и суспендированными катализаторами. Одноступенчатый вариант применяется для максимального производства дизельного топлива, двухступенчатый — при получении более легких продуктов.
Для производства дизельного топлива наряду спря-могонными фракциями привлекаются вторичные продукты от термических и каталитических процессов. Во избежание больших удельных тепловыделений и для снижения коксоотложения в теплообменной и нагревательной аппаратуре вторичные продукты подвергают гидроочистке, как правило в смеси с прямогонньтми дистиллятами при несколько сниженной удельной объемной скорости подачи сырья.
Двухступенчатый процесс гидрокрекинга также при* меним для производства дизельного топлива. С этой целью с установки выводят продукт, выкипающий выше конца кипения бензина. Выход дизельного топлива в зависимости от вида сырья и условий процесса может изменяться от 30 до 85 вес. % . Конец кипения дизельного топлива иногда ограничивают температурой 300—330° С, чтобы получить продукт, удовлетворяющий требованиям на зимний сорт топлива с температурой застывания от —30 до —35° С . При производстве более тяжелых топлив с к. к. до 345° С температура застывания их —18° С, а цетановое число равно 50—60. При получении дизельного топлива в процессе двухступенчатого гидрокрекинга прямогонного вакуумного дистиллята по методу ВНИИ НП цетановое число дизельного топлива составляет не менее 50 .
При улучшении за последние годы структуры и качества моторных топлив по состоянию на 2001 год все еще сохраняется выпуск этилированных бензинов - 2,4%, дизельного топлива с содержанием серы выше 0,2% - 13,6%, весьма низкая доля производства дизельного топлива, отвечающего современным западным стандартам с содержанием серы до 0,035% - 7,1%. Вместе с тем растущие потребности российского и внешнего рынков обусловили рост производства прямо-гонного бензина, бензола, толуола, кокса, смазочных масел. Значительное технологическое отставание российской нефтепереработки не позволяет в полной мере производить и экспортировать Подвергаются превращениям. Подвергаются термической. Подвергают частичной. Подвергают дополнительному. Подвергают испытаниям.
Главная -> Словарь
|
|