|
Главная -> Словарь
Производстве автомобильных
В 1945 г. в Баку была издана книга Ю. Г. Мамедалиева «Реакция алкилирования в производстве авиационных топлив», в которой приведены результаты важных, интересных и во многом оригинальных исследований автора.
50. Мамедалиев Ю. Г., Реакция алкилирования в производстве авиационных топлив, Азнефтеиздат, 1945.
37. Ю. Г. М а м е д а л и е в. Реакции алкилирования в производстве авиационных топлив, 1945.
Тетраэтилсвинец более распространен, чем тетраметил-свинец. Последний более эффективен при применении в высокоароматизированных, высокооктановых бензинах, но не может использоваться при производстве авиационных бензинов, так как не обеспечивает необходимый уровень сортности на богатой смеси. В России производится только тетраэтилсвинец.
Наиболее важным исходным сырьем для промышленного алкилирова-ния являются изобутан и к-бутеп. Изопентан также может легко алкилиро-ваться, однако он сам по себе широко применяется в производстве авиационных бензинов в качестве компонента, обеспечивающего определенное давление насыщенного пара.
Смеси изомеров ксилола используются как растворители и в качестве высокооктанового компонента при производстве авиационных бензи^ нов .
жения октанового числа — оно остается достаточно высоким для автомобильных бензинов. Возможно также извлечение амиленовых и пентановых фракций из бензинов первой ступени процесса. При производстве авиационных бензинов этого допускать нельзя, но при производстве автомобильных бензинов в сочетании с развернутым химическим производством такое мероприятие вполне рационально. Оно может значительно увеличить ресурсы толуола, этилбензола и особенно изомеров ксилола, а также получение амиленов и изопентана.
109. Мамедалиев Ю. Г. Реакция алкилирования в производстве авиационных топлив. Азнефтеиздат, 1945.
Характеристика нефтей может быть выражена через количество содержащихся в них газа, бензина, лигроина, керосина, газойля и остатка. Пределы изменения содержания этих фракций в ряде типичных нефтей США указаны в табл. 6. Однако в большинстве случаев эти природные или прямогонные фракции не пригодны для непосредственной реализации . Бутан обычно разделяют фракционированием на изомеры: н- и изобутан; часть к-бутана часто подвергают изомеризации. Прямогонные бензин и лигроин имеют слитком низкое октановое число для использования в современных бензинах, хотя еще недавно прямогонные компоненты представляли значительную ценность в производстве авиационных бензинов. Керосин должен быть подвергнут очистке для удаления ароматических компонентов и сернистых соединений. Газойль также необходимо подвергнуть обес-сериванию. И, что важнее всего, относительное содержание этих фракций в нефти практически никогда не соответствует нужному для удовлетворения требований рынка.
в производстве авиационных топлив. Азнефтеиздат, 1945.
1. Мамедалиев Ю. Г. Реакция алкилирования в производстве авиационных тошшв. Азерб. Нефтеиздат, 1945.
Огшанол В не вулканизируется. Если, однако, добавить к изобутену около 2% вес. диенов, как, например, изопрена или бутадиена, то в результате полимеризации при •—80° в присутствии хлористого алюминия получают легко вулканизируемый сополимер , производимый в настоящее время в очень больших количествах вследствие его некоторых исключительно ценных свойств. Он приблизительно в 10 раз менее проницаем для воздуха, чем натуральный каучук, исключительно устойчив против действия озона и значительно менее подвержен старению. Широчайшее применение он находит в производстве автомобильных камер .
Необходимо отметить, что присутствие в сырье каталитического крекинга бензиновых фракций, выкипающих до 200, как правило, недопустимо. В условиях каталитического крекинга бензиновые •фракции прямой гонки трудно крекируются; при попадании их в малоизмененном виде в крекинг-бензин снижается его октановое число, т. е. детонационная стойкость. Особенно важно иметь это в виду при производстве автомобильных бензинов.
Для повышения антидетонационных свойств авиабензина к нему обычно после смешения с высокооктановыми компонентами добавляют антидетонатор. Антидетонаторами называют вещества, при добавлении которых к бензинам в небольшом количестве резко повышаются их октановое число и сортность, причем остальные физико-химические свойства топлива практически остаются без изменения. В качестве антидетонаторов было предложено большое количество различных веществ — углеводородов, аминов, металлорганических соединений. Наибольший антидетонационный эффект получается при добавке тетраэтил-свинца РЬ 4, который широко применяется в производстве автомобильных и авиационных бензинов. В авиационных бензинах содержание тетраэтилсвинца допускается в пределах от 2,5 до 3,3 г в 1 кг бензина, при этом октановое число бензина повышается на 10—16 пунктов. Степень повышения октанового числа бензина при добавлении тетраэтилсвинца, обычно называемая приемистостью, зависит от химического состава бензина и содержания в нем серы. Повышенное содержание ароматических углеводородов и серы снижает приемистость бензина к тетраэтилсвинцу.
Резиновая промышленность . Бензины-растворители используются в резиновой промышленности при производстве автомобильных покрышек для увлажнения сгибающихся и трущихся поверхностей с тем, чтобы обеспечить лучшее сцепление между отдельными частями покрышки. Кроме того, бензины-растворители также широко употребляются для приготовления резиновых клеев, используемых при изготовлении прорезиненной одежды, грелок, купальных шапочек, перчаток, галош и резиновых игрушек. Эти клеи, представляющие собой растворы резины, раньше приготовлялись на бензоле, но теперь, однако, предпочитают бензин вследствие его меньшей токсичности.
Добавка 30—50% сажи в каучук при производстве автомобильных шин повышает их прочность в 2—3 раза .
На сегодня МТБЭ в России является продуктом, вырабатываемым на ряде нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях по ТУ 38.103704-90. Он широко применяется в качестве высокооктанового компонента при производстве автомобильных бензинов .
В производстве автомобильных бензинов наблюдается постоянная тенденция к повышению их октанового числа, так как использование высокооктановых бензинов позволяет без увеличения габаритов повысить мощность карбюраторных двигателей с одновременным снижением удельного расхода топлива. К 1980 г. основные сорта автобензинов должны будут иметь октановое число порядка 93—• 95 и потребность в них возрастет в 1,5 раза. Наряду с этим по соображениям охраны окружающей среды резко сокращается производство этилированных бензинов или значительно уменьшается содержание в них тетраалкилсвинца, что вызвано не только выбросом в атмосферу токсичных соединений углерода, серы и азота в составе выхлопных газов, но и отравляющим воздействием продуктов разложения тетраалкилсвинца на катализаторы дожигания выхлопных газов двигателей. В этой связи особенно целесообразно увеличение содержания высокооктановых изопарафиновых компонентов в автобензине, которые, имея высокое октановое число по исследовательскому методу , обладают низкой чувствительностью. Продукты сгорания изопарафинов содержат небольшие количества токсичных веществ.
Можно предположить, что при сохранении роли карбюраторных двигателей и увеличении потребности для них бензинов с высокими октановыми характеристиками каталитический риформинг сохранит свое значение и в дальнейшем. Он несмотря на повышение цен на нефть и нефтепродукты сможет играть роль своеобразного регулятора при производстве автомобильных бензинов: при большей потребности в обычных бензинах на установках каталитического риформинга будет осуществляться мягкий режим с наибольшим выходом катализата; при увеличении потребности в более качественных бензинах — более жесткий режим, который при сравнительно меньшем выходе обеспечивает получение катализа-га с более высоким октайовым числом.
Некоторые отмеченные выше особенности эфиров и прежде всего малый температурный коэффициент вязкости и низкая температура застывания делают их чрезвычайно ценными компонентами компаундированных масел. Г. И. Фукс показал , что. смешивая высоковязкие масла с маловязкими, имеющими низкую температуру застывания, можно получить смеси с исключительно благоприятными вязкостно-температурными свойствами и низкой температурой застывания. Этот принцип широко использовали в производстве автомобильных и других масел путем смешения эфиров триметилолэтана с высоковязкими синтетическими мас--
Антидетонаторы. История применения присадок к нефтепродуктам началась именно с антидетонаторов: эти присадки используют в промышленных масштабах уже более 50 лет. Антидетонаторы добавляют к бензинам для повышения их детонационной стойкости . Наиболее эффективные антидетонаторы найдены среди металлорганических соединений. В промышленности при производстве автомобильных и авиационных бензинов используют органическое 'производное свинца — тетраэтилсвинец.
При работе двигателя на этилированном бензине в камере сгорания образуется оксид свинца, имеющий высокую температуру плавления . Накопление оксида свинца на электродах свечей зажигания, днищах поршней и стенках камеры сгорания отрицательно влияет на работу двигателя, значительно сокращая его ресурс. Для предотвращения отложения оксида свинца в камере сгорания ТЭС применяют в виде этиловой жидкости, в состав которой входят органические соединения брома . Эти соединения при взаимодействии в камере сгорания с оксидом свинца образуют бромид свинца, имеющий более низкую температуру плавления, который выносится из камеры сгорания вместе с отработавшими газами. В зависимости от применяемого выносителя этиловая жидкость вырабатывается двух марок: Р-9 с бромистым этилом и П-2 с дибромпропаном. Алкил-свинцовые антидетонаторы так же, как и продукты их сгорания, высоко токсичны, поэтому примерно с 1970 г. четко наметилась тенденция к отказу от их применения при производстве автомобильных бензинов. В ряде стран применение этилированных бензинов запрещено законом. Помимо высокой токсичности применение этилированных бензинов препятствует широкому использованию на автомобилях катализаторов дожита отработавших газов, так как продукты сгорания свинца отравляют катализатор. Поглотительная способность. Параллельно работающие. Погрешность обработки. Погрешности анализатора. Погружении осадочных.
Главная -> Словарь
|
|