|
Главная -> Словарь
Промышленности используется
Книга Гретца является не только специальным руководством, одновременно она служит также и целям агитации ^а рпреде-цеяни^ принципы нефтяной политики во Франции. Этот агитационный мате-"' рйалТакяш 51р"едставляет"~ддя нас известный 'интерес. Не располагая своей нефтью, империалистическая Франция не только ставит ставку на создание промышленности искусственного жидкого ' топлива , но и организует свою значительную нефтеперерабатывающую промышленность, во-первых, в целях снижения экспорта капиталов и, во-вторых, стремясь к тому, чтобы иметь на складах пятилетний запас нефтяного сырья на случай войны. К аналогичной -практике в настоящее время приходят также Италия, и Гер-
Многочисленные работы по сере в нефти имеют в настоящее время исчерпывающий библиографический указатель, составленный Борг-стромом, Бостом и Брауном.1 Указатель этот, составленный по журнальным статьям и патентным описаниям, составляет объемистый труд, заключающий 4 000 рефератов. Для СССР проблема удаления сернистых соединений из углеводородов также представляет практический интерес вследствие намечающегося у нас строительства промышленности искусственного жидкого топлива на базе битуминоз-
Это свойство использовано в методе Брежа для удаления бензола из коксового, светильного и природного газов, а также для регенерации летучих растворителей, применяемых в ряде отраслей промышленности .
1 Помимо дешевой электроэнергии, благоприятные в экономическом отношении предпосылки для строительства большой промышленности искусственного жидкого топлива несомненно будут созданы блокированием ее не только с промышденно.стью синтетического аммиака, но и с промышленностью органического синтеза. QTOU последней теме мною посвящена отдельная монография , к которой я и отсылаю интересующихся этим вопросом.
: У нас в СССР пионером промышленности искусственного жидкого топлива является Н. М. Караваев. Благодаря усилиям его и его сотрудников мы располагаем опытными заводами по углепереработке в Москве и в Кем'ерове. Далее, благодаря работам Н. М. Караваева, Г. Л. Стадникова, Н. А. Орлова и других исследователей, * мы распо-.. латаем также значительными познаниями природы и свойств наших битуминозных и в частности сашгропелитовълх углей, без чего строительство соответственной промышленности было бы, , керосин, •с.оляр, лигроин, газовый стабилизированный бензин, моторная нефть. Так как указанные продукты получаются при переработке нефтей, то и химические свойства их, естественно, определяются химическим составом исходных нефтей. Природная нефть состоит в основном из предельных углеводородов, или что то же — парафинов, принадлежащих к ряду метана . а также из полиметилсновых углеводородов , соответствующих формуле С„Н2п- Наиболее богаты парафинами газообразные фракции нефтей и низшие жидкие погоны. Во фракциях же, кипящих выше 150°, содержание этих углеводородов быстро падает до 20% и ниже. Масляные фракции нефтей часто содержат твердый парафин, количество которого иногда достигает 10—12% сырой нефти. Существуют, однако, нефти, в которых количество парафина не превышает 1—2% или даже трудно определимых следов . Однако даже в парафиновых нефтях, начиная с фракций, кипящих при 50° и выше, кроме углеводородов ряда метана содержатся также углеводороды других классов и прежде всего простейшие нафтены. Из моноциклических полиметиленовых углеводородов в нефтях содержатся-
Таким образом, для товарных дизельных топлив, получаемых прямой разгонкой нефтей, цетеновое число колеблется в пределах от 35 до 75. Между тем, многие тихоходные дизели хорошо работают на топливе с цетеновым числом 35 и ниже; для быстроходных же двигателей этого типа требуется топливо с цетеновым числом 60. Ввиду широкого распространения последних имеющиеся ресурсы соляров парафинистых нефтей становятся явно недостаточными. К тому же количества получаемых соляров год от года сокращаются вследствие использования их в качестве исходного сырья для крекинга. Низкоцетеновые соляры нафтено-ароматических нефтей, появление на рынке крекинг-соляров, наконец, богатые ароматическими углеводородами смолы промышленности искусственного жидкого тошш-на,— все это стимулирует поиски добавок и компонентов, исправляющих температуру самовоспламенения топлив. Одной из
Указывается, что это диктуется как более ограниченными, по сравнению с углем ресурсами природной нефти, так и якобы вполне уже благоприятной для промышленности искусственного жидкого топлива экономической конъюнктурой. Бензин, получаемый гидрированием угля, должен обходиться США в 22,6 цента за галлон , бензин, получаемый из угля по методу Фишера —Тропша,— в 19,2 цента за галлон и бензин, получаемый по тому же методу, но из смеси СО и Н,, добываемой из природного газа, —8,8 цента. Последняя цена уже граничит со стоимостью бензина, получаемого из природной нефти обычными методами. , -
Помимо возможности получать из соответствующих видов сырья высококачественные масла, метод вольтализации представляет большой интерес как источник увеличения ресурсов масляного сырья в нефтеперерабатывающей промышленности и в промышленности искусственного жидкого топлива. В таких удаленных от нефти районах, как Сибирь, искусственное получение жидкого моторного топлива и смазочных масел на базе ископаемых твердых каустобиолитов является важнейшей практической задачей для промышленности и для сельского хозяйства. Между тем, как показали исследования Н. И. Чер-ножукова над смазочными маслами, выделяемыми из первичных смол методами прямой разгонки мазутов смол в вакууме. особых надежд на разрешение проблемы снабжения этими маслами, полученными обычными в технологии нефти путями, возлагать не приходится. Мазуты даже сапропелитовых смол характеризуются высоким содержанием подлежащих удалению асфальтенов, карбоидов, парафина, ароматических углеводородов, а также весьма невысоким содержанием отвечающих маслам вязких фракций. Даже из мазута смолы барзасских сапропелитов выход очищенных масел не превышает 12% от исходного материала. Нетрудно подсчитать, что для осуществления небольшой программы производства смазочных масел в 25 000 т потребовалась бы углеперегонка в колоссальных масштабах — не менее 2 000 000—2 500 000 т, а следовательно, разрешения проблемы снабжения смазочными маслами на путях полукоксования ожидать затруднительно. Немногим лучшие, чем разгонка, перспективы сулит гидрогенизация первичных смол, как об этом позволяет судить освещенный нами выше опыт, работы по ТТН-процессу завода в Цейтце. Таким образом, промышленность искусственного жидкого топлива, несомненно, нуждается в вовлечении в сферу сырья в целях получения смазочных масел также невязких фракций первичных смол и продуктов гидрирования угля . Этот переход к получению масел синтетическим путем, при том же объеме углеперегонки, увеличит наши возможности производства смазочных масел в 2—3 раза. В иностранной литературе по вольтоловым маслам из первичных смол имеются лишь крайне отрывочные сведения. Помимо цитированных выше работ Эйхвальда, можно отметить лишь патенты И. Г. Фар-бениндустрп . В последних защищается получение масел из средних фракций продуктов крекинга и гидрогенизации смол под действием тока напряжением в 12000 в и при частоте 7000 герц/сек, отличающихся вязкостью в 100 раз большей, чем вязкость исходного сырья.
Необходимо отметить, что природный нефтяной газ как сырье для химической промышленности используется еще в очень небольшой степени. В настоящее время он потребляется в первую очередь как тепло- и энергоноситель. Его теплота сгорания, также как и других технических и чистых газов, применяемых в энергетике, дана ниже.
В промышленности используется также метод хемосорбции для очистки от сернистых соединений с использованием в качестве твердого поглотителя оксида цинка . Процесс осуществляется при 200-400 "С. Поглощение сернистых соединений основано на протекании следующих химических реакций:
Природный газ по системе газопроводов транспортируется к местам его потребления. Он широко используется как бытовое и промышленное топливо, служит сырьем для производства таких химических продуктов, как водород, аммиак, сажа, ацетилен, формальдегид и др. В нефтяной а химической промышленности используется около 20% добываемого в нашей стране природного газа.
Более селективно проходит гидрирование на щшко-хромовом катализаторе. При давлении 15—30 МПа, температуре 180—200 °С и объемной скорости подачи сырья 2—4 чг * степень превращения достигает 86—92%, а выход спиртов на превращенные альдегиды и спирты, введенные с исходным сырьем, — 95%. Еще более селективным является цннко-хромовый катализатор. В случае гидрирования продуктов оксосинтеза, содержащих 27—32% альдегидов и 4—5% спиртов, при температуре 320—325 °Q давлении 20—30 МПа в объемной скорости подачи сырья 2 ч~1 степень превращения составляет 95%:, а выход спиртов от превращенных альдегидов н спиртов, введенных с исходным сырьем, приближается к 100%. Свойства цинко-хромового ката-лизатора можно улучшить введением в его состав алюминия. В настоящее время ври гидрировании альдегидов Q—С, в промышленности используется алкшо-цинко-хромовый катализатор. Цннко-хромовый и алюмоцинко-хромовый катализаторы практически не влияют на гидрирование непредельных соединений. Получаемые спирты Cg—Qne всем показателям, за исключением непредельности, пригодны для производства: пластификаторов. Для удаления непредельных соединений введена вторая ступень гидрирования на никельсодержащих катализаторах.
В качестве нитрующих агентов в промышленности используется 40— 75%-ная азотная кислота и четырехокись азота. В процессе нитрования парафинов нитрогруппа замещает водородные атомы, связанные с атомами углерода!, реакционная способность которых снижается в последовательности: третичный вторичный первичный. С повышением температуры различия в реакционной способности несколько нивелируются и образуются смеси изомеров. ',.
Карбамидная депарафинизация топлив — процесс извлечения из ке-росино-газойлевых фракций парафинов, пригодных в качестве сырья для нефтехимической промышленности; используется также для увеличения выпуска зимних сортов дизельных топлив.
Адсорбция на цеолитах применяется и для выделения неразветвленных алкенов Сю—С\а из смесей с алканами. Процесс на калий-бариевой форме цеолитов X и Y в промышленности используется для извлечения л-ксилола и; смеси аренов С8, и степень извлечений и-ксилола значительно выше, чем при кристаллизации. Цеолиты являются прекрасными осушителями газов и жидкостей, а также хорошими поглотителями сернистых соединений.
В промышленности используется также метод выделения изобутилена, основанный на взаимодейс-вии с соляной кислотой в присутствии хлоридов металлов:
Риформинг в промышленности используется для повышения октанового числа бензиновых фракций и для получения аренов, являющихся ценным сырьем нефтехимического синтеза.
Выше упоминалось, что помимо платинового катализатора в промышленности используется катализатор, содержащий палладий на носителе . Эта модификация процесса характеризуется более мягким температурным режимом , а промышленная технологическая схема не отличается от только что описанной.
В зарубежной промышленности используется несколько различных видов каталитических процессов гидродеалкилирования . Полимеризации алкилирования. Параметра характеризующего. Полимеризации ненасыщенных. Полимеризации полимеризация. Полимеризации протекает.
Главная -> Словарь
|
|