|
Главная -> Словарь
Полимерные материалы
В 30-х годах широкое распространение в мировой нефтепереработке получили процессы каталитической полимеризации бутиленов, позднее пропилена, содержащихся в газах каталитического крекинга , с целью получения высокооктанового компонента авиабензина . Однако впоследствии этот процесс потерял свое бен — зпнопроизводящее значение и вытеснен более эффективным про — таблица 8.8 цессом каталитического С —алки — лирования изобутана бутиленами. Использование алкилата как вы — сокооктанового изокомпонента позволяет выпускать товарные авиа— и автобензины не только с высокой детонационной стойкостью, но и, что также важно, с меньшим содержанием в них аро — матических углеводородов.
Полихлорвинил использовался в производстве прозрачной пластической массы астрален и на изготовление непромокаемых плащей . При пластификации полимера хлористого винила трикрезилфосфатом с добавлением 1 % а-метил-нафталина или я-хлорнафталина получались морозостойкие пластики. Полимеризацию хлористого винила вели эмульсионным методом. Эмульгация обычно осуществлялась при помощи мерзолята: полимеризацию проводили при 60е, 12 атм и добавлении NaOII, НзРСЬ и Н202.
Полимеризацию проводили в присутствии хлористого алюминия при температуре 45—50°С. При этом получен следующий выход продуктов : полимерная смола —24,4; незаполимери-зовавшиеся углеводороды — 70,6; пек—5,0.
При исследовании состава отдельных фракций было обнаружено, что продукты полимеризации не являются исключительно олефинами, как можно было бы предполагать, а в них в подавляющем количестве присутствуют парафины и нафтены; особенно это относится к низкокипящим фракциям. При более жестких условиях в продуктах появляются и ароматические углеводороды. Дапстэн, Хэйг и Унлер показали, что если реакцию проводить в интервале 330—370° и иод высоким давлением,, то образуются продукты следующего состава во вращающихся цилиндрических автоклавах, заполненных стал ьпы ми шара ми. Продолжительность реакции составляла 5 час. К концу реакции образовывалось два слоя — нижний, более тяжелый слой состоял из комплексного соединения хлористого алюминия, верхний—из бензина предельного характера, но содержащего олефииов. И этом бензине были растворены продукты полимеризации. Для полного осветления isepx-
Предварительно приготовленные твердые катализаторы. Первые работы с применением твердых катализаторов для полимеризации олефинов приводили к образованию газов, маслянистых жидкостей и низкомолекулярных хрупких твердых материалов. Лишь в 1953 г. удалось получить механически прочный полиэтилен высокого молекулярного веса с применением твердых катализаторов . Для этого газообразный этилен пропускали над восстановленным металлическим кобальтом па активном угле в качестве носителя. Полимеризацию проводили при температуре 0—250° и давлении не менее 35 ати. После завершения реакции твердый катализатор экстрагировали жидким растворителем и получали раствор полимера. Процесс удалось значительно усовершенствовать проведением реакции в среде жидкого углеводорода .
Другой осажденный катализатор начального периода, способный полиме--ризовать этилен, был приготовлен взаимодействием алюминиевого порошка, хлористого алюминия и четыреххлористого титана. Полимеризацию проводили при температуре 130—180° и давлении 30—80 am. До этого было установлено , что взаимодействие алюминиевого порошка, хлористого алюминия и олефина ведет к образованию алкилгалогенидов алюминия, напри-мер AlRCh и A1R2C1, которые могут использоваться как катализаторы поли--меризации олефинов.
Если 20-25 лет тому назад полимеризацию проводили в реакторах
В 30-х гг. широкое распространение в мировой нефтепереработке получили процессы каталитической полимеризации бутиленов, позднее пропилена, содержащихся в газах каталитического крекинга , с целью получения высокооктанового компонента авиабензина . Однако впоследствии этот процесс потерял свое бензинопроизводящее значение и вытеснен более эффективным процессом каталитического С-ал-килирования изобутана бутиленами. Использование алкилата как высокооктанового изокомпонента позволяет выпускать товарные авиа- и автобензины не только с высокой детонационной стойкостью, но и, что также важно, с меньшим содержанием в них ароматических углеводородов.
фикации которой составляла 22 теоретические тарелки. Полимеризацию проводили на пилотной установке на промышленном катализаторе — фосфорная кислота на кизельгуре. Характеристика применяемого катализатора следующая: НгО химически связан-
В 1930-х гг. широкое распространение в мировой нефтепереработке получили процессы каталитической полимеризации бутиленов, позднее пропилена, содержащихся в газах каталитического крекинга , с целью получения высокооктанового компонента авиабензина . Однако впоследствии этот процесс потерял свое бензинопроизводящее значение и вытеснен более эффективным процессом каталитического С-алкилирования изобутана бутиленами.
Для упаковки битумов используют и полимерные материалы. Так, фирма Nynas разработала и использует автоматизированную систему охлаждения и расфасовки битумов в полиэтиленовую пленку. Жидкий битум подается на лентообразное охлаждающее устройство, которое движется по поверхности воды.
Представляет также интерес использование ароматических мономеров , продуктов пиролиза в качестве сырья для полимеризации. •Синтетические полимерные материалы, получаемые на их основе, будут служить заменителями полистирола и найдут широкое применение в строительной технике.
Полимерные материалы
Азотсодержащие вещества благодаря своей высокой реакционной способности могут вступать во взаимодействие с многочисленными соединениями различных классов, образуя новые вещества, полупродукты, полимерные материалы.
Полимеризация алкенов до высокомолекулярных полимеров дает ценные полимерные материалы — полиэтилен, полипропилен
Полимерные материалы обладают небольшим коэффициентом трения, высокой износостойкостью, химической стойкостью, отсутствием схватывания в условиях работы без смазки или ограниченной смазки. Низкая теплопроводность, высокий коэффициент термического расширения, небольшая твердость и высокая податливость определяют рациональность их применения в узлах трения с небольшими нагрузками и скоростями работы. Для повышения эффективности полимерные материалы исполь-
Из моноциклических ароматических углеводородов С10 промышленное применение нашел 1,2,4,5-тетраметилбензол . Окислением дурола получают пиромеллитовый диангидрид, на основе которого выпускают полиимидные полимерные материалы . Дурол в промышленных масштабах можно получать выделением его из продуктов каталитического риформинга, изомеризацией, диспропорционированием и метилированием ароматических углеводородов, а также конденсацией псевдокумола с формальдегидом с образованием дипсевдокумилметана и последующим гидрокрекингом его в псевдокумол и дурол.
В связи с развитием ядерной энергетики полимерные материалы начали широко применяться для сооружений, работающих в зоне активности . В последнем случае полимеры имеют практически монопольное применение. С использованием асфальтитов была получена клеевая композиция, которая до весьма высокой дозы 8-Ю7 Гр не меняет адгезионной прочности к бетону и металлу . В качестве основы клея был использован новый материал под названием альтин . Клей имеет и то преимущество, что может наноситься на мокрую поверхность и отверждаться в интервале от —20 до 50 °С.
81. CEER. Chem. Econ. a. Eng. Rev., 1977, v. 9, № 6, p. 36. 82. Chem. Market. Report, 1977, v. 211, № 7, p. 9. 83. Пат. 4243825, 1981 ; РЖХим., 1981, 15H, 106П. 84. Мощинская Н. К. Полимерные материалы на основе ароматических углеводородов и формальдегида. Киев: Техника, 1970. 256 с. 85. Hydrocarbon Process, 1981, № 11, p. 140. 86. Inform, chim., 1981, № 220, p. 141. 87. Mep-coea H. A. — Хим. пром. за рубежом, 1973, № 1, с. 41. 88. Biesser H. J., Winter G. R. — Oil a. Gas J., 1975, Aug. 11, p. 74. 89. Hydrocarbon Process, 1973, v. 52, № 11, p. 196. 90. Ibid., 1977, v. 56, № 11, p. 194. '
При добавках к смеси незначительных количеств воды сталь начинает корродировать, а коррозия алюминия резко усиливается. Свинцово-оловянная полуда баков подвергается интенсивной коррозии практически во всех ме-танольных смесях с образованием соединений свинца в виде белых аморфных осадков, засоряющих топливные магистрали и фильтры. Цинк также подвержен интенсивной коррозии в метанольных смесях, в связи с чем контакт топлива с оцинкованными деталями не рекомендуется. Полимерные материалы, в частности полиметилметакрилат, при длительном нахождении в метанольных смесях разлагаются. Большинство прокладочных материалов топливных систем, например нейлон, имеют тенденцию к разбуханию. При работе на метанольных смесях в ряде случаев отмечался выход из строя .диафрагмы топливного насоса.
Газы - попутные и природные, газы нефтепереработки, ароматические углеводороды, жидкие и твердые парафины - незаменимое сырье для нефтехимической промышленности. На базе этого дешевого газового и нефтяного сырья осуществляются разнообразные нефтехимические процессы, в которых производятся: полимерные материалы, синтетические волокна, синтетический каучук, мощие средства, спирты , альдегиды, кетоны и многие другие ценные материалы. Позволяют регулировать. Позволяют уменьшить. Позволила разработать. Позволили предложить. Позволили существенно.
Главная -> Словарь
|
|