|
Главная -> Словарь
Риформинга практически
Современные требования, предъявляемые к ассортименту и уровню качества нефтепродуктов, оказали решающее влияние на технический прогресс в области производства нефтепродуктов, на создание более совершенных технологических установок и произвол* ственных комплексов. Дальнейшее углубление пере" работки нефти требует усиления внимания, в частности, к следующим процессам: каталитическому крекингу, гидроочистке и гидрокрекингу, коксованию остатков и отборного тяжелого дистиллятного сырья, депарафинизации и обезмасливанию по современной схеме. Для получения нефтепродуктов повышенного качества дальнейшее развитие получают процессы каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций, изомеризации, разделения керосиновых дистиллятов с помощью цеолитов, про" цессы производства пластичных смазок, присадок к топливам и смазочным материалам.
На установках каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций применяется комплексная автоматизация процесса, которая обеспечивается централизованным управлением технологическим процессом, широким изготовлением взаимосвязанных схем регулирования с применением приборов малогабаритной унифицированной системы.
Материальный баланс. Ниже приведены примерные материальные балансы экстракции ароматических углеводородов из катализатов риформинга прямогонных бензиновых фракций:
В катализаторах риформинга прямогонных фракций бензина минимальное содержание платины составляет от 0,2 до 0,3%. В случае бензинов деструктивного происхождения, подвергнутых предвари-
В процессе термодеструкции углеводородов в газовой и жидкой фаз? на конечные результаты процесса существенное, как и следовало ожидать, плияние оказывает дисперсионная среда. Проведение процесса термодеструкции в ^азовой фазе в присутствии водорода или метана позволяет снизить коксоотложения в змеевиках и улучшить показатели пиролиза в среде водорода или риформинга прямогонных бензиновых фракций в присутствии метана . При пиролизе в присутствии водорода, пропана, бензина и газойля в условиях, близких к промышленным, представляется возможным получить этилена на 6—8% йбс. на сырье выше, чем при пиролизе с водяным паром, при некотором снижении выхода смол. Это, по-видимому, объясняется ингибированием разложения этилена водородом по схеме:
Одновременное процессом гидроочистки НПЗ во всем мире осваивали процесс каталитического риформинга прямогонных бензинов. В 1949г. компания ЮОПи разработала промышленную технологию этого процесса, базирующуюся на применении алюмоплатинового катализатора . В течение 50-60-х годов различные модификации этого процесса становятся основой для производства высокооктановых бензинов. Наряду с бензинами и ароматическими углеводородами процесс каталитического риформинга позволял получать значительные количества водорода , что способствовало дальнейшему развитию гидрогенизационных процессов.
В процессе термодеструкции углеводородов в газовой и жидкой фазе на конечные результаты процесса существенное; как и следовало ожидать, влияние оказывает дисперсионная среда. Проведение процесса термодеструкции в газовой фазе в присутствии водорода или метана позволяет снизить коксоотложения в змеевиках и улучшить показатели пиролиза в среде водорода или риформинга прямогонных бензиновых фракций в присутствии метана . При пиролизе в присутствии водорода, пропана, бензина и газойля в условиях, близких к промышленным, представляется возможным получить этилена на 6—8% абс. на сырье выше, чем при пиролизе с водяным паром, при некотором снижении выхода смол. Это, по-видимому, объясняется ингибированием разложения этилена водородом по схеме:
Современные требования, предъявляемые к ассортименту и уровню качества нефтепродуктов, оказали решающее влияние на технический прогресс в области производства нефтепродуктов, на создание более совершенных технологических установок и производственных комплексов. Дальнейшее углубление пере" работки нефти требует усиления .внимания, в частности, к следующим процессам: каталитическому крекингу, гидроочистке и гидрокрекингу, коксованию остатков и отборного тяжелого дистиллятного сырья, депарафинизации и обезмасливанию по современной схеме. Для получения нефтепродуктов повышенного качества дальнейшее развитие получают процессы каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций, изомеризации, разделения керосиновых дистиллятов .с помощью цеолитов, процессы производства пластичных смазок, присадок к топливам и смазочным материалам.
Значительно выросло применение экстракции водным гликолем и жидким сернистым ангидридом в результате строительства многочисленных промышленных установок, сочетающих процессы экстракции растворителями и каталитического риформинга прямогонных беязино-лигроиновых фракций. Например, процесс рексформинга представляет сочетание каталитического риформинга с экстракцией юдекс! Этот процесс позволяет вырабатывать риформинг-бензин с октановым числом более 100 из широких бензино-лигроиновых фракций.
Практически первой ступенью переработки для концентрирования ароматических компонентов является перегонка нефти для разделения на пря-могонный бензин и другие фракции. Однако после этой ступени концентрация природных ароматических углеводородов еще настолько низка-, что извлечение их не может быть рентабельным. Возникновение схемы переработки нефти, при которой стало возможно извлекать ароматические углеводороды из бензиновых фракций, связано с развитием автомобилестроения. По мере совершенствования автомобильного двигателя и непрерывного роста его мощности перед нефтеперерабатывающей промышленностью возникла необходимость вырабатывать топлива, пригодные для все более и более мощных двигателей. Оказалось, что путем риформинга прямогонных бензиновых фракций можно значительно повысить их ароматичность, а следовательно, и октановые числа бензина. В последующем ароматические углеводороды начали извлекать для использования в качестве химического сырья
Риформинг является наиболее экономичным способом облагораживания низкооктановых прямогонных бензино-лигроиновых фракций с получением высокоароматических высокооктановых компонентов бензина. Если на производство ароматических углеводородов будут переключены дополнительные мощности риформинга, то производство высокооктановых автомобильных бензинов, требуемых для современных двигателей, может встретить серьезные трудности. В настоящее время практически все ароматические углеводороды, выделяемые из нефтяного сырья, получают из продуктов риформинга прямогонных бензинов. Помимо этого источника, имеется много других нефтезаводских фракций, которые могут служить потенциальным источником больших количеств ароматических углеводородов. Бензины, получаемые термическим и каталитическим крекингом, содержат не только значительное количество ароматических углеводородов, но также и цикланы, которые можно использовать для дополнительного производства ароматических углеводородов. Однако, поскольку в этих бензиновых фракциях содержится большое количество алкенов, извлечение ароматических углеводородов из них представляет некоторые трудности. Если со временем возникнет потребность, а в связи с этим и экономические стимулы для использования и этих источников получения ароматических углеводородов, то можно будет извлекать их предварительным избирательным гидрированием алкенов с последующим риформингом гидрированного крекинг-бензина.
На базе процесса каталитического риформирования создан ряд установок, различающихся по назначению , мощности и аппаратному оформлению. Принципиальные технологические схемы установок каталитического риформинга практически идентичны. На установках производства высокооктанового бензина проводятся следующие процессы: ^тредварительная гидроочистка-сырья с отпаркой из гидрогенизата сероводорода и воды, соб-
Если процесс осуществляют при 475 °С или при более высоких температурах, выход продуктов риформинга практически не зависит от кратности циркуляции ВСГ. С другой стороны, уменьшение кратности циркуляции ВСГ при температуре процесса 460 °С
". Расширяя границы кипения сырья, можно наряду с ароматическими углеводородами С3 получать толуол и бензол . Так, при реформинге фракции 62—140 °С получают бензол, толуол и ароматические углеводороды С8. Если же перерабатывают фракцию 85—140 °С, то она в основном дает толуол и ароматические углеводороды С8. Количественные соотношения этилбензола и изомеров ксилола в продуктах риформинга практически одинаковы при использовании в качестве сырья фракций 105—140, 85—140 и 62— 140 °С.
В процессе перегонки выделяется широкая фракция бензина,керосиновая и дизельная фракции,вакуумный газойль и остаток атмосферной или вакуумной перегонки. Широкая бензиновая фракция направляется без стабилизации на специализированную установку гидроочисткл, оборудованную блоком стабилизации и фракционирования гидрогениза-та. Продукты фракционирования гидроочищенного бензина используются как компоненты автобензина, в качестве сырья для производства мономоров Спентан.изопонтан).ароматических углеводородов и каталитического риформинга.Практически для всех газовых конденсатов и однотипных нефтей характерно относительно низкое содержаний нафтеновых углеводородов в бензинах,что при обычном каталитической реформинге позволяет получать из них лишь компонент бензина Л-7С. Для получения более высокооктановых бензинов реакторный блок установок риформинга дополнительно оборудуется рентгеративныл реактором. Керосиновые и дизельные фракции поступают на установки гид-роочистки в составе комплекса,продукция которых используется в качестве товарных реактивных и дизельных топлив.Фракция дизельного топлива ;300-320°С имеет относительно высокое содержание нормальных парафинов и может использоваться для производства жидких парафинов - сырья при получении БВК.
Позднее был разработан более активный и более селективный катализатор АП-64 с повышенным содержанием платины ; в качестве промотора применяют хлор. Применение катализатора АП-64, сопровождавшееся повышенным давлением в системе, сделало процесс риформинга практически непрерывным: при режиме средней жесткости продол-
водов - мощности установок риформинга. Практически у всех 10
1. Неуглеводородная часть в газах риформинга практически отсутствует.
практически не содержат олефиновых углеводородов; состав бензинов колеблется в широких пределах в зависимости от сырья и от технологических условий процесса риформинга .
Вследствие повышенной солнно- и сернокислой коррозии при переработке сернистых и высокосернистых нефтей обезвоживание и обессо-ливание на промысле и заводе должны обеспечить содержание солей 3-5 мг/л и воды не более 50 мг/л, вакуумные газойли, поступающие на установки каталитического крекинга, должны быть гидроочищены, а бензины, поступающие на установки каталитического риформинга, практически полностью осуа!вны и обессерены.
Многие передовые коллективы установок риформинга практически показали, что при строгом соблюдении всех требований производственных инструкций и поддержании оптимального технологического режима, количество переработанного сырья превышает 70 м3 на 1 кг катализатора без его регенерации, а число регенераций может быть многократным без снижения активности катализатора, что позволяет увеличить срок его службы от двух до пяти-шести лет.
При прямой Сб-дегидроциклизации на металлических активных центрах АПК получаются этилбензол и о. ксилол. Первая стадия Сб-дегидроциклизации также осуществляется на металлических центрах и ведет к образованию алкилциклопентанов , которые с участием кислотных центров носителя через стадию дегидроизо-меризации превращаются в этилбензол и ксилолы. Существует также вариант изомеризации н. октана на кислотных центрах с, последующей или прямой С6-дегидроциклизацией изомеров , или Cs-дегидро-циклизацией через стадию образования алкилциклопентанов . Изомеризация этилбензола в условиях риформинга практически не происходит . Результате длительных. Результате фракционирования. Результате гидролиза. Результате химического. Результате испытаний.
Главная -> Словарь
|
|