|
Главная -> Словарь
Сверхзвуковых летательных
Качество консистентных смазок, так же как и жидких масел, можно улучшить присадками. Так, арил-аминовые ингибиторы замедляют окисление смазок и образование вызывающих коррозию кислот; если ввести специальные присадки, то можно повысить устойчивость консистентных смазок при сверхвысоких давлениях и при больших нагрузках, уменьшить износ предохраняемого металла. Присадки для сверхвысоких давлений особенно широко
Особую группу представляют собой смазывающие агенты, применяемые при различных механических операциях: нарезании резьбы, сверлении, волочении проволоки, резке листового металла. К таким веществам предъявляют следующие требования: 1) они должны рассеивать тепло, выделяющееся при работе; 2) они должны образовывать устойчивую маслянистую пленку между инструментом и металлом в любых даже очень-тяжелых условиях работы. 2 Боуден и Табор обсуждали связь между теоретическими вопросами обработки металла и выбором смазочных масел; упомянутая статья была первой в сборнике статей, посвященных различным аспектам металлообработки. Смазки, применяемые при сверхвысоких давлениях, проверяют, используя при резке металла .
Многофункциональная присадка, предназначенная для работы при сверхвысоких давлениях, получена в результате взаимодействия фосфоросерненного полиолефина с хлоралем и дальнейшей нейтрализации синтезированного продукта окисью или гидроокисью цинка. Эта присадка обладает противокоррозионным и противоизносным действием .
Все эти проблемы значительно повысили требования к смазочным свойствам масел, их стабильности против окисления, термической стабильности, вязкостно-температурным свойствам и к способности масел сохранять подвижность при низких температурах. От масла потребовались совершенно новые свойства: способность смывать нагары, предотвращать лако-образование, сохранять смазочную пленку на трушихся деталях при весьма высоких давлениях, не допускать коррозии подшипников и т. д.
сверхвысоких давлениях отклоняются к оси р, по
Наряд» с такими экзотическими способами воздействия на мер-КЭП78КВ. как облучение ультрзфкзяетэвыми лучами и радиацией, окисление ээзво* и экстрвидия прв сверхвысоких давлениях, существует давни известил emjcatf итнсификз'яи химических реакций 0 иэсеззбяеинщ процессов - обработка акустическими колеба-
Наряд» с такими экзотическими способами воздействия на мер-КЭП78КВ. как облучение ультрзфкзяетэвыми лучами и радиацией, окисление ээзво* и экстрвидия прв сверхвысоких давлениях, существует давни известил emjcatf итнсификз'яи химических реакций 0 иэсеззбяеинщ процессов - обработка акустическими колеба-
277. Дин це с А. И., Корндорф Б. А., Ладчинов С. С. и Лельчук С. Л., Химические реакции при сверхвысоких давлениях. Успехи химии, 7, № 8, стр. 1173, 1938.
Это необходимо учитывать при прокачке продуктов по трубопроводам, особенно при высоких и сверхвысоких давлениях, так как возможна кристаллизация как в насосах, так и в трубопроводах.
Применяют клапаны двух типов: одношариковые и двухша-риковые. Одношариковые хорошо зарекомендовали себя при прокачке вязких жидкостей, хорошо они работают и в циркуляционных насосах. Для текучих жидкостей и легких нефтепродуктов устанавливают двухшариковые клапаны. На рис. II .12 показаны два типа двухшариковых клапанов. Клапан типа а устанавливают на насосах для сырья при высоких и сверхвысоких давлениях. Этот клапан имеет два шарика диаметрами 5 и 3 мм. Очень чувствителен к посторонним механических примесям. Клапан типа б устанавливают на сырьевых насосах для
1. Циклис Д.С, Техника физико-химических исследований при высоких и сверхвысоких давлениях, Химия, 1965.
С возрастанием скорости и дальности полета летательных аппаратов с ВРД возрастают и требования, предъявляемые к качеству топлив. При сверхзвуковых скоростях наблюдается значительный аэродинамический нагрев летательного аппарата и топлива, находящегося на его борту. Кроме того, нагревание топлива может происходить в топливных насосах, топливо-масляных радиаторах и других агрегатах топливной системы самолета. Топлива для сверхзвуковых летательных аппаратов должны иметь повышенную тормоокислительную стабильность и теплотворную способность, не должны корродировать детали топливной системы при нагреве, должны быть достаточно тяжелыми .
Топливо ТС-1 типа керосина получается переработкой сернистых нефтей и, с точки зрения ресурсов, экономического и стратегического размещения источников и перерабатывающих мощностей, является одним из наиболее перспективных топлив. С применением специальных методов очистки сернистые нефти можно использовать и для получения тяжелых топлив для сверхзвуковых летательных аппаратов. Топливо Т-1 типа керосина получается переработкой несернистых нефтей. Топливо Т-2 широкого фракционного состава получается из сернистых нефтей. Топливо такого типа нашло широкое применение в США, Англии, а также и в СССР. Топливо Т-5 типа газойля предназначается в основном для сверхзвуковой авиации, получается из несернистых нефтей.
^топлив определяется в первую очередь содержанием гетеро-органических соединений, среди которых наиболее отрицательное действие оказывают сернистые соединения. Поэтому исследование влияния гетероорганических соединений на термоокислительную стабильность реактивных топлив становится осо-,бенно актуальным. Познание связи между количественным и качественным составом гетероорганических соединений и термоокислительной стабильностью топлив позволит более правильно и надежно производить оценку сырья и методов очистки, осуществлять подбор эффективных присадок и тем самым значительно увеличить ресурсы высококачественных топлив для сверхзвуковых летательных аппаратов.
В топливах ТС-1 дисульфидов практически не содержится. Присутствие их возможно в заметных концентрациях в,.более тяжелых топливах типа Т-5. Однако, учитывая, что для сверхзвуковых летательных аппаратов топлива типа Т-5 будут вырабатываться из сернистых нефтсй, целесообразно рассмотреть вопрос о влиянии дисульфидов на образование нерастворимых в топливе осадков при различных температурах и концентрациях. Начиная с температуры 150° С и концентрации дисульфидной серы 0,02% наблюдается резкое увеличение осадкообразования, причем это увеличение более сильно выражено у дивторично-октилдисуль-фида , чем у дифенилдисульфида.
Как уже указывалось, современное реактивное топливо не должно образовывать отложений в топливных системах во всем диапазоне рабочих температур двигателей, включая двигатели сверхзвуковых летательных аппаратов. Это достигается удалением из нефтяных дистиллятов гетероатомных соединений различыми способами очистки.
С повышением высоты и дальности полета сверхзвуковых летательных аппаратов важное значение при их эксплуатации приобрели давление насыщенных паров топлива и его объемная теплота сгорания. При полете со сверхзвуковой скоростью давление паров топлива в баке самолета повышается в результате нагрева. На определенной высоте оно может стать выше атмосферного, и топливо закипает. Для предотвращения кипения топлива баки сверхзвуковых самолетов делают герметичными, а топливо в них находится под давлением воздуха, подаваемого от компрессора двигателя, или нейтрального газа, например азота. Чем выше давление насыщенных паров топлива, тем выше должно быть давление наддува. При высоком давлении в баках требуется дополнительное увеличение их прочности, что приводит к увеличению веса самолета. Кроме того, при работе на топливе с высоким давлением насыщенных паров на определенных высотах в топливной системе могут образоваться паровые пробки. При сверхзвуковом полете на таком топливе трудно обеспечить бескавитационный режим работы насосов. Поэтому у топлив, предназначенных для сверхзвуковых полетов, давление насыщенных паров регламентируют. Для понижения давления насыщенных паров утяжеляют фракционный состав используемых топлив, в первую очередь повышая температуру начала их кипения.
Реактивные топлива, применяемые в сверхзвуковых летательных аппаратах, наряду с указанными требованиями должны иметь высокую термоокислительную стабильность и температуру начала кипения выше температуры возможного нагревания топлива в полете.
Под химической стабильностью прежде всего понимают склонность к окислению углеводородов и так называемых неуглеводородных примесей, содержащихся в топливе. В результате химических превращений наиболее нестабильных компонентов в топливе образуются смолистые кислородсодержащие соединения, которые способны вызвать нарушения в работе двигателя. Процессы окисления углеводородов и примесей в значительной мере зависят от температуры, причем температура влияет не только на скорость отдельных элементарных стадий и суммарной реакции окисления, но и на характер химических превращений, количество и качество продуктов окисления. В связи с этим принято рассматривать химическую стабильность топлив при умеренных температурах хранения и транспортирования и термоокислительную стабильность топлив при более высоких температурах . До таких температур топливо может нагреваться-в современных сверхзвуковых летательных аппаратах, если его используют для охлаждения обшивки при аэродинамическом нагреве.
По объемной теплоте сгорания — важному энергетическому показателю, оказывающему значительное влияние на дальность полета сверхзвуковых летательных аппаратов, —
В настоящее время взгляды на топлива для ПВРД изменились. Этому способствовали успешные работы по обеспечению стабильного сгорания в ПВРД не только легких топлив, но и тяжелых. В результате этих работ выявилась возможность использования для ПВРД топлив типа керосина и газойля. Целесообразность применения для ПВРД тяжелых топлив определяется также тем, что объем для размещения топлив на сверхзвуковых летательных аппаратах с ПВРД ограничен, и тем, что в условиях сверхзвукового Полета топливо интенсивно нагревается.
Новым требованием к качеству топлив для ВРД является их высокая термическая стабильность, т. е. способность сохранять необходимые эксплуатационные свойства в условиях повышенных температур. Появление этого показателя в спецификациях на топлива для ВРД связано с созданием сверхзвуковых летательных аппаратов. Соотношении компонентов. Соотношении растворителя. Соответственно коэффициент. Соответственно понижается. Соответственно снижается.
Главная -> Словарь
|
|