|
Главная -> Словарь
Синтетического компонента
Активность катализатора зависит от его физико-химических свойств: строения, химического состава и т. д. Свойства синтетического катализатора зависят не только от качества применяемого для его изготовления сырья, но и от способа производства катализатора. Для естественных катализаторов состав исходной породы также оказывает существенное влияние на каталитическую активность. Некоторые глины обладают высокой каталитической активностью к реакциям перераспределения водорода. Активность других глин значительно повышается после их активации кислотами.
Избирательность катализатора каталитического крекинга нефтяных дестиллатов определяется отношением выхода бензина к выходу кокса и газа или в отдельных случаях отношением выхода кокса или газа при работе на данном катализаторе к выходу кокса или газа при работе на стандартном катализаторе при тех же условиях процесса и степени превращения сырья. После некоторого времени работы соотношение между выходами бензина и кокса уменьшается, например, для одного из образцов синтетического катализатора на 20—23% и для естественных приблизительно на 51% , в зависимости от длительности работы и условий процесса.
Фиг. il. Эксплуатация шарикового синтетического катализатора в установках термофор.
В первый период распространения цроцесса каталитического крекинга из перечисленных типов катализаторов применялись только таблетированные и пылевидные. Замена на многих установках для переработки днстиллятного сырья естественного таблетированного катализатора более активным и прочным шариковым, а также внедрение микросферического синтетического катализатора являются важным шагом в развитии промышленного каталитического крекинга.
Конвертор данного размера обслуживает установку, спроектированную для крекинга в кипящем слое алюмосиликатного синтетического катализатора %1980 м3/сутки свежего сырья с глубиной разложения 53,3% без рециркуляции газойля. Внешний вид конвертора этой же установки представлен на рис. 97 .
4. При работе с естественным катализатором для достижения одинаковой степени превращения сырья требуется более высокая температура крекинга, чем при использовании синтетического катализатора. Некоторые виды сырья о большим содержанием сернистых и азотистых соединений быстро отравляют естественный
Для иллюстрации приведем данные о скорости старения синтетического катализатора на одной из установок системы термофор мощностью около 1350 т/сутки сырья.
Применение в первой ступени синтетического катализатора вместо естественного приводит к повышению содержания изопарафи-новых углеводородов в легких фракциях, в частности во фракции С5, и снижению содержания ненасыщенных углеводородов. При достаточно высокой концентрации изопентана во фракции С5 последнюю не подвергают каталитической очистке и в реактор , второй ступени направляют депентанизированный тяжелый бензин вместо дебуаавизированного.
Процесс крекинга на установках гудрезид осуществляется в реакторе прямоточного типа в сплошном опускающемся слое природного или синтетического катализатора. Реактор расположен непосредственно над регенератором. Мазут и рециркулирующий газойль нагреваются в змеевиках трубчатых печей и после смешения поступают в верхнюю половину реактора. В поток сырья вводится водяной пар. Частично испаренная загрузка разбрызгивается соплом внутри реактора на кольцевую завесу, образуемую-частицами катализатора, падающими на слой последнего в крекинг-зоне.
Для первоначальной загрузки установки требуется около 600 m микросферического синтетического катализатора. Весовая скорость циркуляции катализатора равна примерно 800 т/час.
Крекинг-процесс предъявляет строгие требования к свойствам катализатора. Катализатор должен обеспечить не только требуемые выходы продуктов, но также и удовлетворительное качество их. Он должен противостоять действию высокой температуры при регенерации, а также обладать достаточной устойчивостью к истиранию как в процессе крекинга, так и при регенерации. Катализатор, кроме того, должен обладать определенным сочетанием химических и физических свойств. Эти требования ограничивают выбор материала, который может быть использован в качестве катализатора крекинга. Из большого числа исследованных катализаторов лишь немногие имеют требуемые свойства и, кроме того, недороги в производстве. С точки зрения сырья, используемого для приготовления катализаторов, последние делятся на два класса: естественные и синтетические. В качестве естественных катализаторов могут быть использованы природные бентонитовые глины типа монтмориллонита и другие природные алюмосиликаты, такие как каолин и галлуазит. Синтетические катализаторы могут быть приготовлены из окиси кремния в комбинации с окисями алюминия, циркония или магния. Химия производства катализаторов обоих типов очень сложна и здесь обсуждаться не будет. Большинство катализаторов каталитического крекинга различаются по их активности и стабильности и при сравнимой активности обеспечивают лишь незначительные различия в распределении и качестве продуктов крекинга. В табл. 11 приводится сравнение действия катализаторов синтетического алюмосиликатного шарикового, двух типов природных глинистых и синтетического катализатора из окисей магния и кремния.
Если сравнить свойства масла Mobil 1 со свойствами высококачественного минерального загущенного моторного масла Uniflo Super Premium фирмы Exxon и полусинтетического долгоработающего моторного масла PZL фирмы Pennzoil , то можно прийти к выводу, что Mobil 1 превосходит Uniflo по пусковым свойствам и сроку службы в двигателе, a PZL — по пусковым свойствам и экономии горючего, достигаемой в эксплуатации.
чительно более высокие противозадирные свойства. Такие результаты были достигнуты благодаря вовлечению в базовое масло синтетического компонента на основе изопарафинов и использования композиции присадок, включающей кальциевый детергент, термоустойчивый беззольный дисперсант и специальный противозадир-ный агент. Удачно подобранное сочетание присадок позволяет маслу Mobilgard 580 долго сохранять работоспособность, так как беззольный дисперсант задерживает срабатываемость металлсодержащего моющего, нейтрализующего компонента, содержащегося в этом масле .
Комплекс квалификационных методов испытаний автомобильных бензинов был разработан в 1969 г. комиссией научной экспертизы по методам квалификационной оценки автомобильных и авиационных бензинов и к 1982 г. дважды дополнялся и уточнялся. Он позволил значительно сократить объем испытаний нового кислородсодержащего синтетического компонента метил-трет-бутилового эфира , решить вопрос о применении в бензинах антиокислительной присадки ионол и импортной антидетонационной жидкости с тетраметилсвинцом, подобрать оптимальный состав бензинов АИ-93 на основе различных базовых компонентов без проведения стендовых и эксплуатационных испытаний.
Приоритетным направлением в работе является расширение ассортимента масел и повышение их качества, В последние два года освоено производство нового поколения моторных масел с использованием многофункционального пакета присадок и синтетического компонента: "НОВОЙЛ-СИНТ", "УФАЛЮБ-АРКТИК", "УФАЛЮБ-АРКТИК-СУПЕР". Масла прошли испытания с положительным результатом и соответствуют классу SAE 5 W-30 и группе эксплуатации по API - SG/CD и предназначены для двигателей современных легковых автомобилей.
13076—67)—масло, представляющее собой композицию синтетического компонента с присадками, улучшающи-
Двухкомпонентн ые смеси гликолевых эфиров •с остаточным компонентом имеют наиболее высокий индекс вязкости ; индекс вязкости двухкомпонентных смесей пентаэритритового эфира наименьший. Следовательно, для приготовления композиций, обладающих высоким индексом вязкости, необходимо учитывать не только происхождение компонентов , но и строение молекул смешиваемых компонентов — больший эффект достигается там, где молекулы компонентов имеют разнородную структуру . Необходимо также отметить, что двухкомпонентные смеси гликолевых эфиров с минеральным остаточным компонентом характеризуются более высоким индексом вязкости, чем смеси пентаэритритового эфира с дистиллятным ком-лонентом.
Необходимо отметить, что композиции минеральных и синтетических компонентов характеризуются не очень высокой смазочной способностью. Добавление присадки каптакс к этим смесям резко повышает их смазочную способность. Из табл. 4 видно, что смеси, приготовленные путем добавления к минеральному компоненту около 20% синтетического компонента и 1,5% каптакса.по смазочной способности не уступают вырабатываемым в настоящее время синтетическим маслам.
2. Показано, что смеси минеральных и синтетических компонентов характеризуются высоким индексом вязкости, в ряде случаев превышающим показатель высокоиндексного синтетического компонента. По повышению индекса вязкости смесей рассмотренные синтетические компоненты располагаются в ряд: пентаэрит-ритовый эфир Специальных технологических. Специальными инструкциями. Сероводорода сероводород. Специальным раствором. Специальная подготовка.
Главная -> Словарь
|
|