|
Главная -> Словарь
Сжиженный углеводородный
/ — природный газ; // — сухой газ; /// — сжиженный природный газ ;
Иранская национальная нефтяная компания строит Трансиранский газопровод протяженностью 1123 км между Гечсараном и Астарой на побережье Каспийского моря. По нему будет транспортироваться 11—15 млрд. м3 газа в год для снабжения газом из месторождений Гечсаран, Пазенан и Биби-Хаким городов Исфахана, Кашана, Кума, Тегерана, Казвина, Решта и Пехлеви, малых городов и деревень, находившихся на расстоянии не более 50 км от трассы газопровода. К 1979 г. будет достигнута полная производительность газопровода, равная 17 млрд. м3 в год. Все возрастающие потребности в природном газе страны Западной Европы стремятся в перспективе обеспечить поставкой его не только из стран Северной Африки , но и из более удаленных районов мира, в том числе из Ирана, для чего образован консорциум из западноевропейских стран. По прогнозам зарубежных специалистов, общий объем потока природного газа в Западную Европу из Ирана после 1980 г. достигнет 50 млрд. .и3 в год. Для осуществления этого проекта рассматриваются два маршрута доставки природного газа. Первый, сухопутный начинается от месторождения Агаджари, на юго-западе Ирана, и пройдет параллельно уже действующему газопроводу, который пересекает советско-иранскую границу в районе Астары, а далее природный газ по специальному газопроводу поступит в западноевропейские страны. Предполагается, что пропускная способность Трансиранского газопровода у южных границ СССР составит 16 млрд. м3 , протяженность только иранского газопровода — свыше 1000 км. Второй, комбинированный, протяженностью 1900 км, должен прокладываться из Ирана к турецкому порту Искендерон, а затем сжиженный природный газ будет доставляться в порты Западной Европы.
Сжиженный природный газ из нижней части отпарной колонны проходит через холодильники 8 и 9 и подается в хранилище СПГ.
Позднее сжижению начали подвергать и другие, более легкие компоненты, включая метан или его смеси. Поэтому возникла необходимость конкретизировать термин "сжиженные газы", включая в название компоненты, например "сжиженный пропан", "сжиженный метан", "сжиженный природный газ" и т.д. Сжиженный природный газ может содержать в своем составе компоненты от метана до бутана включительно, а иногда даже некоторое количество пентанов, но присутствие более тяжелых компонентов, а также сероводорода и СО2 может вызывать серьезные проблемы в процессе сжижения, так как углеводороды С3 и выше способны затвердевать при температуре минус 160 °С. Поэтому обычно перед сжижением газ очищают от кислых компонентов и отбензинивают. Еще одной причиной увеличения производства сжиженных газов явилось развитие процесса извлечения гелия из природного газа, основанного на переводе всех компонентов природного газа, за исключением гелия, в жидкость. При производстве сжиженного природного газа используются циклы глубокого охлаждения. Способы получения глубокого холода были рассмотрены в гл. 6.
В последние годы наметилась явная тенденция увеличения доли получаемых сжиженных газов, используемых в качестве моторных топлив. Причем в производство моторных топ лив начали вовлекать не только пропан, пропан-бутановую фракцию и бутан, но и более легкие углеводороды, например сжиженный природный газ, который получают с использованием каскадных холодильных циклов, дросселей и турбодетандеров.
МЕТАН ЖИДКИЙ . Представляет собой бесцветную жидкость со следующими свойствами:
Если газ уже находится под достаточно большим давлением , то после охлаждения аммиаком в теплообменниках он подвергается дросселированию. Если же давление газа невелико, то его сжимают с помощью компрессоров, а затем уже после прохождения аммиачного теплообменника производят дросселирование. Холодный метановый газ, подвергшийся дросселированию, охлаждается еще больше, затем он подвергается дальнейшему охлаждению в этиленовом цикле и новому дросселированию. В результате всего процесса получается сжиженный природный газ. Такие газы, как азот, водород, а также гелий, неон и аргон при этом не сжижаются. В газовых залежах природный газ находится под давлением в несколько десятков атмосфер, а в ряде случаев давление газа достигает 100 am и выше. Таким образом, как правило, природный газ уже готов для первоначального дросселирования, и не нужно затрачивать энергию на его сжатие. Технико-экономические расчеты показывают, что при достаточно крупных масштабах производства сжиженного природного газа его транспорт и хранение будут экономически оправданными. Достигаемые при 9fOM преимущества связаны с малым объемом емкостей, нужных для транспорта и хранения сжиженного газа. Давление же в этих емкостях требуется небольшое. Объем жидкого метана в 610 раз меньше, чем такое же весовое количество газообразного. Для хранения 1000 м3 сжиженного метана потребуется лишь небольшой резервуар. Если же это количество сжиженного метана хранить в газообразном состоянии, то потребуется емкость 600 тыс. м3, т. е. целый ряд крупных газгольдеров.
В качестве моторного топлива сжиженный природный газ используют в газодизельных двигателях танкеров-метановозов. Рядом фирм Швеции, ФРГ, Франции и США выпущены опытные партии автомобилей и автобусов, эксплуатируемых на этом виде топлива. При переоборудовании серийных автомобилей .для работы на таком топливе наряду с газовой аппаратурой устанавливают специальные криогенные емкости и испаритель . Проведены испытания, показавшие возможность использования сжиженного природного газа в качестве топлива для авиации.
/ — нефтяной бензин А-76; // — бензин с добавкой 8% ТБМЭ; /// — бензин метанольный БМ-5; IV — сжиженный пропан-бутан; V — бензин метанольный БМ-15; VI — сжатый природный газ; VII — сжиженный природный газ; VIII — бензин из угля; IX — метанол из природного газа; X — бензин «Mobil» из природного газа; XI •—метанол из угля; XII—бензин прямого синтеза из природного газа; XIII — Н2 из угля в гидриде MgHltg2* XIV — бензин «Mobil» из угля; XV — бензин прямого синтеза из угля; XVI — Н2 электролизный в гидриде .MgH! 92; XVII — Н2 из угля в жидком виде; XVIII — Н2 жидкий
В качестве перспективных топлив для авиационных двигателей рассматриваются прежде всего синтетические дистилляты, получаемые при переработке сланцев, а также сжиженный природный газ.
Сжиженный природный
/ — сырье; Я —сжиженный углеводородный газ; III — фракция н. к. — 85 °С; IV — фракция °С.
Нестабильный бензин, предварительно нагретый в теплообменнике, поступает на физическую стабилизацию в дебутаниза-тор 14. С верха этой колонны отбирают фракцию С2—С4, которая проходит конденсатор-холодильник и поступает в емкость 5. Часть ее возвращают на верх дебутанизатора в качестве острого орошения, балансовым избытком является сжиженный углеводородный газ. Подвод тепла в низ дебутанизатора осуществляется циркулирующим через змеевик печи 15 остатком этой колонны.
Сжиженный углеводородный газ ...... 1,0 1,1
1. Сжиженный углеводородный газ, состоящий в основном из пропана и бутана. Количество продукта зависит от того, насколько глубоко была стабилизирована нефть на промысловых установках. При переработке нефти с большим содержанием газа пропан-бутановая фракция выводится с перегонной установки не только в жидком, но и в газообразном виде. После очистки от сернистых соединений прямогонный сжиженный газ может использоваться как бытовое топливо. Прямогонный газ является также сырьем газофракционирующих установок.
В стабилизаторе 14 получают с верха «головку стабилизации» - сжиженный углеводородный газ, а с низа - стабильный бензин, не содержащий углеводородов С3 - С4.
стабилизации» — сжиженный углеводородный газ, а с низа—ста-
IV - обработанный газ стабилизации; V - сжиженный углеводородный газ;
В начале 1950-х годов в состав АВТ был включен блок стабилизации бензина, использующий тепловую энергию горячих потоков АВТ, что позволило без больших энергозатрат получать сжиженный углеводородный газ и стабильный бензин.
Сжиженный углеводородный газ состоит в основном из углеводородов С3 и С4. Его часто продают под маркой бутана или пропана в зависимости от преобладания того или иного компонента. СНГ обладают значительно более высоким энергосодержанием, чем метан: 93,07 МДж/м3 для пропана и 119,13МДж/м3 для бутана, что делает их очень полезными в качестве совершенно бездымного топлива для двигателей , а также как в качестве заменителя природного газа. Содержание серы в этих газах зависит от их назначения, но, как правило, оно низкое.
3. Сжиженный углеводородный топливный газ перед отпуском должен быть принят техническим контролем предприятия-поставщика. Поставщик должен гарантировать соответствие всего сжиженного углеводородного топливного газа требованиям настоящего стандарта.
12. В накладных на отпускаемый потребителю сжиженный углеводородный топливный газ должна быть указана марка газа и подтверждение соответствия его требованиям настоящего стандарта. Специальная литература. Специальной конструкции. Сероводорода содержание. Специальное исследование. Специального катализатора.
Главная -> Словарь
|
|