|
Главная -> Словарь
Склонность стабильность
Термоокислительная стабильность характеризует склонность реактивных топлив к окислению при повышенных температурах с образованием осадков и смолистых отложений. В условиях авиаци — онных полетов имеет место повышение температуры топлива в топливных системах вплоть до 200 °С и выше, например, в сверхзву— ковьх самолетах. Было установлено, что зависимость осадкообра — зова гая в топливах при изменении температуры от 100 до 300 °С носит экстремальный характер. Характерно, что для каждого вида топлива имеется своя температурная область максимального осадкообразования. Так, эта температура для тоилив ТС-1 и Т-1 составляет 150 и 160 °С соответственно. Чем тяжелее фракционный состав топлива, тем при более высокой температуре наступает максимум осадкообразования. Окисление топлив при повышенных температурах значительно ускоряется за счет каталитического действия материала деталей топливных систем. Для снижения интенсивности окислительных процессов наиболее эффективно введение в реактивное топливо присадок, пассивирующих каталитическое действие металлов. Оценку термоокислительной стабильности реактивных топлив проводят в специальных приборах в статических и динамических условиях. Статический метод оценки заключается в окислении образца топлива при 150 °С в изолированном объеме с последующим определением массы образовавшегося осадка в течение 4 или 5 часов. Стабильность в динамических условиях оценивают по величине перепада давления в фильтре при прокачке нагретого до 150—180 °С топлива в течение 5 часов или по образованию осадков в нагревателе .
Энергия связей молекул в ассоциатах незначительная, поэтому они весьма неустойчивы и легко разрушаются механическим путем и при повышении температуры. Однако при отрицательных температурах склонность реактивных топлив .к образованию ассоциатов следует учитывать при рассмотрении вопросов, связанных с прокачкой топлива по элементам топливной системы летательного аппарата и силовой установки.
ческих углеводородов, а наклон их характеризует интенсивность нагарообразования. Повышенную склонность к отложению нагара имеют ароматические, а также высококипящие углеводороды 1. Склонность реактивных топлив к отложению нагара в первом приближении прямо пропорциональна их температуре конца кипения .
Фактор NACA «К» величина -безразмерная, она колеблется от 300 до 500. По мере увеличения фактора NACA «К» склонность реактивных топлпв к нагарообразовапию возрастает .
Показателями, характеризующими горение реактивных топлив, являются высота некоптящего пламени и люминометрическое число. Кроме того, склонность реактивных топлив к нагарообразованию в двигателе и свечению пламени оценивают по содержанию в них ароматических углеводородов.
Значения люминометрического числа реактивных топлив и высота некоптящего пламени зависят от их углеводородного и фракционного составов. Наиболее низкие значения этих показателей имеют нафталиновые, нафтено-ароматические и моноциклические ароматические углеводороды, а наиболее высокие, снижающиеся с увеличением молекулярной массы и разветвлением молекулы, — парафиновые. Склонность реактивных топлив к нагарообразованию в значительной мере определяется конструкцией камеры сгорания двигателя.
Склонность реактивных топлив к нагарообразованию контролируется, кроме того, техническим показателем — высотой некоптящего пламени, которая должна быть не менее 20—25 мм.
Термоокислительная стабильность характеризует склонность реактивных топлив к окислению при повышенных температурах с образованием осадков и смолистых отложений. В условиях авиационных полетов имеет место повышение температуры топлива в топливных системах вплоть до 200°С и выше, например, в сверхзвуко-
Термоокислительная стабильность характеризует склонность реактивных топлив к окислению при повышенных температурах с образованием осадков и смолистых отложений. В условиях авиационных полетов имеет место повышение температуры топлива в топливных системах вплоть до 200 °С и выше, например, в сверхзвуковых самолетах. Было установлено, что зависимость осадкообразования в топливах при изменении температуры от 100 до 300 °С носит экстремальный характер. Характерно, что для каждого вида топлива имеется своя температурная область максимального осадкообразования. Так, эта температура для топлив ТС-1 и Т-1 составляет 150 и 160 °С соответственно. Чем тяжелее фракционный состав топлива, тем при более высокой температуре наступает максимум осадкообразования. Окисление топлив при повышенных температурах значительно ускоряется за счет каталитического действия материала деталей топливных систем. Для снижения интенсивности окислительных процессов наиболее эффективно введение в реактивное топливо присадок, пассивирующих каталитическое действие металлов. Оценку термоокислительной стабильности реактивных топлив проводят в специальных приборах в статических и динамических условиях. Статический метод оценки заключается в окислении образца топлива при 150 °С в изолированном объеме с последующим определением массы образовавшегося осадка в течение 4 или 5 ч. Стабильность в динамических условиях оценивают по величине перепада давления в фильтре при прокачке нагретого до 150-180 °С топлива в течение 5 ч или по образованию осадков в нагревателе .
Реактивные топлива имеют более короткую историю применения, чем бензины, сорта их непрерывно обновляются, выявляются свой-¦ ства, необходимые для нормальной работы двигателя. При разработке и испытаниях топлив, содержащих значительные количества непредельных углеводородов, наблюдается образование смолистых отложений на деталях плунжерного насоса двигателя. Это заставляет исследовать склонность реактивных топлив к образованию отложений в зависимости от химического состава топлив. Показано , что топлива при окислении образуют растворимые и нерастворимые в них смолистые вещества и небольшое количество твердых осадков. Именно эти нерастворимые вещества, как полагают, являются одной из главных причин неполадок в двигателе .
Рис. 25. Влияние адсорбционных смол на склонность реактивных топлив к образованию отложений :
Склонность реактивных топлив к нагарообразованию при испытаниях на полноразмерных двигателях ВК-1 и РД иллюстрируют данные табл. 66. Более легкое из реактивных топлив Т-2 дает меньше отложений нагара в двигателе, чем топливо ТС-1, при сжигании которого, в свою очередь, образуется меньше нагара, чем при сгорании топлива Т-1. При оценке нагарообразующей способности следует учитывать групповой углеводородный состав реактивных топлив, влияние которого может проявляться в большой мере.
Вспениваемость Ступень I Ступень II Ступень III Ступень IV При высокой температуре 10/0 50/0 10/0 указать не треб. 10/0 50/0 10/0 не треб. 200/50 10/0 50/0 10/0 не треб. 200/50
Вспениваемость 150°С, 200 мл/мин Ступень I Ступень II Ступень III Ступень IV не треб. не треб. не треб. не треб. 10/0 20/0 10/0 50/0
Вспениваемость , макс. Этап I Этап II Этап III 10/0 50/0 10/0 10/0 50/0 10/0 10/0 50/0 10/0
Вспениваемость Этап 1 Этап II Этап III О/О 30/0 о/о 50/10 макс. 50/10 макс. 50/10 макс. 25/0 50/0 25/0 25/0 макс. 25/0 макс. 25/0 макс.
Вспениваемость Этап I Этап II Этап III 20/0 макс. 50/0 макс. 20/0 макс. 20/0 50/10 20/10 100/0 макс." 100/0 макс. 100/0 макс. 100/0 макс." 100/0 макс. 100/0 макс. 50/0 макс." 50/0 макс. 50/0 макс.
Вспениваемость
Вспениваемость Этап I Этап II Этап III 10/0 200/10 20/0 200/10 10/0 200/10
Вспениваемость Этап I Этап II Этап III 450/02 10/0 50/0 20/0 450/0 10/0 450/10 50/10 450/10
Вспениваемость Склонность/стабильность __ Специального устройства. Специальном смесителе. Специально подобранные. Специально приготовленные. Сероводородного растрескивания.
Главная -> Словарь
|
|