|
Главная -> Словарь
Содержания азотистых
Поскольку асфальтены являются нелетучими соединениями и в них концентрируются порфири-ны из нефти, качество широкой масляной фракции ухудшается в основном за счет жидкости, уносимой после однократного испарения сырья в питательной секции колонны. Поэтому при топливном варианте перегонки мазута более важно уменьшить унос тяжелой флегмы в концентрационной части колонны, нежели обеспечить четкое разделение мазута на масляные фракции и гудрон. Вследствие, этого вакуумные колонны по топливному варианту имеют небольшое число тарелок или невысокий слой насадки и развитую питательную секцию . В верху колонны обычно два циркуляционных орошения для лучших условий регенерации тепла. В секции питания устанавливается отбойник из сетки и промывные тарелки. Часть остатка мо"жет охлаждаться и закачиваться вновь в колонну для снижения температуры низа . Качество вакуумного газойля контролируется по его коксуемости, цвету и фракционному составу. Для автоматического регулирования процесса целесообразно определить экспериментально зависимость содержания металлов в вакуумном газойле и его цвет от коксуемости. Исследование радиоактивными изотопами содержания асфальтенов и металлов в вакуумном газойле показало, что между ними существует линейная зависимость .
Рис. 111-23. Зависимость содержания асфальтенов СА и металлов в вакуумном газойле :
Рис. 2.8. Зависимость содержания асфальтенов и глубины деструкции от температуры нагрева деасфальтиэатов с водородом без катализатора .
давление 15 МПа, температура 360-420 °С, подача ВСГ 1000 мэ/м3 сырья. Для каждой принятой температуры изменялось время пребывания водород-сырьевой смеси в зоне нагрева путем изменения высоты слоя, насадки. Длительность каждого опыта при соответствующей температуре и времени нагрева составляла ISO ч. После каждого опыта насадку выгружали, промывали, высушивали и взвешивали для определения количества выпавших на ее поверхность отложений. За-коксованную насадку отжигали в муфельной печи, промывали соляной кислотой от отложений оксидов металлов и в чистом виде использовали для последующего опыта. Продукт гидротермообработки подвергали анализу разгонкой с определением выхода фракций н. к. -350 *С, определением содержания асфальтенов, серы, йодного числа дистиллятных фракций и т. п. .
тельном времени пребьшания 0,25 показывает, что для этого режима характерно достижение порогового содержания асфальтенов до уровня 6%, после которого начинаются наиболее интенсивные реакции образования карбенов и карбоидов.
Реакции деметаллизации и коксообразования являются основными источниками относительно быстрой дезактивации катализаторов процессов каталитического гидрооблагораживания. Как уже отмечалось выше, в самом начале процесса на свежем катализаторе наблюдается резкое ухудшение показателей качества продуктов — снижается глубина удаления серы, коксуемости и пр. Скорость падения активности в начальной стадии процесса при постоянной температуре пропорциональна количеству пропущенного сырья в единицу времени и зависит также от содержания асфальтенов и смол. Обычно скорость снижения активности катализатора, например, по показателю содержания серы несколько стабилизируется после 200—300 ч работы, т. е. ,дрейф" активности замедляется, но не устанавливается на постоянном уровне. При неизменных первоначальных параметрах режима и увеличении длительности опыта активность неуклонно снижается . Характер ухудшения показателей качества гидрогенизата однотипен, но различна скорость падения активности катализатора в основных реакциях. Это обусловлено типом исходного сырья, в частности содержанием металлов. Для ДАОарл, например, наблюдается значительно более высокая степень удаления серы, чем для ДАОЗС, но скорость снижения активности катализатора более высокая, так как в нем в два раза больше содержание ванадия и никеля . Аналогичные результаты опубликованы рядом других авторов, изучавших закономерности падения активности различных катализаторов при гидрообессеривании остатков атмосферной перегонки и вакуумных остатков различных нефтей в длительных опытах при постоянных параметрах режима с использованием реакторов со стационарным слоем .
В реактор загружалось 400 см3 АКМ-катализатора , причем для каждого образца сырья использовалась свежая загрузка катализатора . Из этих данных видно, что расположение и характер кривых изменения содержания серы и коксуемости гидро-генизатов отчетливо зависят от содержания асфальтенов в сырье. Наихудшие результаты получены при переработке гудрона, наилучшие при переработке ДАОц. Кривые содержания серы и коксуемости занимают промежуточное положение соответственно содержанию в них асфальтенов .
Рис. 3.9. Зависимость качества гидрогеянэата от содержания асфальтенов в сырье:
Рис. 3.10. Зависимость степени обессернвания от содержания асфальтенов в сырье.
На весьма темные минеральные маем свет не оказывает действия. Мейергейм *. констатировал, что два образца масла, взятых с железной дорога и сохранявшихся—:один на свету, другой в темноте, показали равное увеличение содержания асфальтенов. Действие света на углеводороды зависит, как и в большей части других фотохимических реакций, от длины волны использованных лучей света. Половина спектра, прилегающая к ультрафиолетовым лучам, обладает наибольшей активностью. -
разности температур жидкой и паровой фаз, равной 10—25°С, и длительной перегонке до 2 ч. Авторы этих работ не указывают на возможность реакций крекинга, но крекинг, несомненно, имел место, что подтверждается характером кривых перегонки и изменением содержания асфальтенов в остатке .
Азотистые соединения превращаются на катализаторах риформинга в аммиак, который адсорбируясь, понижает кислотность катализатора, что приводит к подавлению реакций изомеризации, дегидроциклизации и гидрокрекинга. При своевременном обнаружении и ликвидации причин повышения содержания азотистых соединений в гидроочищенном сырье риформинга активность катализатора может быть восстановлена.
В связи с вовлечением в переработку тяжелого и вторьчного сырья были проведены исследовательские работы с целью определения содержания азотистых, сернистых и других соединений в тяжелых соляровых дистиллятах и выяснения влияния этих соединений на свойства катализаторов крекинга. Кроме того, были уточнены материальные балансы и скорости превращения сырья различного группового химического состава, а также подобраны оптимальные режимы крекинга тяжелых видов сырья.
Изучение влияния азотистых оснований на результаты каталитического крекинга вакуумного газойля из смеси туймазинской и ромашкинской нефтей показало, что при увеличении содержания азотистых оснований в сырье крекинга выход бензина и газа существенно снижается .
Гидрогенизации подвергали типичный вакуумный газойль из западнотехасской нефти при различных режимах. Было установлено, что во всех случаях в результате гидрогенизации качества вакуумного газойля существенно изменяется: снижается содержание полициклических углеводородов, ухудшающих результаты каталитического крекинга, а также содержание серы, азота и металлов. При крекинге очищенного газойля выход кокса снижается до 65% по сравнению с выходом из неочищенного сырья при одинаковой глубине превращения. Выход бензина повышается на 20%. Крекинг-бензин, получаемый из гидрированного сырья, имеет более высокие октановые числа — 86,0 против 84,1 , меньшее содержание серы . Легкий газойль характеризуется пониженным содержанием серы , более высоким дизельным индексом и улучшенной стабильностью цвета. Проверка этого метода в промышленных условиях в течение 1,5 лет показала удовлетворительное совпадение с результатами лабораторных исследований. Несмотря на сравнительно мягкие условия гидрирования качество крекинг-сырья значительно повышается, о чем свидетельствует снижение плотности, уменьшение содержания серы на 80%, коксуемости по Конрадсону на 65%, содержания азотистых оснований на 25%. Какого-либо влияния металлов, содержащихся в вакуумном газойле, на катализаторы гидрирования в течение полуторагодичной работы обнаружено не было.
б) содержания азотистых оснований;
рования колец с образованием промежуточных продуктов, которые в итоге расщепляются до соответствующего углеводорода и аммиака. Азотистые соединения частично превращаются в соединения меньшей молекулярной массы, которые концентрируются в продуктах гидрокрекинга, в частности в дизельных фракциях. Они придают дизельным топливам нестабильный характер, влияющий на их цвет. Уменьшение содержания азотистых соединений возможно в большей степени только за счет гидрокрекинга под давлением не ниже 15 МПа. В качестве носителя катализатора в этом случае лучше использовать алюмосиликат, а не оксид алюминия.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ АЗОТИСТЫХ СОЕДИНЕНИЙ В СВЕТЛЫХ НЕФТЕПРОДУКТАХ
Определение содержания азотистых соединений в светлых нефтепродуктах. Б. Е. Станкевич, Н. П. Борисова.......... 277
Утяжеление сырья вызывает повышение содержания азотистых соединений, которые также оказывают заметное влияние на показатели каталитического крекинга.
б) содержания азотистых оснований;
Процесс каталитического крекинга в отличие от других процессов нефтепереработки особенно чувствителен к качеству перерабатываемого сырья. Важной характеристикой качества сырья каталитического крекинга является содержание азотистых соединений. Хотя, как установлено , отравление азотистыми основаниями не имеет необратимого характера, т. е. индекс активности катализатора после его регенерации восстанавливается, изменения в результатах процесса весьма значительны. Так, при переработке сырья из калифорнийской нефти из-за высокого содержания в нем азотистых оснований снижение выхода бензина достигает 20% . Снижение содержания азотистых оснований в вакуумном газойле ро-машкинской нефти с 0,1 до 0,07% позволяет увеличить выход «бензина при каталитическом крекинге на 20%. Добавление азотистых оснований к вакуумному газойлю до содержания азота 0,36% понижает выход бензина на 40% относительных . Статическом состоянии. Статистической обработке. Сходимости результатов. Стекающей жидкостью. Стеклянные стаканчики.
Главная -> Словарь
|
|