|
Главная -> Словарь
Содержанию фактических
Классификация нефтей, где учтены содержание и состав как углеводородной части нефти, так и других компонентов, а также свойства нефти, была предложена М.А. Бестужевым и др. . Эта классификация имеет значительные преимущества перед вышерассмотренными, так как позволяет оценить нефть не только по составу УВ, но и по плотности, содержанию асфальтенов и серы. Согласно этой классификации, нефти подразделяются по углеводородному составу на шесть типов: метановый, метано-нафтеновый, нафтено-метановый, нафтено-метано-ароматический, нафтеновый и нафтено-ароматический. Каждый тип, в свою очередь, делится на четыре группы по плотности нефти, а группа — на две подгруппы по содержанию серы и на четыре — по содержанию асфальтенов . Эта классификация дает возможность довольно полно охарактеризовать основные качества нефти. Однако числовые пределы отнесения нефтей к типам, группам, подгруппам и т. д. рассчитаны на основании изучения определенной коллекции нефтей. При попытке использовать эту классификацию в других регионах часто было очень трудно, а иногда и невозможно, вместить в тот или иной таксономический уровень нефть, так как не совпадала совокупность сочетания цифр для группы, подгруппы, части и т. д. Кроме того, в классификации не были учтены нефти, лишенные легких бензиновых фракций, которые в отдельных регионах встречаются довольно часто. Неясен также принцип деления последних трех типов при одинаковой величине отношения метановых УВ к нафтеновым и почти равной величине — ароматических УВ к нафтеновым.
Колонки с адсорбентом и растворами термостатируют, .растворители при этом испаряются. Таким образом, в первой колонке оказывается проба мальтенов, а во второй — битума. Далее растворителями одинакового набора вымывают соответствующие этим растворителям группы соединений из пробы мальтенов и пробы битума. Поскольку раствор в парафиновом углеводороде в отличие от раствора в ароматическом углеводороде не содержит растворенных асфальтенов, общая площадь пиков, получаемых при разделении мальтенов, меньше общей площади пиков, получаемых при разделении битума, на величину, соответствующую содержанию асфальтенов в .анализируемом битуме. При этом нужно учитывать возможное неравенство количеств мальтенов и битума, взятых на хро-матографирование. Это может быть сделано сравнением пиков, полученных при элюировании изооктаном . Таким образом, на анализ группового химического состава битумов затрачивается не более 2 ч. Определение проводят, хроматографическим методом, но принцип использования экстрагирования при выделении асфальтенов не нарушается.
Первым нефтяным месторождением, открытым в Прибалтике, является" Гусевское, расположенное в 30 км к востоку от г. Черняховска на территории Калининградской области близ границы с Литовской ССР. В 1968 г. на территории этой же области открыто еще одно большое месторождение около Калининграда — Красноборское, первое промышленное месторождение Прибалтики. Гусевская нефть отличается малым содержанием серы и смол, но очень большим содержанием асфальтенов. Красноборская нефть содержит сравнительно немного серы , но больше, чем гусевская . По содержанию асфальтенов и смолистых веществ обе нефти близки, однако красноборская содержит меньше асфальтенов по сравнению с гусевской , но больше смол.
В проточной установке эффективность катализаторов изменяется в рядах: Sn Ni 5г Fe Zn и NiSn Zn Fe
В последнее время многие исследователи считают, что основными стабилизаторами эмульсий В/Н являются коллоиднодиспергирован-ные в нефти в виде мицелл асфальто-смолистые вещества . Ультрацентрифугированием эти коллоиды можно выделить из нефти в неизменном виде. Коллоидные частички, участвовавшие в образовании мицелл, накапливаются на поверхности раздела фаз нефть-вода и образуют механически прочную пленку. Установлено также, что величина поверхностного натяжения нефти обратно пропорциональна содержанию асфальтенов и коксуемости . В присутствии нафтеновых мыл эмульсии В/Н преимущественно образуются: когда имеется избыточная нефть; когда концентрация мыла настолько мала, что образуется молекулярно-дисперсный раствор; когда вязкость нефтяной фазы больше, чем водной. Мыла нафтеновых кислот могут образоваться только в том случае, когда контактирующая с нефтью пластовая вода имеет щелочную реакцию, большинство же пластовых вод известных месторождений имеют кислую реакцию. Адсорбция диспергированных деэмульгаторов на водно-нефтяной поверхности, утолщение межфазного слоя и гелеобразование протекают во времени, поэтому эмульсия В/Н со временем становится более устойчивой, чем только что образовавшаяся — происходит так называемое «старение» эмульсии. Старение нефтяных эмульсий в начальный период идет очень интенсивно, потом постепенно замедляется и часто уже через сутки прекращается. Об изменении
По этому способу полученные асфальтены обрабатывают в аппарате Сокслетта горячим бензином для удаления адсорбированных смол и выпавшего парафина. Результаты по содержанию асфальтенов получаются более правильными и надежными.
Исследовалось влияние механоактивационной обработки и количества дисперсной фазы на полидисперсное строение нефтяных остатков. В качестве сырья использовались нефтяные остатки первичного происхождения и асфальт пропановой деасфальтизации с различным количеством дисперсной фазы, косвенно оцениваемой по содержанию асфальтенов . Исходное сырье обрабатывалось ультразвуковым диспергатором УЗДН - 2Т в течение 5-30 минут при частоте 22 кГц. Затем образцы анализировались методом малоуглового рассеяния рентгеновских лучей, который позволяет изучать НДС, размеры частиц в которых значительно больше межатомных расстояний и составляют от 10 до 10000 А. Размеры частиц и их распределение относительно друг друга приведены в таблице, где R-радиус инерции частицы относительно ее центра масс, V - относительный объем, %.
Необходимо вести дальнейшие систематические исследования по накоплению данных о молекулярных весах смол и асфальтенов, как первичных, так и выделенных из остаточных продуктов переработки нефти, с использованием нескольких из названных выше индивидуальных углеводородов в качестве осадителей. Зная данные по содержанию асфальтенов в сырых нефтях основных месторождений страны, а также в тяжелых остатках продуктов переработки, определенные методом осаждения в стандартных условиях хотя бы одним из трех названных выше индивидуальных парафиновых углеводородов , а для некоторых нефтей — результаты осаждения асфальтенов всеми тремя методами, мы будем всегда иметь возможность получить вполне сравнимые результаты хотя бы по одному показателю.
Наиболее часто применяют экстракцию гептаном по методу Гольде :flo этому способу осадок , полученный при растворении навески испытуемого продукта в 40-кратном объёме деароматизированного бензина после выдержки в течение 12— 20 ч при 20 °С, переносят на фильтр и промывают холодным бензином до.тех пор, пока фильтрат не будет оставлять никакого масляного пятна после испарения. Затем полученные асфальтены обрабатывают в аппарате Сокслета горячим бензином до полного удаления адсорбированных смол и выпавшего парафина. Данный метод дает наиболее правильные и надежные результаты по содержанию асфальтенов,
Дистиллятные продукты процессов обычного висбрекинга и аква-конверсии мало различаются между собой, однако остаток процесса акваконверсии характеризуется меньшими значениями плотности и вязкости, при более низких показателях по содержанию асфальтенов и коксуемости .
Колонки с адсорбентом и растворами термостатируют, растворители при этом испаряются. Таким образом, в первой колонке оказывается проба .мальтенов, а во второй — битума. Далее растворителями одинакового набора вымывают соответствующие этим растворителям группы соединений из пробы мальтенов и пробы битума. Поскольку раствор в парафиновом углеводороде в отличие от раствора в ароматичес-,ком углеводороде не содержит растворенных асфальтенов, общая Площадь пиков, получаемых при разделении мальтенов, меньше общей площади пиков, получаемых при разделении битума, на величину, соответствующую содержанию асфальтенов в анализируемом битуме. При этом нужно учитывать возможное неравенство количеств мальтенов и .битума, взятых на хро-матографирование. Это может быть сделано сравнением пиков, полученных при элюировании изооктаном (((5, 6J. Таким образом, на анализ группового химического состава битумов затрачивается не более 2ч. Определение проводят хроматографическим методом, но принцип использования экстрагирования при выделении асфальтенов не нарушается.
тельные процессы в таких топливах идут очень медленно. Гидроо — чище иные реактивные топлива, хотя в них удалены гетеросоедине — ния, тем не менее легче окисляются кислородом воздуха ввиду удаления природных антиокислителей и образуют смолоподобные прод/кты нейтрального и кислотного характера. Для повышения химической стабильности гидроочищенных топлив добавляют ан — тиокйслительные присадки . Химическая стабильность реактивных топлив оценивается по йодным числам и содержанию фактических смол.
Топливо заливают в бутылки емкостью 0,5 л из темного стекла, которые помещают в сушильный шкаф и выдерживают при температуре 100 + 3 °С два этапа по 8 ч каждый. Стабильность топлива оценивают по изменению оптической плотности топлива, кислотности, содержанию фактических смол и осадка. Оптическую плотность топлива до и после окисления определяют с помощью фотоэлектроколориметра ФЭК-М или ФЭК-56. Осадок в топливе определяют путем взвешивания и доведения до постоянной массы бумажного фильтра . Кислотность и со-держание фактических смол определяют стандартными методами. У/ б табл. 14 представлены данные по изменению качества дизельных то-%лив при их хранении в резервуарах и после окисления выбранным методом, с медной пластинкой и без нее. Полученные результаты подтверждают пригодность метода для оценки химической стабильности дизельных топлив в условиях хранения. Обращает на себя внимание разная чувствительность топлив к каталитическому воздействию меди. В некоторых топливах медная пластинка влияет, главным образрм, на оптическую плотность, в других-на кислотность или содержание смол и осадка. Необходимы дальнейшие работы по накоплению сравнительных данных по оценке стабильности топлив в условиях хранения и лабораторным методом, что позволит уточнить нормы по оценочным показателям лабораторного метода.
Кроме этих опытов, были проведены эксперименты со смесями бензина термического крекинга, сходного с этим же бензином, предварительно «состаренным» хранением в термостате при 50° С. Приготовленные смеси по содержанию фактических смол соответствовали практически всем бензинам, которые встречаются в практике эксплуатации автомобилей. Изменение количества фактических смол в бензине термического крекинга в пределах от 5 до 60 лгг/100 мл практически не влияет на образование нагара в камере сгорания двигателя:
Бензин А-66 содержит большое количество соединений, склонных к окислению, имеет наиболее низкую длительность индукционного периода окисления и поэтому для него установлены наиболее высокие нормы по содержанию фактических смол — 7 мг/ЮО мл на месте производства и 15 мг/\00 мл на месте применения. Следует отметить, что для этого бензина и разность в нормах на месте применения и на месте производства также наибольшая — 8 л«г/100 мл, что объясняется меньшей химической стабильностью бензина А-66 по сравнению с другими марками .
Вместе с повышением содержания фактических смол в бензине начинает увеличиваться кислотность. Однако предельное ее значение достигается обычно после того, как бензин станет некондиционным по содержанию фактических смол.
По содержанию фактических смол и кислотности свежие бензины, как правило, имеют значительный запас качества. Однако оба показателя с течением времени могут меняться, особенно содержание фактических смол, поэтому их надо регулярно контролировать.
Топливо заливают в бутылки емкостью 0.5 л из темного стекла, которые помещают в сушильный шкаф и выдерживают при 100±3°С в два этапа по 8 ч каждый. Стабильность топлива оценивают по изменению оптической плотности топлива, кислотности, содержанию фактических смол и осадка. Оптическую плотность топлива до и после окисления определяют с помощью фотоэлектроколориметра ФЭК-14 или ФЭК-56. Осадок в топливе определяют путем взвешивания и доведения до постоянной массы бумажного фильтра . Кислотность и содержание фактических смол определяют стандартными методами.
Количество отложений в двигателе и возможный пробег его до появления неисправностей прямо пропорциональны содержанию фактических смол в бензине . Поэтому содержание фактических смол в автомобильных бензинах ограничивается 5—7 мг на 100 мл на местах производства не более 10—20 мг на 100 мл на местах применения.
Срок хранения автомобильных бензинов до достижения допустимого предела по содержанию фактических смол
Наличие в топливе кислородсодержащих соединений характеризуется содержанием фактических смол. В табл. 3. 43 и на рис. 3. 54 показано влияние содержания фактических смол в дизельном топливе на нагарообразование в двигателе. В табл. 3. 55 приведены данные по содержанию фактических смол ^ .Л
а — оценка по индукционному периоду окисления: / — фенил-л-аминофенол; 2 — бензил-л-аминофенол; 3 — фенил-а-нафтиламин; 4 — 2,4-диметил-6-трег-бу-тилфенол; 5 — древесно-смоляной; 6 — фенил-а-нафтиламин; б — оценка по содержанию фактических смол . Структуру состоящую. Ступенчатым регулированием. Ступенчато противоточного. Связанного кислорода. Связующим веществом.
Главная -> Словарь
|
|