|
Главная -> Словарь
Сернистых азотистых
гидрида, в особенности на заводах, перерабатывающих сернистые « высокосернистые нефти, можно надеяться на успешное применение его для экстракции.
Такое направление не противоречит основной линии развития нефтеперерабатывающей промышленности — увеличению глубины отбора от нефти. В результате первичной переработки нефти получают 30—60% тяжелых остатков. Из-за повышенной вязкости их использование в качестве котельных топлив затрудняется; кроме того, при транспортировании таких продуктов создаются определенные неудобства. В течение нескольких десятков лет нефтяные остатки прямой перегонки при переработке их по топливной схеме подвергались термическому крекингу для снижения вязкости и получения дополнительного количества бензиновых фракций. Однако в связи с усложнением конструкции карбюраторных двигателей требования к качеству автомобильных бензинов существенно возросли. Кроме того, за последнее десятилетие ведущее место в топливном балансе страны надолго закрепили за собой сернистые, высокосернистые и высокосмолистые нефти Сибири, Башкирии И Татарии. Б результате значительно возросло содержание серы в остатках прямой перегонки, а следовательно, стало невозможным получить из этих остатков при помощи термического крекинга стандартное котельное топливо и базовый компонент автомобильных бензинов. Потребность в больших количествах малозольных углеродистых веществ, а также возможность получения маловязких дистиллятных топлив с содержанием серы на 15—20%, а золы на 85—90% меньше, чем в исходном сырье, обусловили строительство на нефтеперерабатывающих заводах установок коксования.
Сернистые Высокосернистые
Такое направление не противоречит основной линии развития нефтеперерабатывающей промышленности — увеличению глубины отбора от нефти. В результате первичной переработки нефти получают 30—60% тяжелых остатков. Из-за повышенной вязкости их использование в качестве котельных топлив затрудняется; кроме того, при транспортировании таких продуктов создаются определенные неудобства. В течение нескольких десятков лет нефтяные остатки прямой перегонки при переработке их по топливной схеме подвергались термическому крекингу для снижения вязкости и получения дополнительного количества бензиновых фракций. Однако в связи с усложнением конструкции карбюраторных двигателей требования к качеству автомобильных бензинов существенно воз-1 росли. Кроме того, за последнее десятилетие ведущее место в топливном балансе страны надолго закрепили за собой сернистые, высокосернистые и высокосмолистые нефти Сибири, Башкирии и Татарии. В результате значительно возросло содержание серы в остатках прямой перегонки, а следовательно, стало невозможным получить из этих остатков при помощи термического крекинга стандартное котельное топливо и базовый компонент автомобильных бензинов. Потребность в больших количествах малозольных углеродистых веществ, а также возможность получения маловязких дистиллятных топлив с содержанием серы на 15—20%, а золы на 85—90% меньше, чем в исходном сырье, обусловили строительство на нефтеперерабатывающих заводах установок коксования.
Среди основных параметров, определяющих качество нефтей, таких как плотность, фракционный и химический состав нефтепродуктов, распределение серы по узким фракциям наиболее значимыми являются плотность и показатель сернистости. Сера - одна из самых нежелательных примесей в составе сырых нефтей и конечного продукта, кокса. В зависимости от массовой доли серы, согласно ГОСТ 4.110-84, коксы также как и нефти классифицируются на малосернистые, сернистые, высокосернистые .
На сегодняшний день в шестнадцати районах республики разрабатывается до двадцати месторождений нефти, но несмотря на изобилие углеводородного сырья в регионе, башкирская нефть пригодна для производства кокса лишь теоретически, практически, она не удовлетворяет по качеству - нефти Башкирии классифицируются как тяжелые сернистые, высокосернистые. Общее содержание серы в них колеблется от 0,68 до 4,53 вес. % . По этим причинам НУНПЗ перерабатывает сернистую западно-сибирскую нефть. Западно-сибирская нефть является более пригодной для переработки, - различие свойств башкирских нефтей и нефтей западной сибири велико . В качестве добавок к сырьевым смесям используются также местные нефти типа арланской, девонской-туймазинской.
Возраст отложений "" малосернистые нефти •zo сернистые —»— высокосернистые------
i 1*ыесертеам» нефти сернистые высокосернистые
В соответствии с директивами наметили программу по развитию производства моторных топлив и куйбышевские нефтепереработчики. В настоящее время на предприятиях области перерабатываются сернистые, высокосернистые и высокопарафинистая мангышлакокая нефти. Поэ тому в последние годы на заводах широкое распространение получили процессы гидроочистки моторных топлив и процессы каталитического риформинга .
3 3 обессоленные малосернистые сернистые, высокосернистые флотские 1-й группы, присадки 2-й группы 3-й группы 0) 3 а о и о 3 X X ¦в-0. С
высокосернистые 3 4 4 4 4 4 4 4 3 4
Физико-химические свойства углеводородов, а также содержание сернистых, азотистых, кислородных соединений зависит от месторождения нефти. Имеются, например, малосернистые, сернистые, нафтенистые, парафинистые нефти и др.
Кислородные соединения. В отличие от других неуглеводородных примесей кислородные соединения постоянно накапливаются в топливе за счет окисления нестабильных углеводородов, сернистых, азотистых и первичных кислородных соединений. По скорости окислительных процессов судят о качестве топлив. Кислородные соединения, содержащиеся в топливах, можно разделить на органические кислоты, простые и сложные эфиры и смолисто-асфальтовые вещества.
При исследовании противоизносных свойств авиационных топлив необходимо наряду с изучением описанных выше зависимостей изучить механизм взаимодействия топлива с металлами контактируе-мых поверхностей. Многочисленные наблюдения за поверхностями трения, изучение состава продуктов износа, процессов, происходящих в тонких поверхностных слоях металлов, позволяют составить следующую общую схему взаимодействия топлив с металлами в процессе трения. Как только металлический образец погружается в топливо, на его поверхности адсорбируются поверхностно-активные молекулы гетероатомных соединений , а также молекулярный кислород и образуется тонкий граничный слой. Этот слой может воспринимать сравнительно большие, нормальные к поверхностям трения нагрузки и легко деформируется при приложении тангенциальных напряжений. При контактировании двух металлических поверхностей между ними будет находиться граничный слой из адсорбированных молекул. Если контактная нагрузка, скорость относительного перемещения и объемная температура топлива невелики, то тонкая граничная пленка выполняет роль эффективной смазки, а поверхностные слои окислов металла подвергаются в основном упругой деформации, причем деформацией охвачены очень тонкие слои окислов. При многократном упругом передеформировании окисных слоев происходит их усталостное разрушение, а на месте разрушенных окислов образуются новые вследствие окисления металла кислородом, всегда присутствующим в топливе или выделяющимся при разложении гетероатомных кислородных соединений.
топлива будет иметь высо-КУЮ термическую стабильность. Значительное снижение термической стабильности топлива происходит за счет различных гетероорганических соединений .
Материал для исследования получался нами фракционированием норийской нефти из скважин №№ 22, 23, 25, 27 и 31. Выделенные фракции 60—95°, 95—122°, 122—150° и 150— 200° давали отрицательную реакцию на непредельные углеводороды. С целью удаления некоторых сернистых, азотистых и кислородных соединений, присутствующих в качестве примесей в исследуемых фракциях, они подвергались обработке 73%-ной серной кислотой, 10%-ным раствором щелочи и водой, сушились над хлористым кальцием, а затем перегонялись в присутствии металлического натрия.
ного объема каждой ступени можно рассчитать, зная зависимость степени превращения сернистых, азотистых и непредельных соединений от температуры и объемной скорости подачи сырья. При этом максимально допустимый градиент температурив каждой секции не должен превышать 25 °С. В качестве хладагента между секциями, как правило, используется циркулирующий в системе водородсо-держащий газ.
Основными типами сернистых соединений в ТНО являются высокомолекулярные сульфиды с углеводородной частью парафинового, нафтенового, ароматического и смешанного строения, а также гомологи тиофанов и тиофенов. Молекулярная масса сернистых соединений составляет 250 — 10000. Основная часть сернис — тых соединений в ТНО соединена с ароматическими и смолисто — асфальтеновыми структурами, в состав которых могут входить и другие гетероатомы. Проявляется следующая закономерность в гетеросоединений: в нативных ТНО с высоким : смол и асфальтенов содержится больше сернистых, азотистых, кислородных и лоорганических
оборудования. Сырье установок подвергается предварительной глубокой гидроочистке от сернистых, азотистых и других соединений, а в случае переработки бензинов вторичных процессов — гидрированию непредельных углеводородов.
В книге приведены систематизированные данные о составе и свойствах гетероорганических соединений, присутствующих в реактивных топливах, краткая характеристика последних; изложены результаты исследования влияния гетероорганиче-скях соединений на термоокислительную стабильность и коррозионную активность реактивных топпив; рассмотрены также возможности применения инфракрасной спектроскопии в исследованиях химического строения гетероорганическпх соединений реактивных топлив. Помещенный в книге атлас инфракрасных спектров поглощения индивидуальных гетероорганических соединений может служить справочным материалом при исследованиях сернистых, азотистых и кислородных соединений реактивных топлив.
Средний молекулярный вес фракций смол превышает молекулярный вес соответствующих исходных топлив на 30—50 единиц для топлива ТС-1 и Т-1, на 80—130 единиц для топлива ДА. Значения плотности смолистых веществ приближаются к единице. Вычисленные по данным анализа эмпирические формулы указывают на циклическую структуру смол. Условно принимая, что в составе молекулы присутствует лишь один гетероатом, можно, с известной степенью приближения, рассчитать состав полученных фракций смол по содержанию в них сернистых, азотистых и кислородных соединений:
Приведенное распределение по группам является условным, поскольку выделенные смолы являлись сложной системой веществ со свойствами сернистых, азотистых и кислородных соединений, частью, надо полагать, включавшей соединения, в молекуле которых сера, кислород и азот присутствовали одновременно. Сотрудников института. Сернокислотном алкилировании. Совершенно недостаточно. Совершенно прозрачного. Советская трубчатка.
Главная -> Словарь
|
|