|
Главная -> Словарь
Токсичные соединения
* Токсичные компоненты. ** Канцероген.
Все токсичные компоненты отработавших газов можно разделить на несколько групп.
В 1966 г. в Калифорнии были установлены нормы на токсичные компоненты отработавших газов: содержание окиси углерода не более 1,5 вес. % и углеводородов — не более 275-Ю"4 вес. %, независимо от литража двигателей. Однако впоследствии требования к двигателям различного литража были дифференцированы: для двигателей литражом 0,82—1,64 л содержание окиси углерода должно быть не более 2,3 вес. °о и углеводородов — не более 410 • 10~4 вес. %; для двигателей литражом 1,64—2,29 л — 2,0 и 350, и для двигателей литражом более 2,29 л — 1,5 и 275 соответственно. Ожидается, что в ближайшее время эти нормы будут более жесткими — 1,5 и 180 X Х10~4 вес. % соответственно. Предполагается введение нормы и на содержание окислов азота . Все ис-
- категория 6 - опасные отработанные нефтепродукты, содержащие особо токсичные компоненты , подлежащие уничтожению на специальных установках по согласованию с Госкомэкологией РБ.
Все промышленные газообразные отходы можно разделить на две основные группы: 1) содержащие токсичные компоненты в, виде твердых включений и пыли и 2) содержащие токсичные компоненты в виде паров или газов.
Газообразные отходы могут содержать токсичные компоненты в виде взвешенных частиц пыли и тумана, а также паров и газов. Очистка технологических и вентиляционных выбросов от взвешенных частиц на практике осуществляется в аппаратах различных конструкций, которые подразделяются на четыре основные группы:
низкие выбросы СО. Уровни выбросов углеводородов также примерно одинаковы, но их состав принципиально различен. Вредное воздействие углеводородов, образующихся в продуктах сгорания нефтяных топлив, обусловлено главным образом образованием смога. При работе на природном газе углеводородная часть отработавших газов состоит в основном из метана, обладающего высокой устойчивостью к образованию смога. Оксиды азота — наиболее токсичные компоненты отработавших газов. Их максимальное содержание для газового двигателя примерно в два раза меньше, чем у бензинового. Оно может быть еще снижено в 2—3 раза за счет регулировки состава топливной смеси.
- процессы газоочистки, обусловленные необходимостью выделять из образующихся газообразных продуктов как ценные, так и токсичные компоненты ;
компонентов загрязнений в соединения со значительной химической и биологической активностью. Образуются кислоты, кар-бонилсодержащие соединения, спирты, пероксиды, сульфоксиды и др. Вследствие этого содержание кислорода в загрязнениях может достигнуть высокого уровня — более 15%. В результате фотоокисления значительно увеличивается доля водорастворимых компонентов. Возникают сильно полярные соединения, способствующие растворению других продуктов. Образующиеся ПАВ способствуют возникновению и стабилизации эмульсий. В результате может измениться вязкость всей массы загрязнений, увеличиться их общая токсичность; однако токсичные компоненты также могут разлагаться.
Весьма перспективен германский процесс ENTRA. Основа данной технологии — использование различия энергий связи в молекулах углеводородов, сложных эфиров и триглицеридов растительных масел, с одной стороны, и в молекулах примесей и эко-логоопасных соединений — с другой. Это позволяет разрушать последние при термокрекинге, не затрагивая первых . Присадки, продукты старения и токсичные компоненты разлагаются с образованием битуминозного материала; выход светло-желтого базового масла достигает при этом 85% . Такое масло нуждается лишь в небольшой доочистке с применением 1% серной кислоты и 1% фул-леровой земли . Использование при крекинге натрия и природного сорбента дает дополнительные гарантии удаления эко-логоопасных продуктов.
6. Токсичные компоненты отработавших газов двигателя внутреннего сгорания являются одним из основных источников загрязнения воздушного бассейна. Снижение их содержания в составе отработавших газов необходимо как с точки зрения
В автомобильных двигателях химическая энергия топлива преобразуется в тепловую, а затем в механическую работу. Переход химической энергии в работу осуществляется в процессах сгорания компонентов энергоносителя, чаще всего углеводородного топлива, в среде воздуха. Если бы углерод и водород сгорали в двигателях полностью, то образовывались бы такие нетоксичные газы, как диоксид углерода и пары воды . Однако, если мы приготовим рабочую смесь в камере сгорания, в составе которой будет необходимое количество кислорода для сгорания углерода и водорода, полного сгорания не произойдет. В каких-то местах камеры сгорания будет недостаточно кислорода, а в каких-то будет его избыток. В пристеночных слоях топли-вовоздушной смеси, где ниже температура, скорость сгорания и образующиеся продукты окисления будут различны. Создание равномерной и гомогенной смеси является важнейшим этапом в процессе смесеобразования. От качества этого процесса зависит и состав продуктов неполного сгорания топлива, в которых содержатся многие токсичные соединения,' входящие в отработавшие газы автомобиля. Кроме того, при высоких температурах происходит разложение несгоревших углеводородов с образованием радикалов, образующих новые структуры соединений. В составе таких веществ участвуют сероорганиче-ские, азотистые и кислородные соединения, а также продукты распада различных присадок к топливам и маслам.
Глобальное загрязнение биосферы ПХД имеет место несмотря на то, что из 209 известных изомеров в виде загрязнений встречается только половина. Реально или потенциально токсичные соединения, способные к биоаккумуляции, составляют еще меньшую долю: всего 36 .
Представляется, что квалифицированная вторичная переработка ОСМ позволит эффективно решить проблему обезвреживания высокотоксичных отходов, содержащих ПХД, диоксины, ПА и др. Однако современные процессы, как правило, этого не обеспечивают. Адсорбционная очистка активированными глинами не всегда удаляет из ОСМ токсичные соединения типа ПХД. Утилизация такого отработанного сорбента, кроме того, сама представляет существенную проблему. Вопрос может быть решен путем комбинирования адсорбционной очистки и модифицированной гидроочистки. Такой процесс позволяет удалять из отработанных нефтяных масел галогенпроизводные различного строения. На первой стадии осуществляют адсорбционную очистку активированным углем или оксидом алюминия. На второй стадии при 260— 290°С и давлении 4,2 — 5,2 МПа ведут гидроочистку на алюмони-кельмолибденовом катализаторе, способствующем дегалогениро-ванию дифенилов. Содержание ПХД в масле при этом снижается до 1 млн"1. Отличием данного процесса от традиционного является разделение продуктов гидрогенизации в атмосфере азота на фракции очищенного масла, полимерных ароматических соединений, легких углеводородов и соляной кислоты. Масляную фракцию за-
Токсичность продуктов сгорания топлив гораздо выше, чем жидких и газообразных топлив. Продукты сгорания содержат следующие наиболее токсичные соединения: окись углерода , оксиды азота NXO , сажа , оксиды серы , соединения свинца , бензпирен.
тически не содержащих экстрагируемые или летучие многоядерные.конденсированные ароматические канцерогенные и токсичные соединения, по новым технологиям, исключающим выгрузку, хранение, транспортировку и переработку промежуточных КМ в открытых системах. К таким полупродуктам, в частности, относятся сырые коксы и пеки. Из вышесказанного очевидно, что перспективы производства и применения этих важных полупродуктов нефтепереработки зависят не только от возрастающей потребности различных отраслей промышленности в них, но и от экологичности технологий их производства, переработки и применения.
При значительном превышении указанных концентраций возможны хронические и острые отравления. Хронические отравления начинаются с неприятных ощущений: слабость, головная боль, нервное расстройство, воспаление слизистых оболочек, головокружение, тошнота и др. Если не изменить обстановку и пренебречь охраной труда и личной безопасностью, то действие отрицательных факторов будет возрастать. Многие токсичные соединения накапливаются в крови, в результате чего возникают серьезные, трудноизлечимые заболевания.
бированы кислоты, кислотообразующие газы, токсичные соединения и ра-
Непрерывное увеличение масштабов переработки нефти, особенно сернистой, определяет и весьма большой расход дефицитного едкого натра. Вместе с тем отработанные растворы едкого натра представляют собой ядовитые промышленные стоки, так как содержат свободную щелочь, сернистые и другие токсичные соединения. Такие стоки'вносят осложнения в работу канализа-ционно-очистных сооружений нефтезаводов и отравляют принимающие их водоемы.
Однако широкое применение анизола ограничивается недостаточным объемом промышленного производства. Преобладающая часть известных способов получения анизола имеет препаративное значение, кроме того, для его синтеза используются дорогостоящие и токсичные соединения. Наибольший практический интерес представляет процесс алкилирования фенола
Рассмотрим более подробно токсичность продуктов сгорания и влияние качества топлива на состав отработавших газов. Продукты сгорания в двигателях содержат следующие основные токсичные соединения, представляющие наибольшую опасность:
Одновременно резко сокращается выпуск этилированных бензинов или значительно уменьшается содержание в них тетраалкилсвинца , что вызвано требованиями охраны окружающей среды, так как вместе с выхлопными газами в атмосферу выбрасываются токсичные соединения углерода, серы, азота и свинца, а продукты разложения тетраалкилсвинца оказывают отравляющее действие на катализаторы дожига выхлопных газов двигателей . Торможение окисления. Тормозного устройства. Товарного котельного. Техническому состоянию. Тракторов комбайнов.
Главная -> Словарь
|
|