|
Главная -> Словарь
Турбореактивных двигателей
Одной из важных характеристик топлива, позволяющих судить о его пусковых свойствах и о стабильности процесса горения, является температура самовоспламенения паров топлива, т. е. такая температура, при которой происходит самовоспламенение горючей смеси без контакта с открытым пламенем. Процесс самовоспламенения горючей смеси встречается во всех двигателях внутреннего сгорания. Дизельные двигатели работают на основе этого процесса. В двигателях с воспламенением от искры самовоспламенение горючей смеси является крайне нежелательным и даже вредным явлением, так как нарушает нормальный процесс сгорания. В турбореактивных двигателях самовоспламенение горючей смеси — явление положительное, способствующее более устойчивому процессу сгорания.
В основных узлах трения турбореактивного двигателя подшипники качения шариковые или роликовые. Таким образом, основным видом трения в турбореактивном двигателе является трение качения. Коэффициент трения подшипников качения составляет в среднем 0,002—0,004, в то время как в подшипниках скольжения коэффициент трения может достигать величины 0,01. Следовательно, затраты мощности на преодоление сил трения в турбореактивных двигателях сравнительно невелики. Незначительный пусковой крутящий мо-. мент подшипников качения значительно облегчает запуск двигателя при низких температурах. Подшипники качения требуют небольших количеств смазки и могут надежно работать на маловязких смазочных маслах. Подшипники компрессора при работе нагреваются приблизительно до 100—150° С, подшипники турбины до 150—200° С, а после останова двигателя из-за прекращения циркуляции масла и внешнего обдува температура подшипника может возрасти до 250° С. Это способствует испарению масла, а в случае наличия в нем нестабильных составных частей создает условия для лакообразования.
Так как в современных турбореактивных двигателях расход масла незначительный, в маслосистему заливается относительно небольшое количество масла . Для обеспечения отвода тепла от узлов трения масло циркулирует в системе и проходит через двигатель около 70—100 раз в час. В связи с тем, что масло в двигателе интенсивно перемешивается с воздухом и вспенивается, необходимо предъявлять повышенные требования к его стабильности*
Описанные условия работы масла в турбореактивных двигателях создают большие трудности при выборе масла.
В синтетические масла, работающие при высокой температуре в турбореактивных двигателях, рекомендуется добавлять эфиры антраниловой кислоты, обладающие антиокислительными и противокоррозионными свойствами . Высоким антиокислительным действием обладают производные аминофенола, например М,М-диалкил-л-аминофенолы или N-арил-о-аминофенолы . В работе в качестве антиокислительных присадок к синтетическим маслам предлагаются азотсодержащие производные N-фенилкарбамилмалеуровой кислоты.
Для ингибирования коррозии в масла, применяемые в турбореактивных двигателях, вводят замещенные пиримидина .
В турбореактивных двигателях смазочное масло используется для охлаждения и смазки роликовых и шариковых подшипников турбоком прессорного агрегата, шестерен коробки отбора мощности, редуктора и других узлов трения, а также как обычная гидравлическая жидкость в системах регулирования и автоматики. Кроме того, смазочное масло должно защищать трущиеся поверхности от коррозии.
Средний часовой расход масла МК-6 в дозвуковых турбореактивных двигателях
ми противоизносные свойства и термоокислительную стабильность. Пред-' назначено для применения в турбореактивных двигателях при высоких т-рах.
Авиационные смазочные масла делятся на масла для поршневых и газотурбинных двигателей. В поршневых двигателях применяются масла селективной очистки VYC-14 и МС-20, масло кислотной очистки МК.-22; в турбореактивных двигателях — масла фе-нольной очистки МС-6 и МС-8, синтетические масла на основе сложных эфиров жирных кислот. Для турбореактивных двигателей используют смеси, состоящие из масел МК-8 и МС-20, взятых в различных соотношениях .
В современных .турбореактивных двигателях м,асло работает при температурах 140—160 °С в контакте с различными металлами и воздухом. Это способствует интенсивному окислению масла и образованию смолистых отложений, лаков и нагаров, вызывающих абразивный износ трущихся поверхностей. В связи с этим повышенные требования предъявляются к термоокислительной стабильности и испаряемости масел для ТРД. Они должны также обладать хорошими вязкостно-температурными свойствами, обеспечивая легкий запуск двигателя при температурах окружающего воздуха до —50 °С, и в то же время иметь достаточно высокую вязкость при максимальных температурах. Следовательно, эти масла наряду с хорошими высокотемпературными -свойствами должны быть подвижными при низких температурах, т. е. иметь низкую температуру застывания. Для их приготовления используют высокоочищенные дистилляты узкого фракционного состава, подвергнутые глубокой депарафинизации. Необходимый уровень эксплуатационных свойств масел обеспечивается введением присадок. Производится несколько сортов нефтяных масел для ТРД , их свойства должны быть следующими:
масла для турбореактивных двигателей маловязкие, с низкой температурой застывания;
Синтетические масла на основе диэфиров в настоящее время применяют в чистом виде и в смеси с нефтяными маслами для смазки турбореактивных двигателей , различных механизмов, аппаратов, приборов. Особенно хороши диэфирные масла для смазки узлов трения, работающих при малых нагрузках, но в широком диапазоне температур . Диэфирные масла могут использоваться в качестве жидкостей для гидравлических систем. Для улучшения свойств синтетических диэфирных масел к ним добавляются различные присадки .
Полигликолевые масла могут применяться в различных областях техники: для смазки турбореактивных двигателей, в качестве трансмиссионных масел, для работы при высоких нагрузках и температурах, в качестве компрессорных масел, как жидкости гидросистем и т. д.
Важным эксплуатационным свойством масел для турбореактивных двигателей является температура воспламенения. Попадая в подшипник турбины, который расположен вблизи горячих узлов двигателя, масло подвергается воздействию))) высоких температур, •что может вызвать его воспламенение.
2. МАРКИ МАСЕЛ ДЛЯ ТУРБОРЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
В настоящее время в СССР в качестве масел для турбореактивных двигателей применяются маловязкие дистиллятные масла МК-8, МК.-8П, МС-6, МК-6, трансформаторные, а также синтетическое масло ВНИИ-НП-50-1-4Ф. Технические требования на эти масла приведены в табл. 38.
Таблица 38 Технические требования на масла для турбореактивных двигателей
— для турбореактивных двигателей 134, 172, 173
2. Марки масел для турбореактивных двигателей........172
Для турбореактивных двигателей
В качестве моторных топлив находят применение различные нефтепродукты: те, что обычно называются «бензин», жидкие газы как правило, пропан и бутан), керосин и легкий газойль — топливо турбореактивных двигателей и автомобильных дизелей. Некоторые реактивные двигатели используют в качестве топлива широкую фракцию, в состав которой входит бензин и керосин. Турбулентной структуры. Технологических исследований. Технологических операциях. Технологических показателей.
Главная -> Словарь
|
|