|
Главная -> Словарь
Возможных компонентов
Дж. Эрдман по ПМР спектрам рассчитал, что в нафтеновых циклах макромолекул шести изучавшихся им образцов на-тивных асфальтенов содержится от 14 до 19% общего числа атомов С. Используя эмпирическую формулу Р. Вильямса Св = 0,543 , где Сн — доля нафтеновы-х атомов С, а Нм и Нму — количество атомов Н в группах СН3 и соответственно j авторы работ получили более высокие значения Сн для асфальтенов из ряда других нефтей . В алициклических фрагментах молекул асфальтенов из гудрона арланской нефти содержалось 48% атомов С . Интервал возможных изменений величины Сн полнее всего, очевидно, охватил М. А. Бестужев, показавший, что в нафтеновых структурах нативных асфальтенов может содержаться от 6 до 56% атомов С .
Однако скорости переноса этих групп, вычисленные по отношению степеней обмена этил- и н-алкилбензолов с 14С-бензолом, могут отличаться вследствие колебаний активности катализатора, разного содержания следов влаги в исходных продуктах, активирующих катализатор, а также возможных изменений условий процесса.
При изменении концентрации компонента а от хв до 1 температура кипящей жидкости изменяется от te до ta, имеется только одна жидкая фаза, а концентрация равновесных паров при этом изменяется от значения г/едо 1 . Из рис. 2. 24 и 2. 25 следует, что при любом составе исходной жидкости равновесные пары отличаются более высокой концентрацией компонента а, т. е. для всех возможных изменений системы компонент а является НКК, а компонент w ВКК.
- наличие резервов интенсификации. Любой процесс не может быть абсолютно совершенным. В ходе эксплуатации появляются предложения, улучшающие процесс. Поэтому и технология, и конструкция аппаратов, и их компоновка должны быть рассчитаны с учетом возможных изменений;
Термокаталитические реакции протекают совершенно иначе. Характерной особенностью их является прежде всего соблюдение принципа наименьших возможных изменений, что находится в соответствии с требованиями термодинамики и положений о свободной энергии молекул. Эти превращения требуют участия каталитических веществ, главным образом алюмосиликатного тина. При этом результаты термокаталитического превращения могут и не соответствовать простым термическим превращениям, которые могли бы протекать под влиянием только одного температурного фактора. Термокаталитические реакции при низких температурах, вообще говоря, протекают медленно в отличие от чисто термических реакций при высоких температурах.
- наличие резервов интенсификации. Любой процесс не может быть абсолютно совершенным. В ходе эксплуатации появляются предложения, улучшающие процесс. Поэтому и технология, и конструкция аппаратов, и их компоновка должны быть рассчитаны с учетом возможных изменений;
го вещества, охватывающими область возможных изменений кон-
Поддержание установленных параметров процесса газификации зависит главным образом от наличия обученного обслуживающего персонала и согласованности в работе ГГС и потребителя — ретортного корпуса. Персонал ГГС во время возможных изменений количества отбираемого газа должен действовать оперативно.
1. Устойчивость к нагреванию и колебаниям температуры в пределах до 350—900 °С. Некоторый запас требуется ввиду возможных изменений температуры в реакторе при колебаниях подачи сырья, воздуха и т.д. Особенно важно подчеркнуть стойкость нагретого носителя по отношению к растрескиванию при попадании на него капель жидкости, что, как показывает практика, в производственных условиях иногда бывает.
Выделение нафтенов из нефти удалось осуществить только в случае бензиновых фракций. В более высококипящих фракциях очень быстро возрастает число изомеров, во-первых, вследствие возможных изменений в числе атомов углерода в кольце, во-вторых, вследствие возможности цис- и т/?анс-положения заместителей и стереоизомерии кольца, в-третьих, вследствие различия способов связи различных нафтеновых колец, между собой.
Возможные значения спектральных параметров ядер углерода 13С лежат в широком диапазоне. Для углеводородов нефтей величина химического сдвига может принимать значения от 5 до 150 м. д.; величина Тх — от 0,2 до 250 с; г — от 0,0 до 2,0 . Однако диапазоны возможных изменений этих параметров для ядер углерода любого фиксированного структурного фрагмента существенно уже. В частности, ядро протонированных С-ато-мов тяжелых углеводородов релаксирует практически только по диполь-ди-польному механизму, вследствие чего для них значение и = 2,0 .
Если ионизации подвергается смесь, состоящая из нескольких компонентов, то получаемый масс-спектр представляет собой аддитивное наложение масс-спектров индивидуальных компонентов. Для определения количественного состава смеси по ее масс-спектру предварительно должна быть проведена калибровка прибора по каждому из возможных компонентов смеси. При калибровке, во-первых, снимается масс-спектр индивидуального соединения; для этой цели индивидуальное соединение вводят в систему напуска масс-спектрометра, предварительно подготовленного к анализу, и регистрируют ионные токи в диапазоне массовых чисел от 15 до М + 14, где М — молекулярный вес калибровочного соединения, измеряют высоты пиков, отвечающие каждому зарегистрированному массовому числу, и приводят все величины к одной шкале измерений.
В заключение интересно сопоставить превращения фенолов с превращениями других кислых соединений — возможных компонентов различных смол. Их простейшими моделями являются тиофенол и бензойная кислота. Было показано, что бензойная кислота менее устойчива, чем фенол. В качестве катализаторов использовали Мо03 на угле 127, а также WS2 и железный катализатор при низкой температуре 70. В присутствии MoS2 тиофенол восстанавливается в 28,5 раз быстрее фенола120. Эти закономерности сохраняются при использовании промышленного железного катализатора . Опыты с индивидуальными соединениями дают тот же результат: если фенол превращается при 300 кгс/см2 и 485 °С на 36,5% за 3 ч, то бензойная кислота превращается нацело, давая 62,3% бензола, 26,4% толуола и 0,4% нафтеновых углеводородов
В связи с острой необходимостью дальнейшего расширения ресурсов моторных топлив для флота страны проведены подробные исследования физико-химических свойств и группового углеводородного состава дистиллятных и остаточных нефтяных фракций, полученных на типовых технологических установках различной глубины переработки нефти, в качестве возможных компонентов топлив для всех типов судовых дизелей. При этом выбраны малодефицитные нефтепродукты со значительными сырьевыми ресурсами, не нашедшие в настоящее время достаточно квалифицированного применения и имеющие в то же время относительно низкую стоимость.
В качестве возможных компонентов судовых высоковязких топлив были выбраны остатки прямой перегонки нефти: мазуты , гудроны из смеси сернистых западносибирских и высокосернистой арланской нефтей и асфальтиты процесса деасфальти-зации гудронов, а также остатки вторичных процессов: крекинг-остатки процесса висбрекинга гудронов тех же западносибирских и арланской нефтей, утяжеленный вакуумной перегонкой крекинг-остаток из остаточного сырья - вакуумированный крекинг-остаток и крекинг-остаток из дистиллятного сырья - дистиллят-ный крекинг-остаток .
В качестве дистиллятных фракций были использованы легкие и тяжелые газойли, а также их балансовые смеси - керосино-газойле-вые фракции деструктивных процессов: замедленного коксования, каталитического и термического крекингов, висбрекинга и прямой перегонки нефти. А в качестве остаточных компонентов высоковязких судовых топлив - тяжелые нефтяные остатки: гудроны ГЗ и ГА, крекинг-остатки дистиллятный - ДКО и остаточные - КЗ и КА, а также остаточный крекинг-остаток после его вакуумной перегонки - ВКО. Качественная характеристика возможных компонентов судового высоковязкого топлива приведена в п.2.2 .
В связи с острой необходимостью дальнейшего расширения ресурсов моторных топлив для флота страны проведены подробные исследования физико-химических свойств и группового углеводородного состава дистиллятных и остаточных нефтяных фракций, полученных на типовых технологических установках различной глубины переработки нефти, в качестве возможных компонентов топлив для всех типов судовых дизелей. При этом выбраны малодефицитные нефтепродукты со значительными сырьевыми ресурсами, не нашедшие в настоящее время достаточно квалифицированного применения и имеющие в то же время относительно низкую стоимость.
В качестве возможных компонентов судовых высоковязких топлив были выбраны остатки прямой перегонки нефти: мазуты , гудроны из смеси сернистых западносибирских и высокосернистой арланской нефтей и асфальтиты процесса деасфальти-зации гудронов, а также остатки вторичных процессов: крекинг-остатки процесса висбрекинга гудронов тех же западносибирских и арланской нефтей, утяжеленный вакуумной перегонкой крекинг-остаток из остаточного сырья - вакуумированный крекинг-остаток и крекинг-остаток из дистиллятного сырья - дистиллят-ный крекинг-остаток .
В качестве дистиллятных фракций были использованы легкие и тяжелые газойли, а также их балансовые смеси - керосино-газойле-вые фракции деструктивных процессов: замедленного коксования, каталитического и термического крекингов, висбрекинга и прямой перегонки нефти. А в качестве остаточных компонентов высоковязких судовых топлив - тяжелые нефтяные остатки: гудроны ГЗ и ГА, крекинг-остатки дистиллятный - ДКО и остаточные - КЗ и КА, а также остаточный крекинг-остаток после его вакуумной перегонки - ВКО. Качественная характеристика возможных компонентов судового высоковязкого топлива приведена в п.2.2 .
В заключение интересно сопоставить превращения фенолов с превращениями других кислых соединений — возможных компонентов различных смол. Их простейшими моделями являются тиофенол и бензойная кислота. Было показано, что бензойная кислота менее устойчива, чем фенол. В качестве катализаторов использовали Мо03 на угле 127, а также WS2 и железный катализатор при низкой температуре 70. В присутствии MoS2 'тиофенол восстанавливается в 28,5 раз быстрее фенола 120. Эти закономерности сохраняются при использовании промышленного железного катализатора . Опыты с индивидуальными соединениями дают тот же результат: если фенол превращается при 300 кгс/см2 и 485 °С на 36,5% за 3 ч, то бензойная кислота превращается нацело, давая 62,3% бензола, 26,4% толуола и 0,4% нафтеновых углеводородов
Спектральный анализ наиболее применим к легким топливам; ввиду огромного числа возможных компонентов в более тяжелых топливах и отсутствия этих компонентов в чистом виде применение спектральных методов к керосино-газойлевым фракциям ограничено. Но во многих случаях их можно успешно использовать и для этих топлив, например, для определения, конденсированных ароматических углеводородов, отдельных структурных элементов или установления структуры неизвестных индивидуальных соединений, для исследования кислородсодержащих, сернистых и азотистых соединений .
вляет '1 % и значительно меньше ошибки анализа по спектрам комбинационного рассеяния. Таким образом, анализ по инфракрасным спектрам поглощения имеет преимущества в отношении быстроты и точности. Ооновной его недостаток—необходимрсть применения чистых компонентов анализируемых смесей для «калибровки» прибора. Применение метода целесообразно при анализе серийных образцов с одним и тем же числом возможных компонентов. Возможность разработать. Выделения растворенной. Возможность совмещения. Возможность вычислить. Возможность возникновения.
Главная -> Словарь
|
|