|
Главная -> Словарь
Углеводородов бензиновых
По углеводородному составу нефти относятся к парафино-нафтеновым . Содержание ароматических углеводородов колеблется в пределах 7—20% и 11—22% . Фракции ахловской нефти, выкипающие до 200 °С, содержат меньшее количество парафиновых и ароматических углеводородов.
200 °С, от 3 до 21% . Керосиновые фракции и фракции выше 350 "С более арома-тизованы и содержат 21—30% ароматических углеводородов. Бензиновые фракции, отобранные до 120 и 200 °С, имеют октановые числа в чистом виде соответственно 74 и 62,8. Бензиновые фракции разных температур отбора содержат до 60% нафтеновых углеводородов и мало серы , поэтому являются хорошим сырьем для каталитического риформинга.
Из группы пефтен, относящихся к Азовской антиклинальной зоне, нефть месторождения Зыбза-Глубокий Яр характеризуется относительной плотностью 0,8946, повышенной кислотностью и средним содержанием смол , содержит 2,0% парафина и относится к малосерпистым псфтим . Суммарный выход светлых фракций до 350 °С составляет 43,7%, в том числе 15% фракций до 200 °С. Абипо-украипская нефть более тяжелая , высокосмолистая , с высокой кислотностью и повышенным содержанием серы . Содержание парафина в нефти 0,8%. Выход фракций до 200 и 350 °С соответственно 6,4 и 32,1%. Обе нефти нафтепо-парафиновые . Бензиновые фракции содержат 3 —17% ароматических углеводородов; в более тяжелых фракциях количество их увеличивается с 17—20 до 46—60% . Бензиновые фракции, выкипающие в пределах 28—200 °С, нефти месторождения Зыбза-Глубокий Яр и абино-украинская имеют октановые числа в чистом виде соответственно 49,4 и 58.
Сравнительные данные по свойствам и химическому составу бензиновых фракций как сырья для процессов изомеризации и каталитического риформинга показывают, что по групповому углеводородному составу бензиновые фракции большинства нефтей различаются мало и характеризуются высоким содержанием нафтеновых углеводородов. В некоторых фракциях содержание нафтеновых углеводородов достигает 40—Г;0% и более . Бензиновые фракции содержат мало серы, что делает их еще более благоприятным сырьем для процессов каталитической ароматизации и риформпрования. Для сравнения можно указать, что аналогичные фракции большинства нефтей восточных районов страны и несортовые нефти Азербайджанской ССР содержат лишь 25—28% нафтеновых углеводородов.
Бензиновые фракции из рыбальской нефти богаты ароматическими углеводородами. Так, их содержание во фракциях 95 —122 и 122—150 °С составляет 30 и 34% соответственно при содержании парафиновых углеводородов 20— 30%. Содержание серы в бензинах очень низкое и не превышает 0,05 вес. %.
Бензиновые фракции большинства добываемых нефтей как советских, так и зарубежных, Содержат относительно немного нафтенов . Поэтому увеличение выхода ароматических углеводородов при каталитическом риформннге требует не только исчерпывающей ароматизации нафтенов, но и возможно более широкого вовлечения в реакцию дегидроциклизащш,парафинов, а также повышения селективности этой реакции. Как было показано в гл. 5,
Из нефти могут быть получены компоненты бензина А-74 , Б-70 и А-66 . Вследствие высокого содержания нафтеновых углеводородов бензиновые фракции являются хорошим сырьем для каталитического риформинга.
Если термический крекинг ведут'при умеренных температурах, то заметного изменения структуры молекул расщепляющихся углеводородов не происходит. Так, при крекинге твердого парафина в основном образуются парафиновые и олефиновые углеводороды нормального строения, а при крекинге газойлей с высоким содержанием циклических углеводородов — бензиновые фракции, имеющие преимущественно нафтеновый и ароматическ"й характер.
Получаемый при обычном процессе синтеза бензин имеет низкое октановое число, так как содержит в основном парафиновые углеводороды нормального строения. Поэтому в настоящее время бензиновые фракции представляют интерес только как сырье для различных процессов. Каталитическим риформингом этих фракций может быть получен катализат с 50-60 мае. %. ароматических углеводородов. Бензиновые фракции можно подвергать пиролизу с целью получения этилена, а четкой ректификацией предварительно гидрированных фракций можно получать индивидуальные парафины C;.-Ci4 нормального строения высокой чистоты.
Получаемый при обычном процессе синтеза бензин имеет низкое октановое число, так как содержит в основном парафиновые углеводороды нормального строения. Поэтому в настоящее время бензиновые фракции представляют интерес только как сырье для различных процессов. Каталитическим риформингом этих фракций может быть получен катализат с 50-60 мае. %. ароматических углеводородов. Бензиновые фракции можно подвергать пиролизу с целью получения этилена, а четкой ректификацией предварительно гидрированных фракций можно получать индивидуальные парафины Сз-Ск нормального строения высокой чистоты.
Интересные результаты получены по количественному распределению циклопентановых и циклогексановых углеводородов бензиновых фракций мирзаанской нефти по горизонтам. Показано, что уменьшению содержания циклопентановых углеводородов соответствует увеличение содержания циклогексановых углеводородов, на основании чего высказано предположение о возможности изомеризации в природных условиях алкилциклопентаповых углеводородов в циклогек-сановые. Проведенное исследование на примере гомологов циклопентана в присутствии алюмосиликата доказало принципиальную возможность таких превращений. 6
Из приведенного краткого обзора исследований и публикаций по вопросу ароматизации углеводородов бензиновых и лигроиновых нефтяных фракций видно, что проблема гидроформинга в США решалась во многих направлениях. Однако решение этой проблемы на базе алюмохромовых и алюмомолиб-деновых катализаторов не изменило существенно наши теоретические представления о механизме и возможностях каталитической дегидрогенизации и дегидроциклизации, которые сложились еще в предвоенные годы в результате исследований Н. Д. Зелинского, Б. Л. Молдавского, Б. А. Казанского, Н. И. Шуйкина и других советских исследователей.
ным образом и являются причиной значительнойт детонации. Механизм процесса детонации, благодаря многочисленным исследованиям в этой области, в настоящее время уже достаточно изучен. Точно так же уже известны характеристики детонационных свойств всех изомерных индивидуальных углеводородов состава С5—С8. В^то же время еще совершенно недостаточны наши знания поведения в двигателях смесей углеводородов разных классов и типов структуры. Ввиду большой практической значимости исследований в этой области, их необходимо энергично развивать, как равно и изучение строения углеводородов бензиновых и высших фракций природных и синтетических нефтей/
Перечисляются требования к десорбентам: а) более высокая сорбируемость по сравнению с компонентами смеси; б) смешиваемость с компонентами смеси; в) несколько более высокая вязкость по сравнению с вязкостью наиболее прочно сорбирующегося компонента смеси для достижения резкого • разрыва между де-сорбентом и углеводородной частью; г) растворимость десорбен-та в воде, чтобы можно было легко удалить его из последних углеводородных фракций. Удовлетворительными десорбентами при разделении углеводородов бензиновых фракций на силикагеле служат метанол, этанол и изопропиловый спирт, керосине-
За последние 8—10 лет число исследований в области высокомолекулярных соединении нефти, пак и высокомолекулярных органических соединений вообще, сшгг.по увеличилось и исчисляется уже сотнями. Накоплен большой экспериментальный материал по составу и свойствам не только легкой и средней частей нефти, но также и по тяжелой, т. о. наиболее высокомолекулярной ее части. Появились такие фундаментальные монографии по составу и свойствам углеводородов бензиновых, керосиновых и масляных фракций нефти, как «Состав масляных фракций нефти и их анализ» К. Ван-Неса и X. Ван-Вестепа, «Углеводороды нефти» Ф. Россини, Б. Мойра, Л. Стрейфа, трехтомное издание «Химия углеводородов нефти» Б. Брукса, С. Бурда, С. Куртца и Л. Шмер-лиига, а также ряд отечественных изданий. Между тем до настоящего времени в мировой нефтяной литературе неизвестно ни одной монографии, посвященной специально проблемам высокомолекулярных соединений нефти. Настоящая работа япляется первым опытом монографии такого тина.
В составе непредельных углеводородов бензиновых фракций содержится от 5 до 10% диеновых углеводородов. На низкоактивных катализаторах содержание непредельных углеводе родов в бензине может достигать 65—70%. Практически совершенно не исследованы вопросы химического использования непредельных углеводородов бензиновых фракций каталитического крекинга, а такие возможности здесь безусловно имеются.
Кроме того, гидроочистку можно сочетать с процессами гидрокрекинга. При гидрокрекинге дистиллятных и остаточных продуктов наряду с удалением из них серы увеличивается выход газообразных углеводородов, бензиновых фракций и средних дистиллятов, что значительно расширяет возможности производства светлых нефтепродуктов и создает условия для проектирования заводов с любой заданной глубиной их отбора.
Присутствие в гидрируемом сырье кислородных, сернистых и азотистых соединений может замедлять реакции насыщения алкенов и ароматических углеводородов, особенно при мягких условиях очистки и в присутствии невысокоактивных катализаторов .
чения углеводородов бензиновых фракций, а гак-тэ риляятовых углево-
расшифровки состава углеводородов бензиновых фракций. При разньз:
Задача Я9. Групповой состав углеводородов бензиновых фракций Углеводородов поскольку. Углеводородов повышаются. Углеводородов позволило. Углеводородов представлен. Углеводородов превращается.
Главная -> Словарь
|
|