|
Главная -> Словарь
Ускоренное окисление
РИС. 12. Определение дорожного октанового числа бензина методом ускоренных испытаний:
В результате обработки имеющихся экспериментальных данных оценки ДОЧ бензинов типа АИ-93 на отечественных легковых автомобилях методом ускоренных испытаний по ГОСТ 10373-75 найдены следующие значения для коэффициента а:
Сущность методики ускоренных испытаний топлив на термическую стабильность заключалась в определении изменения физико-химических показателей топлива после нагревания его при температуре 100°С в течение 30 часов в приборе ДК-НАМИ. Рассчитывалось изменение количества в н-гептане асфальтенов, механических примесей и кислотного числа по отношению к исходной пробе.
Сущность методики ускоренных испытаний топлив на термическую стабильность заключалась в определении изменения физико-химических показателей топлива после нагревания его при температуре 100°С в течение 30 часов в приборе ДК-НАМИ. Рассчитывалось изменение количества в н-гептане асфальтенов, механических примесей и кислотного числа по отношению к исходной пробе.
РД 50-686-89. Методические указания. Надежность в технике. Методы ускоренных испытаний на усталость для оценки пределов выносливости материалов, элементов машин и конструкций.
РД 50-686-89. Методические указания. Надежность в технике. Методы ускоренных испытаний на усталость для оценки пределов выносливости материалов, элементов машин и конструкций.
Следует, однако, отметить, что особенно важным является точное воспроизведение основных факторов старения, учитывая, что характер процесса может изменяться не только при переходе от одного фактора воздействия к другому, но также при сильном изменении его интенсивности. Поэтому в ряде работ подчеркивается значение проведения ускоренных испытаний старения в условиях строго регламентированных температур и толщин слоев .
с учетом условной энергии активации, характерной для битумов, относящихся к одному и тому же типу. Поэтому в данном интервале можно для ускоренных испытаний битумов использовать наиболее высокую температуру 160° С. При этом характеристикой старения битумов может служить не только изменение количества ас-фальтенов, но и любой показатель битума, характеризующий его структуру, например температура размягчения .
Данные, полученные при проведении ускоренных испытаний в "ЦНИИПромз даний", показали, что применение синтетических полиэфирных основ, устойчивых к биоповреждениям, и полимерби-тумного вяжущего позволило обеспечить срок эксплуатации материалов на кровле до 20 лет.
Традиционно наиболее широкое распространение получили качественные методы оценки эффективности стабилизаторов, основанные на их сравнительном анализе. Сравнительная оценка проводится с использованием ускоренных методов испытаний, моделирующих в определенной степени условия эксплуатации стабилизируемых объектов. Большинство этих методов несомненно полезны при решении частных вопросов о подборе более эффективного стабилизатора для определенной конкретной системы. Однако провести сопоставительный анализ эффективности широкого круга ингибиторов и выяснить механизм их тормозящего действия с помощью методов ускоренных испытаний не удается. Кроме того, эти методы весьма трудоемки и продолжительны во времени.
В настоящее время известен комплекс методов оценки ингибирующей способности и пригодности различных химических соединений для использования их в качестве потенциальных стабилизаторов , включая методы предварительной оценки эффективности химических соединений с помощью модельных реакций и методы ускоренных испытаний на стабилизируемых объектах. В качестве одной из таких модельных реакций широко используется реакция инициированного окисления кумола. Эта реакция
Направленный подбор антиоксидантов для нефтепродуктов и разработка методов их ускоренных испытаний невозможны в настоящее -время без учета закономерностей протекания основных стадий лкио-
Ускоренное окисление бензинов при применении в карбюраторных двигателях вызывает образование смолистых отложений во впускном трубопроводе. Здесь благодаря действию воздуха, повышенной температуры и металла создаются наиболее благоприятные условия для окисления бензина, причем происходит энергичное радикально-цепное окисление не только углеводородной части бензина, но и ранее накопившихся смолистых веществ с образованием продуктов, не растворяющихся в бензине. Отложения во впускном трубопроводе уменьшают его проходное сечение и затрудняют подвод тепла к рабочей смеси. Вследствие этого ухудшается наполнение цилиндров и затрудняется испарение топлива, что, в свою очередь, приводит к снижению мощности и экономичности двигателя. Состав отложений по ходу впускного тракта не постоянен. Отложения, образующиеся непосредственно за карбюратором, в основном состоят из асфальте-нов. В отложениях на тюльпанах впускного клапана всего 3— 5% асфальтенов, а 2/з отложений составляют карбены и карбо-иды .
Высокой детонационной стойкостью обладают некоторые внутри-комплексные соли меди. Их эффективность близка к эффективности железоорганических антидетонаторов. Однако эти соединения оказались нестабильными при хранении и в их присутствии наблюдалось ускоренное окисление углеводородов бензина. Кроме того, внутрикомплексные соединения меди отлагаются на стенках впускного трубопровода и вызывают нарушения в процессе смесеобразования, поэтому практического применения они не получили'.
В опытах на индивидуальных углеводородах и бензинах, лишенных естественных антиокислителей после фильтрации последних через окись алюминия, было установлено, что в отсутствие антиокислителей металлы не ускоряют окисления углеводородов. Полученные результаты позволили заключить, что ускоренное окисление товарных топлив в присутствии металлов объясняется быстрым расходованием антиокислителя. Расход антиокислителя вызывается, очевидно, непосредственным воздействием металла на антиокислитель, при этом характер воздействия может быть различным. Так, например, Кроулен считает, что длительность индукционного периода окисления белых масел снижается в присутствии меди вследствие того, что антиокислители адсорбируются на металле и
Следует отметить, что коррозионная агрессивность меркаптанов зависит не только от их строения, но и от окисляемости углеводородов, в которых они растворены. Ранее отмечалось, что в процессе окисления непредельных углеводородов меркаптаны играют роль ингибиторов, при этом происходит инициированное окисление самих меркаптанов. Ускоренное окисление меркаптанов приводит к накоплению продуктов окисления и увеличению коррозионной агрессивности.
Следствием загрязнения и обводнения масла является его ускоренное окисление. Продукты окисления, выпадающие из масла в виде осадков, содержат обычно металлические мыла , которые интенсифицируют окислительные процессы.
Для оценки поведения топлив в условиях топливной системы имеются лабораторные методы ускоренного окисления ', а также установки и методы, сочетающие ускоренное окисление топлива и последующую фильтрацию его через реальные фильтрующие материалы . Фильтруемость топлива этими методами оценивают и при обычных температурах без нагрева. В стандартах на дизельное топливо имеется факультативный показатель — коэффициент фильтруемости , который определяют по изменению пропускной способности фильтра при последовательном пропускании через него определенных количеств топлива в специальном приборе . В этом приборе можно замерять объем топлива, фильтруемого через помещенный в корпус 4 бумажный фильтр из бумаги БФДТ; . Фильтруют последовательно через один и тот же фильтр не менее 10 порций по 2 мл, замеряя для каждой порции длительность фильтрации . Коэффициент фильтруемости выражают отношением длительности фильтрации каждой порции tn к длительности фильтрации первых 2 мл топлива; вследствие засорения фильтра осадком эта длительность возрастает:
Стабильность к окислению. Метод основан на определении окисляемости смазок под действием воздуха и т. п. О стабильности судят по изменению кислотного числа, содержания и скорости поглощения кислорода, индукционного периода, изменению структуры и свойств смазок. Стандартизован метод оценки окисляемости смазок , основанный на их окислении в тонком слое при повышенной температуре. Критерием служит кислотное число до и после окисления. Простым методом является ускоренное окисление под воздействием ультрафиолетового облучения . Окисление ведут в толком слое на латунных пластинках при 70 °С. Во ВНИИПК-нефтехим разработан прибор для оценки окисляемости смазок в тонком слое при температурах от 25 до 200 °С *.
Для предварительной оценки химической стабильности трансформаторного, компрессорных, турбинных масел, а также масел МК-8 и ХФ-12 применяется метод ВТИ — ускоренное окисление воздухом при 140° С в течение 14 ч в присутствии медных и железных шариков. О результатах окисления судят по кислотному числу окисленного масла и проценту выпавшего осадка. Испытуемое масло считается стабильным, если кислотное число не превышает 0,05—0,5 мг КОН на 1 г масла, а осадка выпадает не более 0,05—0,3% для разных масел.
Наиболее распространено представление, что ускоренное окисление металла при температуре выше 600°С обусловлено растворением защитной окисной пленки окислами ванадия и его соединениями , а при более низкой температуре сульфатами и кислыми сульфатами , при котором обнажается поверхность металла. Пятиокись ванадия играет роль катализатора — переносчика кислорода, т. е. отдает оголенному металлу кислород и восстанавливается до V204, а V204, являясь неустойчивым соединением со свободным кислородом, образует V205. P. А. Липштейн считает, что перенос кислорода к металлу осуществляется путем образования перекиси ванадия, которая при этом восстанавливается до V206.
Следствием загрязнения и обводнения масла является его ускоренное окисление. Продукты окисления, выпадающие из масла в виде осадков, содержат обычно металлические мыла , которые интенсифицируют окислительные процессы.
Все массовые сорта товарных реактивных топлив при высокой температуре нестабильны. О термической стабильности малосернистых топлив можно судить и по количеству осадка, образующегося при окислении, и по фильтруемости их; топливо же ТС-1, относительно более легкое, не всегда можно охарактеризовать по этим показателям, так как в основном при высокой температуре усиливается его коррозионная агрессивность. В результате повышаются коррозия и износ трущихся частей аппаратуры и увеличивается количество отложений, что видно из данных, приведенных ниже (((13СИ: Установках фенольной. Углеводороды характеризуются. Установках контактной. Установках осуществляется. Установках платформинга.
Главная -> Словарь
|
|