|
Главная -> Словарь
Утяжеленного вакуумного
Газотурбинные установки, как правило, работают на жидком углеводородном топливе утяжеленного фракционного состава, полученном при различных процессах переработки нефти. Примене — ние таких дешевых топлив позволяет снизить стоимость энергии, получаемой на ГТД, даже при повышенном расходе топлива.
Дальнейшее увеличение ресурсов дизельных топлив возможно за счет расширения их фракционного состава и использования дистиллятов вторичных процессов. Так, повышением температуры конца кипения на 25-=-30 °С можно увеличить ресурсы летнего топлива на 3 — 4 % от общего его производства. Такая температура конца кипения соответствует примерно t =360 °С. В настоящее время на ряде НПЗ страны начат выпуск по ТУ в достаточно больших масштабах летного дизельного топлива утяжеленного фракционного состава , представляющего собой по существу смесь бензиновой и дизельной фракций. Топлива такого вида* уже получают из некоторых газоконденсаторов и используют в отдаленных северных и северо — восточных районах страны, куда затруднительна доставка стандартного дизельного топлива.
Топливо утяжеленного фракционного сое- 12,0 11,3 2,3 26,0
Обладая высокой объемной теплотой сгорания и низким давлением насыщенных паров, топливо Т-6 предпочтительно для летательных аппаратов с большой сверхзвуковой скоростью полета. По сравнению с топливом РТ оно позволяет увеличить дальность полета летательного аппарата примерно на 8%. Вследствие утяжеленного фракционного состава топливо Т-6 имеет несколько худшие пусковые характеристики и повышенную вязкость по сравнению с топливами облегченного фракционного состава.
Выбор пористой структуры катализатора, особенно в условиях переработки сырья утяжеленного фракционного состава и с высоким содержанием серы, имеет существенное значение; отмечается важность наличия пор крупного диаметра преимущественно от 100 до 1000 А° и более .
Продолжительность каждого испытания при выбранном режиме составляла 24 часа. Выбор диапазона условий испытания осуществлялся с учетом условий эксплуатации действующих и перспективных промышленных установок гидроочистки дизельных топлив. В качестве исходного сырья использовали дизельный дистиллят из смеси Западно-Сибирских нефтей утяжеленного фракционного состава. Выбор указанного сырья обусловлен тем, что в тяжелой
В структуре потребления топлив также произошли большие изменения. Дальнейшее совершенствование конструкции судовых дизелей, появление новых масел с высокоэффективными присадками сделали возможным использование в высокооборотных дизелях дистиллятных топлив утяжеленного фракционного состава, а в среднеоборотных и малооборотных дизелях - остаточных нефтяных топлив .
Уточнению технических характеристик ДТ предшествовали широкие стендовые и эксплуатационные испытания. Испытания топлива утяжеленного фракционного состава , проведенные в США и Германии, показали, что повышение температуры конца кипения на 25-30°С несущественно влияет на мощность двигателя, расход топлива и токсичность отработанных газов .
С целью доведения качества отечественного дизельного топлива до требований международных стандартов в нашей стране разрабатывают ДТ утяжеленного фракционного состава . Для установления технических требований к качеству топлива УФС из типичной нефти трубопровода "Дружба" были выделены узкие фракции, путем компаундирования которых приготовлены опытные образцы стандартного и утяжеленного и несколько меньшим содержанием па-рафино-нафтеновых углеводородов . Содержание
17. Митусова Т. Н., Энглин Б. А., Николаева В. Г., Веретен-никова Т. Н. Дизельное топливо утяжеленного фракционного состава // Химия и технология топлив и масел.— 1981.— № 11.- С. 15-17.
Экспериментально установлено, что перекрестноточный на — с адочный блок конструкции Уфимского нефтяного института , I ыполненный из металлического сетчато — вязаного рукава, высотой , то {сть в 3 — 5 раз ниже, по сравнению с клапанными тарелками. Это достоинство особенно важно тем, что позволяет обеспечить в зоне питания вакуумной ПНК при ее оборудовании насадочным слоем, эквивалентным 10— 15 тарелкам, остаточное давление менее 20 — 30 мм рт.ст. и, как следствие, значительно углубить отбор вакуумного газойля и тем самым существенно расширить ресурсы сырья для каталитического крекинга или гидрокрекинга. Так, рас — * еты показывают, что при глубоковакуумной перегонке нефтей типа Западно —Сибирских выход утяжеленного вакуумного газойля 350 — 690 °С составит 34,1 % , что в 1,5 раза больше по сравнению с отбором традиционного вакуумного газойля 350 — 500 °С . С другой стороны, процесс в насадочных колоннах можно осуществить в режиме обычной вакуумной перегонки, но с высокой четкостью погоноразделения, например, масляных дистиллятов. Низкое гидравлическое сопротивление регу —
Глубоковакуумная перегонка мазута. Отечественная нефтеперерабатывающая промышленность не располагает пока освоенной технологией глубоковакуумной перегонки мазутов, предназначенной для получения утяжеленного вакуумного газойля с температурой конца кипения до 580 - 620 "С с целью расширения ресурсов сырья каталитического крекинга и гидрокрекинга. Расчеты показывают что при ГВП нефтей типа западно-сибирских выход утяжеленного вакуумного газойля составит 34,1%, что примерно в 1,5 раза больше по сравнению с отбором традиционного вакуумного газойля , выход которого составляет 24,2%. Посколь-
Исследования показали, что с увеличением глубины отбора от мазута высококипящих фракций повышаются плотность, вязкость и коксуемость как вакуумного газойля, так и гудрона, увеличивается , что обусловливает серьезные технические и технологические трудности при их последующей переработке. Так, потребуется освоить производство специальных отечественных катализаторов и промышленную технологию процессов гидрообессеривания и каталитического крекинга утяжеленного вакуумного газойля, определить направления рационального применения или освоить промышленную технологию переработки тяжелых гудронов; создать и освоить технологию изготовления высокопроизводительного оборудования для ГВП
мазута . По-видимому, решение этой сложной проблемы по всему ее комплексу будет осуществляться поэтапно: на первом этапе применительно к отбору вакуумного газойля с температурой конца кипения 520 -540 "С, а на втором и последующих этапах - с отбором утяжеленного вакуумного газойля с температурой конца кипения до 560 - 580 °С и более. Для отбора утяжеленного вакуумного газойля необходимо обеспечить остаточное давление в зоне питания вакуумной колонны менее 20-30 мм рт. ст. . Очевидно, для этой цели тарельчатые колонны непригодны: Единственно приемлемый способ создания глубокого вакуума - применение вакуумных колонн с насадками, преимущественно регулярного типа. Так, на АВТ производительностью 2 млн т/год по мазуту Шведского нефтехимического комбината колонна ГВП мазута без подачи водяного пара оборудована противоточной регулярной насадкой типа "Перформ-Грид", которая обеспечивает давление в зоне питания 27 мм рт. ст. Па при давлении верха 5,2 мм рт. ст. и отбор 47% вакуумного газойля с температурой конца кипения 510-520 "С с коксуемостью 0,13% . Противоточные колонны ГВП мазута на НПЗ развитых стран также оснащены преимущественно регулярными насадками, но типа "Глитч-Грид".
Опытные пробеги реконструированного вакуумного блока в режиме ГВП мазута западно-сибирской нефти показали, что при абсолютном давлении на верху колонны 3,3-103 Па без подачи водяного пара обеспечивается отбор 45% на мазут утяжеленного вакуумного газойля с плотностью 0,917 и коксуемостью 0,34% . Гудрон имел вязкость BYgo = 53 с и температуру размягчения-по КиЫ 27 'С.
Таким образом, эффективность применения для переработки тяжелых нефтяных остатков рассмотренных выше схем будет определяться, с одной стороны,возможностью практической реализации отдельных новых процессов , а с другой стороны - экономической конъюнктурой, соотношением цен на отдельные виды нефтепродуктов.
• ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ 'СХЕМЫ ПОЛУЧЕНИЯ УТЯЖЕЛЕННОГО ВАКУУМНОГО ГАЗОЙЛЯ
мым существенно расширить ресурсы сырья для каталитического крекинга или гидрокрекинга. Так, расчеты показывают, что при глубоковакуумной перегонке нефтей типа западно-сибирских выход утяжеленного вакуумного газойля 350-690°С составит 34,1 % , что в 1,5 раза больше по сравнению с отбором традиционного вакуумного газойля 350-500°С . С другой стороны, процесс в насадочных колоннах можно осуществить в режиме обычной вакуумной перегонки, но с высокой четкостью погоноразделения, например, масляных дистиллятов. Низкое гидравлическое сопротивление регулярных насадок позволяет «вместить» в вакуумную колонну стандартных типоразмеров в 3-5 раза большее число теоретических тарелок. Возможен и такой вариант эксплуатации глубоковакуумной насадочной колонны, когда перегонка мазута осуществляется с пониженной температурой нагрева или без подачи водяного пара.
Экспериментально установлено, что перекрестноточный насадоч-ный блок конструкции Уфимского государственного нефтяного университета , выполненный из металлического сетчатовязаного рукава, высотой 0,5 м, эквивалентен одной теоретической тарелке и имеет гидравлическое сопротивление в пределах всего 1 мм рт. ст. , т. е. в 3-5 раз ниже по сравнению с клапанными тарелками. Это достоинство особенно важно тем, что позволяет обеспечить в зоне питания вакуумной ПНК при ее оборудовании насадочным слоем, эквивалентным 10-15 тарелкам, остаточное давление менее 20-30 мм рт. ст. и, как следствие, значительно углубить отбор вакуумного газойля и тем самым существенно расширить ресурсы сырья для каталитического крекинга или гидрокрекинга. Так, расчеты показывают, что при глубоковакуумной перегонке нефтей типа западно-сибирских выход утяжеленного вакуумного газойля 350-690 °С составит 34,1 % , что в 1,5 раза больше по сравнению с отбором традиционного вакуумного газойля 350-500 °С . С другой стороны, процесс в насадочных колоннах можно осуществить в режиме обычной вакуумной перегонки, но с высокой четкостью погоноразделения, например, масляных дистиллятов. Низкое гидравлическое сопротивление регулярных насадок позволяет "вместить" в вакуумную колонну стандартных типоразмеров в 3-5 раз большее число теоретических тарелок. Возможен и такой вариант эксплуатации глубоковакуумной насадочной колонны, когда перегонка мазута осуществляется с пониженной температурой нагрева или без подачи водяного пара.
Олвдуег отметить, что в продуктах, полученных из утяжеленного вакуумного дистиллята, все перечисленные величины имеют более высокие значения для каждоТо режима, чеы в продуктах, полученных из обычного вакуумного дистиллята , Утяаеление Фракционного состава исходного сырья существенно не повлияло на качество получавшее продуктов, за асклвчениеи повышения содержания непредельных углеводородов, особенно во фракциях дизельного Юплива, что потрейуе* дополнительных Затрат на химическую ста-ййлйзаЦйй мих продуктов при их дальйвййвй переработке.
из утяжеленного вакуумного Увеличения конверсии. Увеличения напряженности. Увеличения отношения. Увеличения пропускной. Увеличения стабильности.
Главная -> Словарь
|
|