|
Главная -> Словарь
Загрязнению атмосферы
В настоящее время доля автомобильного транспорта в загрязнении окружающей среды в ряде городов составляет 30-40%, в крупных -до 60%, а в крупнейших городах мира по оксиду углерода превышает 90%;
один грузовой автомобиль выбрасывает в год «3 т вредных веществ, доля автомобильного транспорта в загрязнении окружающей среды в ряде городов составляет 30—40%, а в крупных— до 60% . Еще более высока доля автомобильного транспорта в загрязнении атмосферного воздуха в крупнейших городах мира, составляя по отдельным компонентам :
Формулировка понятия «Экологический кризис», данная во введении к книге, находит свое подтверждение в материалах данного раздела, причем, даже с учетом наличия в техносфере иных источников ПА, ПХД, ПХДД, ПХДФ и других экологоо-пасных соединений, совершенно очевидно, что смазочные материалы играют в загрязнении окружающей среды далеко не последнюю роль.
Разнообразные процессы металлообработки предусматривают использование широкого ассортимента жидких СОТС . Их доля от общего объема потребления смазочных материалов сравнительно невелика . В последнее время увеличивается значение водных СОТС. Водосмешиваемые концентраты смазочного материала перед употреблением разводят водой — содержание концентрата в конечном продукте составляет в среднем 3%. Этот факт существенно увеличивает реальную долю водных СОТС среди прочих смазочных материалов до ~50%, наибольшая часть общего объема потребления, что не может не отражаться на загрязнении окружающей среды.
Производство кислородсодержащих добавок, используемых целевым назначением в качестве компонента звтобензина,' как это следует из сведений, изложенных в глава 2, может быть организовано, главным образом, в виде эфиров, синтезируемых на основе спиртов и олефшов изо-строения. В качестве спирта чаще всего исгодьзуки1 метанол, реке этанол, з принципе могут быть использованы и спирты С3-СД. В работе 1421 подчеркивается, что вместо МТБЭ' фирма "Арко Кемикл" приняла решение производить ЗТ53, преимущество которого она видит з меньшем давлении паров-и, следовательно, в меньшем загрязнении окружающей среды,, чем в случае МТБЭ. Тенденция к применению кислородсодержащих добавок с низким дав-лением паров также, отмечается в работе .
кратности разбавления растворителем, причем важным условием является поддержание оптимальной для данного разбавления температуры потоков. Белый церезин из конкретного вида сырья может быть получен при кратности адсорбента к сырью, равной 2:1, и бензина к сырью- 1:34-4. Адсорбционная очистка твердых углеводородов позволяет получать высококачественные парафины и церезины при минимальном загрязнении окружающей среды. Однако технико-экономические показатели этого процесса недостаточно высоки, что требует совершенствования действующего оборудования, создания новых аппаратов и более эффективных адсорбентов.
Применение выносных котлов дожига монооксида углерода экономически выгодно только на установках большой мощности . Кроме того, они не надежны *в эксплуатации и на большинстве установок или отсутствуют, или не эксплуатируются. Выбросы в атмосферу значительных количеств монооксида углерода с газами регенерации приводят к потере энергии в виде потенциального тепла несгоревшего СО и загрязнению атмосферы.
Вращающиеся, ретортные и кольцевые печи с движущимся подом, а также электрокальцппаторы и шахтные печи, применяемые для облагораживания нефтяных коксов в промышленных условиях, имеют преимущества и недостатки. При нагреве в электрокальци-наторе общие потерн кокса наименьшие , однако вследствие расхода значительного количества электроэнергии стоимость выпускаемой продукции намного возрастает. Нагрев кокса продуктами сгорания топлив через металлическую стенку в ретортных и шахтных печах дешевле электропагрева, но при этом необходима очень развитая поверхность теплообмена. Кроме того, из-за спекания ограничивается возможность облагораживания мелких фракций, имеющих выход летучих 8—12%. Вследствие относительно низких коэффициентов теплопередачи длительность пребывания кокса в зоне нагрева значительно увеличивается, что приводит к частичному обессерп-вапию кокса в этой зоне и загрязнению атмосферы.
Продукты неполного горения и летучие, выделяющиеся в первой секции многосекционного противоточного аппарата, имеют весьма сложный состав, обладают химическим и физическим тепловым потенциалом и склонностью к загрязнению атмосферы. Поэтому перед выбросом из системы их нужно дожигать и физическое тепло дымовых газов использовать в первую очередь для нагрева воздуха, поступающего в прокалочпую печь , во вторую-—для получения водяного пара. Проектные данные показывают, что на 1 т облагороженного кокса можно получать 0,8—1,0 т водяного пара давлением 10—14 ат. При обессеривамии сернистых нефтяных коксов, в отличие от малосернистых, в изотермической камере кроме облагороженного кокса выделяются сернистые соединения. Показано , что величина потерь и количество удаленной серы при высоких температурах совпадают; это дает основание предполагать, что продуктами разложения органических соединений серы, содержащихся в нефтяном коксе, являются сера и сероводород. Несовпадение величины потерь п количества выделяемой серы для высокозолыюго порошкообразного кокса объясняется удалением части золы при высоких температурах. Например, в случае прокалки при 1500 °С зольность порошкообразного кокса снижается с 4,89 до 2,0%, т. е. более чем в 2 раза.
зина на СНГ наблюдается снижение выбросов окислов азота. При работе двигателей на бензине были получены следующие показатели по загрязнению атмосферы: соединения свинца и окислы серы присутствуют, окиси углерода и несгоревших углеводородов — стандартное содержание; при работе на СНГ — соединения свинца отсутствуют, окислы серы практически отсутствуют, содержание окиси углерода и несгоревших углеводородов снижено соответственно на 80 и 50—70 %. На основе этих результатов значительное число транспортных предприятий, в том числе Управление перевозок г. Чикаго, уже перевело свой парк автобусов и грузовых автомобилей на СНГ.
В маслах для двигателей с проточной смазкой, в основном двухтактных, ПА накапливаться не могут: содержание соединений с четырьмя — семью циклами составляет всего 0,2—0,4 мг/кг. Однако смазывание топливо-масляной смесью ведет к повышенному загрязнению атмосферы в результате выхлопа. В настоящее вре-мя все же превалирует мнение о меньшей экологической опасности двухтактных двигателей при условии использования биораз-лагаемых моторных масел.
К значительному загрязнению атмосферы ведет и сжигание ОСМ с целью их уничтожения, а также при утилизации в качестве котельно-печного топлива. Нежелательные выбросы, возникающие при сжигании отработанных масел, можно подразделить на следующие группы :
Увеличение объемов производства смазочных материалов и возрастание экологической опасности вследствие необходимости утилизации все больших количеств ОСМ выдвигают на первое место разработку методов их обезвреживания с целью дальнейшей безопасной для окружающей среды и человека переработки или другого вида рационального использования. Обезвреживание ОСМ необходимо при их переработке не только с получением масел, но также и топлив, поскольку сжигание последних может привести к существенному загрязнению атмосферы. Если в странах СНГ этой проблеме только начинают уделять внимание, то за рубежом уже действуют крупные установки второго поколения.
Вращающиеся, ретортные и кольцевые печи с движущимся подомг а также электрокальцинаторы и шахтные печи, применяемые для облагораживания нефтяных коксов в промышленных условиях,, имеют преимущества и недостатки. При нагреве в электрокальци-наторе общие потери кокса наименьшие , однако вследствие расхода значительного количества электроэнергии стоимость выпускаемой продукции намного возрастает. Нагрев кокса продуктами сгорания топлив через металлическую стенку в ретортных и шахтных печах дешевле электронагрева, но при этом необходима очень развитая поверхность теплообмена. Кроме того, из-за спекания ограничивается возможность облагораживания мелких фракций, имеющих выход летучих 8—12%. Вследствие относительно низких коэффициентов теплопередачи длительность пребывания кокса в зоне нагрева значительно увеличивается, что приводит к частичному обессери-ванию кокса в этой зоне и загрязнению атмосферы.
Продукты неполного горения и летучие, выделяющиеся в первой секции многосекционного противоточного аппарата, имеют весьма сложный состав, обладают химическим и физическим тепловым потенциалом и склонностью к загрязнению атмосферы.. Поэтому перед выбросом из системы их нужно дожигать и физическое тепло дымовых газов использовать в первую очередь для нагрева воздуха, поступающего в прокалочную печь , во вторую — для получения водяного пара. Проектные данные показывают, что на 1 т облагороженного кокса можно получать 0,8—1,0 т водяного пара давлением 10—14 ат. При обессеривании сернистых нефтяных коксов, в отличие от малосернистых, в изотермической камере кроме облагороженного кокса выделяются сернистые соединения. Показано , что величина потерь и количество удаленной серы при высоких температурах совпадают; это дает основание предполагать, что продуктами разложения органических соединений серы, содержащихся в нефтяном коксе, являются сера и сероводород. Несовпадение величины потерь и количества выделяемой серы для высокозольного порошкообразного кокса объясняется удалением части золы при высоких температурах. Например, в случае прокалки при 1500 °С зольность порошкообразного кокса снижается с 4,89 до 2,0%, т. е. более чем в 2 раза.
Несмотря на высокую эффективность удаления из заводских газов сероводорода и достаточную разработанность методов очистки, их применению на отдельных заводах, перерабатывающих сернистые нефти, уделяется недостаточное внимание. На 30% из общего числа действующих заводов установки для сероочистки газа имеют недостаточную мощность или находятся в стадии строительства. На ряде заводов они не включены в технологическую схему завода. Это обстоятельство приводит к перерасходу реагентов, применяемых для заще-лачивания сжиженных газов, получаемых при фракционировании неочищенных газов на ГФУ, повышенному загрязнению атмосферы сернистым ангидридом при сжигании сухих газов в трубчатых печах технологических установок и к интенсивной коррозии оборудования и коммуникаций, связанных с переработкой, транспортированием и сжиганием неочищенных газов. Это положение в ближайшие годы должно быть исправлено; необходимые мощности очистных установок и установок получения серы должны быть созданы.
Операция очистки парафинов в общем комплексе парафинового производства имеет важное значение. В результате глубокой очистки на предприятиях получают высшие сорта парафина, в том числе белый марки «Т» и экспортный марки «В2». На ряде действующих заводов парафины очищают серной кислотой с последующей нейтрализацией щелочью и промывкой горячей водой при перемешивании воздухом. После каждой операции парафин отстаивается; в общей сложности длительность отстоя достигает 25 ч за цикл при полной продолжитель-ности_цикла 30 ч. Вследствие периодичности процесса его автоматизация затрудняется. В результате нечеткого разделения фаз происходит значительный унос парафина с кислым гудроном, отработанной щелочью и водой, и общие потери парафина достигают2%-Очисткукислотой осуществляют в открытых аппаратах , что приводит к загрязнению атмосферы и созданию антисанитарных условий труда. Зарубежных реактивных. Зарубежных установок. Загрязнений попадающих. Застывания дизельных. Застывания нефтепродуктов.
Главная -> Словарь
|
|