Главная Переработка нефти и газа Категория и класс CF-4 CF-2 CG-4 ОБЛАСТЬ И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ Категория Service Масла предназначены для бензиновых двигателей, выпущенных в 1994 г. и ранее, заменяют масла класса SG. Те же, но с введением дополнительных требований в отношении расхода масла в двигателе, энергосберегающих свойств (экономии топлива) и способности выдерживать нагрев, не образуя отложений. Категория Commercial Масла, предназначенные для дизелей внедорожной техники, имеющих разделенную камеру сгорания и работающих на топливе с повышенным содержанием серы (до 0,5 %) Масла, предназначенные для 4-х-тактных дизелей грузовых автомобилей, осуществляющих перевозки по автострадам. Обладают лучшими моющими свойствами, чем масла класса CT и могут заменять их в дизелях, выпущенных до 1990 г. Масла, предназначенные для 2-х-тактных дизелей транспортных средств; заменяют масла класса CDII, так как обладают лучшими моющими и противо-износными свойствами Масла, предназначенные для 4-х-тактных дизелей, внедорожных машин и грузовых автомобилей, выполняющих по токсичным выбросам нормы, установленные в США с 1994 г. В сравнении с маслами CF-4 обладают лучшими моющими, проти-воизносными, антикорозийными свойствами, меньшей вспениваемостью при высокой температуре и хорошо сочетаются с малосернистыми дизельными топливами (содержание серы менее 0,05 %) Классификация Ассоциации евроейских производителей автомобилей (АСЕА), заменившая пока еще используемую классификацию Комитета производителей автомобилей стран европейского Общего рынка ССМС, подразделяет моторные масла на три категории по три класса в каждой. В табл. 14 классификация моторнхх масел по АСЕА представлена в сопоставлении с ССМС, API и ILSAC. Рис. 10 Символ маркировки моторного масла на соответствие тем или иным классам API Рис. 11 Символ маркировки масел, сертифицированных API на соответствие классификациям ILSAC 13 Сопоставление классификаций моторных масел Клас-сифи-кация Масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов Масла для дизелей легковых автомобилей, микроавтобусов
Масла для дизелей тяжелых грузовиков, автопоездов Классификация АСЕА (в отличие от классификации API) выделяет масла для дизелей легковых автомобилей в самостоятельную категорию. Масла классов А1-96 и А2-96 отличаются только тем, что первые - это энергосберегающие масла. То же относится к маслам классов В1-96 и В2-96. Масла классов АЗ-96 и ВЗ-96 отвечают высшим современным требованиям. По моюще-диспергирующим, противоизносным, антиокислительным свойствам они существенно выше масел двух предшествующих классов. Опыт эксплуатации двигателей внутреннего сгорания с применением синтетических масел свидетельствует об их преимуществах. Они обеспечивают снижение расхода топлива (до 5 % по сравнению с загущенными маслами), имеют повышенный срок службы, меньшую испаряемость при высокой температуре, обладают высокими пусковыми свойствами. Однако высокая стоимость (в среднем в 2,5 - 5 раз выше минеральных масел) ограничивает их применение в двигателях. Все более популярными становятся полусинтетические масла. В районах с низкой температурой воздуха их использование является единственным способом обеспечения надежности в работе высоко-форсированнхх двигателей. В полусинтетические масла вводятся эффективные антифрикационные присадки (модификаторы трения), что способствует повышению работоспособности масла в зоне высоких температур (цилиндро-поршневая граппа), повышению противоизносных свойств масел. 2.6 Трансмиссионные масла Масла, служащие для смазывания коробок передач, раздаточнхх коробок, дифференциалов, механизмов рулевого управления, представляющих собой зубчатые передачи - цилиндрические, конические, червячные, гипоидные и другие, называются трансмиссионными. Трансмиссионные масла должны иметь хорошие противоизносные, противозадирные и противо-питтинговые свойства, характеризоваться пологой вязкостно-температурной кривой, низкой температурой застывания, обладать хорошей термической и термоокислительной стабильностью, а также высокой стабильностью при хранении, минимально воздействовать на резинотехнические уплотнительные материалы, не допуская их разрушения, иметь хорошие антикоррозионные свойства, не содержать механические примеси и воду. Противоизносные и противозадирные свойства - основная характеристика трансмиссионных масел. Масла с такими свойствами обладают высокой смазывающей способностью, при которой на трущихся поверхностях зубьев шестерен создается прочная пленка, предотвращающая сваривание и задирание микронеровностей. Эта способность определяется наличием поверхностно-активнхх веществ, содержащихся в наибольшем количестве в остаточных нефтепродуктах, из которых получают трансмиссион- ные масла. Кроме того, для повышения противо-задирных свойств в масла вводят специальные присадки, содержащие соединения хлора, фосфора, серы и цинка. Эти вещества при большом давлении и высокой температуре образуют пленки оксидов, предохраняющие металл от схватывания в точках контакта. В качестве противоизносных присадок в трансмиссионных маслах широко применяются: ЛЗ-23К -дибутилксантат этилена с 38 41 % серы; ОТП - осерненный тетрамер пропилена с 20 % серы; ЭФО -продукт взаимодействия экстракта фенольной очистки остаточных масел с пятисернистым фосфором. Эти присадки добавляют к маслам в количестве до 5 %. Трансмиссионное масло не должно вспениваться, потому что пузырьки воздуха ухудшают его противоизносные и противозадирные качества. Температура застывания характеризует пригодность трансмиссионного масла для применения в зимних условиях. Для понижения температуры застывания применяются различные присадки-депрессоры, которые добавляют в масло в количестве 0,2 0,5 %. Противокоррозионные свойства трансмиссионных масел обусловливаются отсутствием в них водорастворимых кислот и щелочей. 2.6.1 Классификация трансмиссионных масел Учитывая, что в нормативно-технической документации встречаются обозначения в соответствии с ранее действующими стандартами, в табл. 15 приводится соответствие их обозначений ГОСТ 17479,285 (ТМ - трансмиссионное масло; 3 - загущенное масло). Согласно ГОСТ 17479.2-85 трансмиссионные масла разбиваются на классы по вязкости (табл. 16) и в зависимости от эксплуатационных свойств их подразделяют на пять групп, определяющих области их применения (табл. 17). 15 Соответствие обозначений трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85 принятым в нормативно-технической документации
16 Классы вязкости трансмиссионных масел
17 Разделение на группы трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам и областям их применения 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 [ 12 ] 13 14 15 16 17 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||