Главная Переработка нефти и газа К реализации идеи автомобиля с инерционным двигателем приступили ряд американских компаний. Он снабжен двумя тяжелыми маховиками, работающими в вакууме, а для их раскручивания перед выездом предусмотрен электромотор, питающийся от бытовой сети. Запасенная кинетическая энергия маховиков через коробку передач поступает на ведущие колеса, одной зарядки хватает на 80 км пробега со скоростью 90 км/ч. Это автомобиль, которому не нужен ни бензин, ни другое горючее и который не производит никаких выхлопных газов. Средней мощности электростанция, работающая на мазуте, выбрасывает ежесуточно в окружающую среду до 500 т серы в виде серного ангидрида 3О3, Который с водой дает серную кислоту. Тепловая электростанция компании «Электрисите де Франс» ежедневно выбрасывает в атмосферу из своих труб 33 т серного ангидрида, который превращается в 50 т серной кислоты, а кислотный дождь охватывает территорию вокруг станции в радиусе до 5 км. Такие дожди обладают большой химической активностью, они разъедают цемент, не говоря об известняке или мраморе. Всемирно известным, памятникам Франции угрожает опасность, химическое загрязнение атмосферы постепенно их разрушает, а пока частицы дыма, выбрасываемые в воздух промышленными предприятиями, вместе с водой оставляют на них бесчисленное количество еле заметных оспин. Чтобы сохранить для потомков творения древних, наиболее пострадавшие произведения архитектуры, теперь покрывают защитой из пластика. Загрязнение атмосферы автовыхлопом и твердыми частицами приводит к тому, что воздух крупных городов становится опасным для жизни людей. В некоторых городах СШ, Японии, Германии регулировщики уличного движения дышат баллонным кислородом. В России с увеличением автопарка обычными заболеваниями стали раздражение слизистой оболочки глаз, аллергические заболевания, переходящие в хронический бронхит и астму. Во время сильного смога в летние месяцы 2002 г. жителям Московской, Ленинградской, Нижегородской областей и Дальнего Востока были рекомендованы многослойные повязки и респираторы. Чтобы вовремя принять защитные меры от смога, в Кентском университете (США) был сконструирован даже мини-противогаз. Если загрязнение воздуха принимает угрожающие размеры и на приборе вспыхивает лампочка, то достают портативную маску. В Японии выведен специальный сорт бегонии, который служит индикатором фотохимического смога: под действием солнечных лучей при превышении концентрации смога на листьях растений через (5 часов появляются белые пятна. Гидросфера. Человек загрязняет нефтью и воды планеты, ежегодно сбрасывая в Мировой океан до 10 млн. т нефти. Аэрофотосъемкой со спутников зафиксировано, что почти треть поверхности океана покрыта нефтяной пленкой, особенно загрязнены воды Средиземного моря, Атлантического океана и их берега. Литр нефти лишает рыб необходимого кислорода, тонна нефти загрязняет 12 км2 поверхности океана. При концентрации нефти в морской воде 0,1-0,01 мл/л икринки погибают за несколько суток. На 1 га морской поверхности может погибнуть более 100 млн. икринок рыб, для этого достаточно 1 л нефти. Как сказано выше, источников поступления нефти в моря и океаны довольно много. Это аварии танкеров и буровых платформ, сброс балластных и льяльных вод, вынос нефти реками. В настоящее время 8 т нефти (из каждых 10 т, добываемых в море) доставляется потребителю морским транспортом. Количество танкерных судов велико, особенно оно возросло в 70-80-е гг. Только в 1975 г. утонуло танкеров общим водоизмещением в 815 тыс. т, и почти каждый год случаются крупные катастрофы. Первая произошла в 1967 г., когда у берегов Западной Европы потерпел аварию «Торри Каньон» и в море попало 120 тыс. т нефти у берегов Франции и Англии. Дальнейшие катастрофы крупных танкеров приносили в моря и океаны все новые порции нефти. В 1974 г. потерпел аварию американский танкер «Трансхерон», имевший на борту 25 000 т нефти. Огромное нефтяное пятно площадью в несколько десятков квадратных километров у побережья южно-индийского штата Керала уничтожило всех морских обитателей. В 1976 г. в залив Бантри (Ирландия) из танкера «Афран зодиак» водоизмещением 210 тыс. т вылилось 450 т нефти, загрязненными оказались вся северная часть залива и побережье на протяжении 35 км. В том же году на танкере «Сан-Петер» с 33 тыс. т нефти на борту вспыхнул пожар, судно затонуло, и нефть вылилась в море. Тогда же у берегов Бретани потерпел крушение «Олимпик Брейвери» водоизмещением 275 тыс. т, мазут затопил французские берега. Для очистки побережья были привлечены военно-морские силы и саперы, растительности и животному миру был нанесен непоправимый ущерб. В 1977 г. танкер «Арго Мерчент» сел на мель у берегов (штат Массачусетс), волны раскололи его, и 129 млн. л нефти вылились в океан, образовав пятно размером 240 х 60 км. В 1977 г. в катастрофе с танкером «Айринз Челленджер» 20 млн. л нефти попало в акваторию Гавайских островов, а в результате пожара на борту танкера «Хэвайан патриот» в Тихом океане пролито 90 тыс. т нефти. В 1978 г. при самой крупной танкерной катастрофе у берегов Бретани супертанкер «Амоко Кадис» вылил в море 230 тыс. т нефти. Наиболее крупной аварией 1979 г. явилось столкновение танкеров «Атлантик Импресс» и «Иджен Кэптэн» в Карибском заливе, когда в море вылилось 300 тыс. т нефти. Ноябрьский шторм 1981 г. выбросил у Клайпеды греческий танкер «Глобус Асини», из образовавшейся пробоины в море вытекло 10 тыс. т нефти. В 1983 г. недалеко от европейского побережья Атлантики загорелся танкер «Кастилло де Бельвер», судно затонуло, выпустив 250 тыс. т нефти. У побережья Антарктиды в 1989 г. потерпел крушение танкер «Баия параисо» с 1 тыс. т дизельного масла на борту; затем - трагедия в арктических водах Аляски, где из танкера «Экссон валдиз» вытекло 40 тыс. т нефти, образовалось нефтяное пятно площадью 800 км2. Ряд стран (в том числе и Россия) пришли на помощь, тем не менее эта авария явилась настоящей экологической катастрофой. В 1989 г. голландский речной танкер сел на мель у района Бад-Хоннефа, в реку вылилось около 1 тыс. т нефти на протяжении 7 км. В том же году индийский танкер «Канченджунга» налетел на рифы в Красном море в водах Саудовской Аравии, из пробоин вытекло более 10 тыс. т нефти. В конце 2002 г. случилось несколько аварий танкерного флота, упомянем только одну из них. В ноябре этого года танкер с неподходящим именем «Престиж» затонул в 120 км от Пиренейского полуострова. Из его пробоин в течение нескольких месяцев постепенно вытекали 77 тыс. т мазута, загубившего море и берега Испании, Франции и Португалии. Виновники аварии до сих пор не понесли должного наказания за содеянное. Список танкерных аварий можно было бы продолжить, но все же их доля в нефтяном загрязнении моря сравнительно невелика. В три раза больше поступает нефти в акватории за счет промывки цистерн танкеров и сброса льяльных вод. В четыре раза интенсивнее загрязняют моря и океаны нефтехимические заводы, почти столько же нефти от аварий на морских буровых. Рекорд по загрязнению морских вод принадлежит нефтяной скважине «Иксток-1» у п-ва Юкатан в Мексиканском заливе. Авария случилась в 1979 г., ежедневно в акваторию выливалось 4 тыс. т нефти; скважина фонтанировала более месяца, вылив почти 0,3 млн. т нефти. Для спасения океанов и морей во Франции создана специальная центрифуга «Циклонет». Она устанавливается на самоходной барже вместе с насосами, которые собирают с поверхности воду вместе с пленкой нефти, на вращающихся барабанах смесь быстро разделяется. Для очистки морских вод от нефти используют старые газеты и обертку, обрезки бумаги; всё это измельчается на полосы длиной 3 мм. Они способны впитать в себя 28-кратное количество нефти по сравнению с собственной массой, затем нефть из них легко извлекается прессованием. Такая бумага в больших нейлоновых сетках используется для сбора нефти в море на месте катастрофы танкеров. Применяют также диспергаторы, связывающие нефть, или обработку нефтяных пленок железным порошком с последующим сбором опилок магнитом. Большие надежды возлагаются на биологическую защиту, поскольку фирмой «Дженерал электрик» (США) создан штамм, способный расщеплять молекулы углеводородов. По данным российских ученых, некоторые жители морей вовсе не страдают от нефтяного загрязнения. Например, на Каспии моллюск кардиум, получивший свое название за сердцевидную форму раковинки, играет важную роль в очистке морской воды, добывая себе таким образом пищу и кислород для дыхания. Следовательно, природа «планировала» необходимость очистки морей и океанов, поскольку известно и естественное поступление нефти в водоемы. Проникновение нефти из земли имело место, например, у берегов СШ, Австралии, Канады, Мексики, Венесуэлы, в Персидском заливе. На одном из участков дна Калифорнийского залива 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 [ 31 ] 32 |
||