Главная Переработка нефти и газа зафиксирована естественная утечка нефти из недр с дебитом полутонны в сутки; предполагается, что этот процесс протекает здесь уже тысячи лет, хотя зарегистрирован в 1973 г. По недавним оценкам годовое поступление нефти в Мировой океан (при естественном просачивании) составляет от 200 тыс. т до 2 млн. т, и первая цифра наиболее вероятна около 6 % от общего объема нефти, поступающей в моря и океаны планеты. При упоминавшейся уже аварии танкера «Торри Каньон» в океан вылилось столько же нефти, сколько просачивается в воду из калифорнийских месторождений за десятки лет. В 90-е гг. был совершен настоящий акт вандализма, когда несколько тысяч литров отработанного мазута было слито в р. Рейн у Дюссельдорфа (Германия). Поверхность воды на протяжении 7 км оказалась покрыта нефтяной пленкой, несущей гибель речным обитателям, под угрозу было поставлено снабжение водой жителей прирейнских городов. В биологическом смысле едва не погибли Великие озера Северной Америки, лишь титанические усилия (обошедшиеся США в 17 млрд. долл.) спасли эти уникальные водоемы. Варварское отношение к природе при освоении нефтяных месторождений. По различным причинам при добыче и транспортировке нефти в России часть сырья выливается прямо на земную поверхность и в водоемы. Только за 1988 г. при прорывах нефтепроводов на Самотлорском месторождении в озеро попало 110 тыс. т нефти. Известны случаи слива мазута и сырой нефти в Обь и другие главные водные артерии страны. Как перспективный путь ограждения окружающей среды от нефтяного загрязнения является создание комплексной автоматизации процессов добычи, транспортировки и хранения нефти. В нашей стране такая система впервые была применена в 70-е гг. в районах Западной Сибири, для чего потребовалась новая унифицированная технология добычи нефти. Раньше на промыслах нефть и попутный газ совместно пускали по одной системе трубопроводов; с этой целью сооружались специальные нефтяные и газовые коммуникации на обширных территориях. Промыслы состояли из сотен объектов, и в каждом нефтяном районе строили по-своему, что не позволяло связать их в единую систему. При такой технологии добычи и транспортировке многие продукты терялись за счёт испарения и утечки. Когда, используя глубинные насосы, смогли обеспечить подачу нефти от скважины к центральным нефтесборным пунктам без промежуточных технологических операций, число промысловых объектов сократилось в 1215 раз! По пути герметизации систем сбора, транспортировки и подготовки нефти идут и другие крупные нефтедобывающие страны. В США построены четыре искусственных острова, связанных сетью трубопроводов длиной 40 км и электрокабелем в 16,5 км; площадь каждого острова 40 тыс. м , где можно разместить до 200 эксплуатационных скважин с комплектом необходимого оборудования. В настоящее время нефтяная отрасль является главной для мировой экономики, в России эта зависимость особенно велика. Поэтому нельзя продолжать хищническую эксплуатацию месторождений, с большими потерями при транспортировке и нефтепереработке. Дальнейшее экстенсивное развитие нефтяной промышленности уже невозможно: например, большие объемы нефти Восточной Сибири труднодоступны из-за их сложной геологии и огромных инвестиций. Эффект выше в Западной Сибири, однако в этом регионе высокопродуктивные месторождения уже значительно истощены. По этим причинам России необходимо полностью реформировать свою нефтяную промышленность. Это создало бы интерес к приобретению нового нефтеперерабатывающего оборудования. Стимул к развитию получила бы не только нефтяная промышленность, но и машиностроительные предприятия, нефтехимическая, химическая, металлургическая и другие отрасли, связанные с нефтью. Сплошь и рядом загрязнение окружающей среды осуществляется без определенного умысла! Большой вред природе наносится, например, от потери нефтепродуктов при их транспортировке: до последнего времени считалось допустимым, что до 5 % от добытой нефти естественным путем теряется при ее хранении и перевозке. Это означает, что в среднем в год попадает в окружающую среду до 150 млн. т нефти (не считая различных катастроф с танкерами или нефтепроводами). Охрана окружающей среды должна стать главной государственной проблемой в стране. Рациональное использование ресурсов биосферы, минеральных ресурсов Земли, бережное отношение к природе - вот единственно возможный путь спасения окружающей среды и самого человечества. Оглавление Введение Глава 1. О составе сырой нефти Глава 2. Пути попадания нефти в биосферу Глава 3. Превращение нефтепродуктов в разных сферах Глава 4. «Черное золото» как загрязнитель Глава 5. Старые проблемы нефтепереработки в новом веке Глава 6. О микроэлементах нефтей Глав 7. Экотоксикология соединений нефти Глава 8. Особенности загрязнения нефтепродуктами Глава 9. Ликвидация нефтезагрязнений и утилизация отходов Заключение Литература Приложение. Полвека интенсивного нефтяного загрязнения 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 [ 32 ] |
||