Главная Переработка нефти и газа Полная максимальная кривизна трубопровода при ютере устойчивости равна (2.86) т 150 200 300 т боо г Рис. 16. Номограмма для определения максимального прогиба при потере устойчивости трубопровода. Данное значение кривизны в послекритическом состоянии, соответствующем нижнему критическому усилию, рассчитано с помощью (2.84)-(2.86) и представлено на рис. 17 в зависимости от радиуса поворота и коэффициента Z. Как следует Из графиков, чем меньше радиус поворота, тем меньшие изменения напряженного состояния трубопровода происходят при выпучивании. 100 т 200 300 W 600 Z Рис. 17. Номограмма для определения минимального радиуса кривизны при потере устойчивости поворота трубопровода. Дополнение Выполним проверку допущения (2.69). Отношение полной максимальной кривизны к начальной кривизне равно В качестве максимальной оценки имеем dbN ds R R dM di г. е. из (2.74) Неравенство (2.69) равносильно, таким образом «1- Для значений, соответствующих нижнему критическому усилию, согласно соотношениям настоящего раздела второй главы получаем оценку 2 1.64 Как видно из графиков рис. 15-17, во всем диапазоне значений критических параметров z и 0, соответствующих различным условиям прокладки трубопроводов диаметром от 100 до 1020 мм, погрешность от пренебрежения последней величиной по сравнению с единицей не превышает 2 %. 6. Устойчивость трубопровода в однопролетных переходах Как и для полностью подземного участка, область начальных напряжений, в которой возможна потеря устойчивости, ограничена верхним и нижним критическими значениями. Верхнее критическое усилие определяем как точку разветвления равновесных состояний невесомой балки с упруго защемленными опорами. Прогиб трубопровода в грунте описывается дифференциальным уравнением (1.4), решение которого записывается в виде г;~с,е (зс) /г2+(.)- sin /г2 + (2.87) Для прогибов пролета имеем дифференциальное уравнение vW + k4" = 0, (2.88) решение которого будет V = Di cos kx + D.,. (2.89) На границе участков прогибы трубопровода и их производные, до третьего порядка включительно равны. Это позволяет записать для постоянных С и D систему из Рис. 18. Изменение верхних критических усилий при потере vc-тоичивости одпопролетвого перехода трубопровода S зависимости от коэффициента гЬ. четырех линейных однородных уравнений, условие нетривиального решения которых дает для параметра кЬ следующие трансцендентное уравнение: ctg kb = (2.90) 4 Заказ lOU. Верхнее критическое усилие находим по одной из )ормул (2.91) Р..-к,Р: = к,2УШО, (2.92) где и Р* - соответственно эйлеровская сила для жестко защемленного трубопровода длиной b и верхнее критическое усилие для трубопровода, уложенного в грунт; fei и feo - коэффициенты, значения которых даны на рис. 18 в зависимости от параметра гЬ. Twrn Рис. 19. Изгиб одмопролетного перехода трубопровода при потере устойчивости Потеря устойчивости перехода при значениях начальных напряжений сжатия, меньших верхнего критического, возможна для переходов с малым пролетом, для пролетов трубопроводов, уложенных вследствие особенностей рельефа пологой аркой, и связана с преодолением веса трубопровода и сопротивления засынки береговых участков (рис. 19). Нижнее критическое усилие определим энергетически, методом Ритца, используя основные предпосылки главы первой. Прогиб оси трубопровода при выпучивании задаем функцией (1.20). Полная энергия системы будет с> = - й/я LJ 10 (i+sinXb)]+4 EI / (2.93) EI }, где (h = q~qi (gi -вес пролета). Составляя уравнения (1. 23), пользуясь обозначениями (1.27)-(1.29) и £; = ЬЯ, получаем уравнение для определения параметров равновесных форм прогиба Фх(10->с)-Рфх(1-ь-х) + хз(б + .) = 0; (2.94) --(ncosS): cf3 (8 + Зх) - 3 - ( 2? cos g - 3 - S ) = 0. (2.95) Рис. 20. Номограмма для определения нижнего критического усилия при потере устойчивости одно-пролетного перехода. ff.2 0.Ч 0.6 0,8 to С Из (2. 94), (2. 95) получаем коэффициенты для нижнего критического усилия и соответствующих параметров равновесной формы прогиба (2.96) (2.97) (2.98) 9736 0 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 |
||