Главная Переработка нефти и газа Расходные показатели (на I т сырья): Пар водяной, Гка,т................0,023 Электроэнергия. кВтч ............90 Вода оборотная, ...............6,9 3.5. ПРОИЗВОДСТВО БИТУМОВ Назначение - получение битумов различных сортов и марок. Для производства бтумов применяются следующие способы: • глубокая вакуумная перегонка (получение остаточного битума): • окисление нефтепродуктов воздухом при высокой температуре (получение окисленных битумов); • компаундирование остаточных и окисленных биту.мов. Ниже рассматривается процесс производства битумов окислением тяжелых нефтяных фракций. Сырье и продукция. Сырьем являются остатки атмосфер-но-вакуумной перегонки нефти (гудроны), побочные продукты [фоизводства масел (асфальты и экстракты). Наилучшим сырьем считаются остатки высокос.молистых, ма;юпа-рафинистых нефтей, наихудшим - остатки высокопарафинистых нефтей, поскольку при окислении этих продуктов образуется большое количество асфальтенов и карбенов, вследствие чего бтум становится хрупким и неэластичным. Продукцией являются: • дорожные битумы, применяемые в дорожном строительстве лтя [фиготовления асфальтобетонных смесей; • кровельные битумы, используемые при изготовлении кровельных покрытий и различных изделий; • Сфоигельные битумы, используемые при выполнении рамичных строительных работ, в частности для гидроизоляции фунла.ментов зданий; • специальные битумы, используемые в различных отраслях промышленности. Технологическая схема. Окисление остатков проводится как периодическим (в кубах), так и непрерывным (в трубчатых реакторах и oкиcJштeльныx колоннах) способом. Воздух подается с помошью комгфессоров или врашаюпшхся дис-пергаторов (при получении битумов беско.мпрессорным методом на установках мхтой мощности). Схема установки производства битумов приведена на рис. 3.25. Установка состоит из двух блоков - на нервом получают строительные, на втором - дорожные вязкие битумы. Гудрон через печь П-1 поступает в емкость Е-1, а затем в смесителях М-1 и М-2 контактирует с воздухом и рецирку-лируюшим окисленным продуктом. Смесь направляется в трубчатые реакторы первого блока Р-1, Р-2. Продукты окисления из реакторов переходят в испаритель К-1, где тфоис-ходит отделение газообразной фазы от жилкой. Газы (воздух, пары отгона, окислы углерода и серы) через холоди;1Ьник Х-1 направляются в сепаратор К-3, из которого нескоцден-сировавшиеся газы окисления выводятся на сжигание в печь П-3, а отгон - через холодильник Х-5 с установки. Окисленный продукт с низа испарителя К-1 частично возвращается в смесители М-1 и М-2 на рециркуляцию, а балансовый избыток откачивается в емкости Е-3 - Е-6. Из емкостей строительный битум поступает на розлив в крафт-мешки и автобитумовозы. Дорожные битумы получают окислением асфальта деасфальтизации по схеме, аналогичной описанной выше (смесители М-3 и М-4 -реакторы Р-3 и Р-4- испаритель К-2). Окисленный продукт из испарителя К-2 подается в смеситель М-5 на компауширование с поверхностно-активными веществами и экстрактом селективной очистки масел, а затем попадает в емкости Е-7 - Е-14. Если на предприятии отсутствуют асфальты и экстракты (НПЗ топливного профиля), то дорожные битумы получают окислением гудрона. Дорожные вязкие битумы разливаются из е.мкостей Е-7, Е-8 в железнодорожные цистерны, бункерные полувагоны и автобитумовозы. Для получения дорожных жидких битумов вязкие битумы в смесителе М-6 смешиваются с разжижите-ле.м - керосино-газойлевой фракцией. Технологический режим: Температура, °С: сырья на входе на установку ..... 100-120 окисления в Р-1-Р-4 ........... 260 битума после Х-2, Х-3, Х-4 ...... 170 Дав-тение, кг/см: воздуха на входе в смесители..... 9 смеси на в.чоде в Р-1-Р-4........ 8 Расход воз.туха, м/ м продукта..... 1ОП-150 Отношение ре1Н1ркулят:сырье...... 6:1 с Sl-B <[1 >< >< I-1 щ е-., со 3 й = 5 s = 1 = S э 5 1 -е о н g ° > &S Л - СО >:> 2 « d с ш с i> г о s x lis- се -= Материальный баланс. Ниже приводится материальный баланс установки, производящей дорожные и строительные битумы окислением смещанного сырья: Поступило Гудрон.................................23,7 Асфшьт деасфальтизации гудрона..........39,7 Экстракт селективной очистки ............32,9 Поверхностно-активные вещества .........3,7 Всего ..........100,0 Получено Битумы дорожные.......................73,5 в том числе: БИДп 200/300, БНДп 130/200 ........(15,0) БНДп 90/130 ......................(15,0) БНДп 60/90 .......................(28,5) БНДн 40/60 .......................(15,0) Битумы строительные....................22,4 в том числе: BH-IV ............................(11,2) BH-V.............................(11,2) Отгон..................................1,3 Газы окисления .........................2,8 Всего ..........100,0
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 [ 34 ] 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||